Молитвы русских поэтов. XX-XXI. Антология - Борис Ширяев

(18 голосов3.9 из 5)

Оглавление

Борис Ширяев

Ширяев Борис Николаевич (1889–1959) – прозаик, публицист, поэт. В последней книге Бориса Ширяева «Религиозные мотивы в русской поэзии» (Брюссель, 1960) приводятся наиболее полные биографические сведения о нем. Родился в 1889 году в Москве. Там же окончил гимназию и историко-филологический факультет, был оставлен при университете. В 1914 году добровольцем ушел на фронт и вступил в Черниговский гусарский полк. После развала фронта вернулся в Москву в чине ротмистра. Стремясь пробраться на юг к добровольцам, был взят в плен и приговорен к смертной казни. Ему удалось бежать в Одессу, оттуда в Среднюю Азию, где он участвовал в Белом движении. После поражения попытался вернуться в Москву, вновь был арестован и приговорен к расстрелу. Смертная казнь была заменена десятью годами заключения на Соловках. Еще до революции сотрудничал в различных московских журналах и в 1917 году выпустил небольшую книжку стихов. Его биограф отмечал: «Революция прервала песнь молодого поэта. Подпись Б. Ширяева мелькала в советских изданиях лишь под критико-литературными статьями и путевыми очерками разъездного корреспондента. Но через сорок лет в одном из журналов Русского зарубежья имя Б. Ширяева появилось снова, на этот раз под переводом на русский язык гимна св. Франциска Ассизского. Сорок лет не смевший касаться струн божественной арфы, не смог преодолеть в себе зовов Божьего дара». В данном случае имеется в виду его возвращение к поэзии. Его самая знаменитая прозаическая книга «Неугасимая лампада» вышла в 1954 году в Нью-Йорке, ровно через сорок лет после того, как он, закончив Московский университет, поступил в Геттингенский и ушел на фронт. К этому времени он выпустил три книги «Ди-Пи в Италии», «Я человек русский», «Светильники русской земли», которые вышли в Буэнос-Айресе, где Борис Ширяев жил в послевоенные годы вместе со своим единомышленником и бывшим соловецким узником Иваном Солоневичем. «Идея Российской Народной Монархии, – писал он о Солоневиче, – не „экспортный товар». Она выношена всей жизнью многоплеменной русской нации, и я не представляю себе ни одного другого народа, способного воспринять и хотя бы частично реализовать ее. Для этого нужно иметь ее Дух, ее падение, ее скорби, ее радости – ее трагический величавый путь во времени и пространстве». Борис Ширяев посвятил свою «Неугасимую лампаду» художнику Михаилу Нестерову, его напутственным словам: «Не бойся Соловков. Там Христос близко». Эта религиозная идея легла в основу всей книги о страданиях узников в Древнейшем монастыре как крестном пути всей России. «Давняя несказанная прелесть преображенного Китежа засияла из рассеянной пелены кровавого и смрадного тумана, ибо дух свободен и вечен», – напишет он об этом пути преображения через страдания.
Последняя книга Бориса Ширяева, вышедшая в 1960 году в Брюсселе уже посмертно, называется «Религиозные мотивы в русской поэзии». В том же самом году и том же Брюсселе вышла книга Владимира Ильина «Арфа Царя Давида», а в 1938 году в Берлине – «Пророческий дух в русской поэзии. Лирика А.К. Толстого» Иоанна (Шаховского). Этим трем книгам суждено было стать основополагающими в изучении одной из самых важных тем – религиозности русской поэзии.
В России «Неугасимая лампада» впервые вышла в 1991 году и с тех пор выдержала более двадцати изданий.

Давно

Седые старцы пели:
«Будь радостен, новый Сион»…
И чем-то и меда и прели
Пахло от палых сосен.
Звучали по-детски протяжно
Седые псалмов слова,
На тощей березе важно
Круглила зеленки сова.
И море, и берег строгий,
И бледных озер затон
Дремали под ветхий, убогий
Первых иноков древний звон.
Из цикла «Соловки». Впервые: «Соловецкие острова» (1925, № 1–2).

Гимн св. Франциска Ассизкого

Господь Всеблагий, Всемогущий, Всевышний,
Тебе одному подобает хвала!
Слава и пение,
Благословение
Только Тебе одному!
Имени лишь Твоему!
Хвала Тебе, Боже, за светлого брата, за солнце, творенье Твое!
Им свет излучаешь,
Им день озаряешь,
В нем Имя вещаешь Свое.
Хвала Тебе, Боже, за звезды на небе, хвала за сестру их, луну!
Чисты и прекрасны,
Искристы и ясны
Струят в наши души весну.
Хвала Тебе, Боже, за брата нам ветра, за воздух, за облака тень!
Твое сотворенье,
Небес проясненье,
Тобою дарован нам день.
Хвала Тебе, Боже, за воду – сестру нам, за реки, ручьи и моря,
Чисты и смиренны,
Они драгоценны,
Нам жизни теченье даря.
Хвала Тебе, Боже, за тучную землю, сестру нам и нежную мать!
В ней злаков рожденье,
В ней радость цветенья,
В ней жизни Твоей благодать.
Хвала Тебе, Боже, в стихийном горенье могучего брата – огня!
Что плоть согревает,
Что тьму освещает,
Ночное томленье гоня.
Хвала Тебе, Боже, за тех, кто прощает, кого научил Ты любви.
Сквозь все испытанья,
Гоненья, страданья
Венец Твой их ждет впереди.
Хвала Тебе, Боже, за смерть, за сестру нам,
всех ждущих конец его дней.
Греховным – в нем тленье,
Но Ты – искупленье
Дал тем, кто жил в воле Твоей.
Хвалите и пойте Господнее имя, взнесите осанну Творцу!
Воздайте в смиренье
Благодаренье
Его, Жизнедавца, лицу!

Пасхальная заутреня

Победа полная… и сорок сороков
Торжественно гудит, ликуя и сверкая…
И праздник праздникам, и в море огоньков
Ты, мое солнышко, Ты светлая такая…
А там, на паперти, и тоже со свечой,
Старушка молится усердными крестами,
И, окруженная сияющей толпой,
И ждет, и верует, и теплится слезами.
Где больше радости?.. В борьбе ль колоколов,
В набеге ль праздничном волны многошумящей,
В Тебе ль, красавица, жемчужина богов,
Иль в богомолке той, на паперти стоящей?..
Победа полная… Всесильная весна
Недаром в каземат приносит вдохновенье…
Все забывается, когда шумит волна,
Волна победная любви и возрожденья…

Комментировать