Молитвы русских поэтов. XX-XXI. Антология - Иван Елагин

(18 голосов3.9 из 5)

Оглавление

Иван Елагин

Елагин Иван (Зингвильд Венедиктович Матвеев. 1918–1987) – поэт. Матвеевы – одна из самых знаменитых литературных династий русского Приморья. Дед Ивана Елагина Николай Матвеев-Амурский выпустил первую поэтическую книгу в Петербурге в 1903 году, в 1904-м – «Уссурийские рассказы». У него было двенадцать сыновей и три дочери; в поэзии известны имена не только сына – поэта-футуриста Венедикта Марта (Матвеева), внука – Ивана Елагина (Матвеева), но и внучки – Новеллы Матвеевой, отец которой, журналист, издатель и исследователь Дальнего Востока Николай Матвеев-Бодрый, тоже был поэтом.
Во время войны Иван Елагин оказался на оккупированной территории. В 1943 году выехал в Германию, прошел через лагеря ДИ-ПИ под Мюнхеном. Первые поэтические сборники «По дороге оттуда», «Ты мое столетие» вышли в Мюнхене в 1947 и 1949 годах. С 1950 года жил в США, работал в редакции газеты «Новое Русское Слово», учился в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах, выпустил поэтические книги «Отсветы ночные» (1963), «Косой полет» (1967), «Дракон на крыше» (1973), «В зале Вселенной» (1982). Последние семнадцать лет жизни был профессором Питтсбургского университета. Иван Елагин, как и многие другие поэты Русского зарубежья, верил в свою неотделимость от русской поэзии и России, писал об этом:
Не была моя жизнь неудачей,
Хоть не шел я по красным коврам,
А шагал как шарманщик бродячий
По чужим незнакомым дворам.
Полететь мне по свету осколком,
Нагуляться мне по миру всласть
Перед тем, как на русскую полку
Мне когда-нибудь звездно упасть.
Что и произошло, но уже посмертно. В 1998 году в Москве вышло двухтомное собрание сочинений крупнейшего поэта Русского зарубежья Ивана Елагина.

* * *

Дневных очей осеннее литье

Торжественно ушло в небытие.
Торжественное небо надо мной
Поблескивает звездной синевой.
И слушают дорога и трава
Моей молитвы тихие слова.
Ты, Господи, оставил нас в огне,
Ты два десятилетья – в стороне,
А мы от века до конца – плати
За неисповедимые пути.
Немногого прошу я – только дня,
Дня для земли без крови и огня.
Дня отдыха. Но только в этот день
Своей рукою солнце нам воздень.
И, может быть, тогда припомним мы
О Солнце Рая…
1943

Комментировать