Молитвы русских поэтов. XX-XXI. Антология - Георгий Шенгели

(18 голосов3.9 из 5)

Оглавление

Георгий Шенгели

Шенгели Георгий Аркадьевич (1894–1956) – поэт, стиховед, переводчик. До революции выпустил три поэтических книжечки «Розы с кладбища» (Керчь, 1914), «Зеркала потускневшие» и «Лебеди закатные» (Пг., 1915), куда в основном вошли его «поэзы», написанные под влиянием Игоря Северянина. А в 1916–1917 годах участвовал в северянинских «поэзоконцертах», в которых в завершение читал и свои стихи. Но в последующие годы пришел к «пушкинизму», считая основными выразителями этого «новоклассического» направления Максимилиана Волошина, Осипа Мандельштама, Владислава Ходасевича.

Псалом 11

Боже, укрой и помилуй:
праведных ныне не стало,
льстивы и лживы их речи,
ядом напитан язык.
Господи! Праведный силой
вырви лукавое жало,
сгорби надменны их плечи,
гневный яви им Твой лик.
Ибо презренно глаголят:
– Всех языком одолеем:
с нами речения наши,
кто же нам, кто господин? –
Боже! Твой меч да проколет
злые сердца им и змеем
путь им навек опояши.
Боже! Ты миру – один.
– Ради страдания нищих
и воздыхания бедных
стану, как щит пред ударом! –
Вот обещанье Добра.
Слово Создателя чище
трижды в горнилищах медных
пламенем чистым и ярым
плавленного серебра.
Слово Твое Ты исполни,
будь нам защитой и силой.
Дай нам ничтожных и ложных
властью добра побороть.
Ты нам вещавший из молний,
нас защити и помилуй.
Помни, что Ты меж безбожных
вечный, великий Господь!
(1919)

Иегова

Я – твой Господь. Я говорю тебе:
Мне ведано существ предназначенье.
В Моих словах, в их каменной судьбе,
страдающий да емлет утешенье.
Вся жизнь его навек обречена
быть пламенем, сжигающим овна
на преданном, на кротком всесожженье.
Я – Твой Господь, Подножием Моим
пребудешь ты вплоть до скончанья века, –
и каждая молитва человека, –
Моим ноздрям благоуханный дым.
И всей земле незыблемым законом
неукротимые кладу слова.
И каждый миг, над каждым женским лоном,
над каждым дном, где прячется трава,
на высоте, над облаком нагорным,
в глубинах вод, над фиником, над терном –
их власть, их мощь стремительно жива:
расчислены движения и души,
расчислены – и молот, и свирель,
и хлеб, и град, и все моря, все суши,
все взвешено, – и каждый шаг есть цель.
Вода несет твоих ладей ветрила.
Питает злак тебя, и травы – скот.
Сплетенья мышц перевивает жила,
и согревают волосы живот.
Твои рабы оберегают стадо.
Твоя жена, – в ней для тебя услада,
и твердый меч – твоей земли оплот.
И сам ты – огнь, Мне жертву испелящий,
твой мозг – алтарь, где Мне звучит хвала.
Моя рука недаром сберегала
тебя над бездной, смертию грозящей.
Но Я всеблаг. Свободой одарил
Моих детей слова, сердца и руки.
И слышу не бряцание кадил,
а ропота рокочущие звуки.
Но Я и мудр. И будет месть Моя
не серый дождь, не язва лезвия, –
иныя Я на них воздвигну муки.
Цель бытия отнимется у них,
цель бытия отторгнется от злобных,
и задыхающихся в смрадах гробных
Я обойду движеньем стоп Моих.
Быка, что забодает человека,
убьют кольем и мяса не съедят.
Тому, кто вырвет у другого веко,
заколют раскаленным шилом взгляд.
Неверный меч истлеет в вихре горнов,
падет на дно зерна не взявший жернов.
Неплодная, – ей жизни во сто крат.
И Каину – жить долее живого,
безплодный хлеб навек безплодно есть.
Мне не служить – Моя преступным месть.
Так справедливый говорит Иегова.
(1919)

Храм

Победоносного Израиля оплот
и Бога Вышняго приют неистребимый!
Где слава гордая? Исчезла, точно дымы,
и в трещинах стены убогий мох растет,
да юркая пчела, сбирая дикий мед,
жужжит и вьется там, где пели серафимы,
и вековечною стальной тоской томимый
у врат святилища рыданья льет народ.
Но храм разрушенный все был на страже
Бога: когда Отступника влекла его дорога,
и Ягве алтари он дал богам земным,–
подземные огни жгли идолов багряно.
Израиль, радуйся развалинам твоим:
в них гроб язычества и плаха Юлиана…

Комментировать