Молитвы русских поэтов. XX-XXI. Антология - Игумения Таисия

(18 голосов3.9 из 5)

Оглавление

Игумения Таисия

Игумения Таисия (в миру – Мария Васильевна Солопова, 1842–1915) – настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря, автор духовных стихов. По отцу – из древнего новгородского дворянского рода, по матери – одной из ветвей рода Пушкиных. После окончания в 1860 году Санкт-петербургского Павловского института благородных девиц почти десять лет провела послушницей Тихвинского монастыря, в Введенском храме которого хранилась древнейшая икона Тихвинской Божьей Матери. В 1870 году в Тихвинском монастыре она стала рясофорной послушницей с именем Аркадия. С 1872 года – регент Покровского Зверина монастыря в Новгороде, основанного в начале XII века на месте зверинца новгородских князей. С 1878 года – казначей Званского Знаменского монастыря, основанного в 1869 году по духовному завещанию вдовы Гавриила Державина, пожертвовавшей монастырю державинское родовое имение Званку со всеми землями и угодьями. Так что послушница Аркадия ведала казной обители, которую называли Званским Державина монастырем. Через год в этом монастыре она приняла постриг с именем Таисия. С 1881 года – настоятельница Леушской женской общины при деревне Леушине в Череповецком уезде. Через четыре года община стала Леушским монастырем. При игумении Таисии за тридцать лет в нем было воздвигнуто два каменных собора, открыты две школы – церковно-приходская и церковно-учительская, основаны иконописная и золотошвейная мастерские. Обитель превратилась в один из самых крупных женских монастырей в России, где подвизалось до 700 насельниц. За эти же годы игумения Таисия основала и возродила еще десять монастырей и скитов, среди них был и древнейший Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия.
Но современники недаром называли игумению Таисию Леушскую «внучкой» великого Пушкина. Их связывали не только родовые корни. Она была автором книг об Иоанне Богослове, «Жизнеописания Христа ради юродивой блаженной Евдокии», «Писем новоначальной инокине», «Келейных записок», автобиографии. Важное значение в религиозной литературе того времени имели «Беседы» и переписка игумении Таисии с Иоанном Кронштадтским, ее книга «Иоанн Кронштадтский как духовный пастырь». Первым читателем многих литературных трудов игумении Таисии был ее духовный отец Иоанн Кронштадтский. Отцу Иоанну еще до журнальных публикаций она посылала на благословение и свои стихи. Сохранился один из его отзывов 1898 года: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь».
В 1903 году вышло пятое, самое полное, издание «Духовных стихотворений» игумении Таисии. Уже в наше время протоиерей Геннадий Беловолов пишет о них: «Стихи матушки Таисии – уникальный духовный дневник инокини, запечатлевший ее опыт богообщения. Название сборника „Духовные стихотворения» обозначает не столько тематику, сколько внутреннее качество стихов. Это стихи-молитва, стихи-исповедь, стихи-проповедь. Это сокровенная «жизнь во Христе» благодатной старицы Божией, запечатленная в стихах, выраженная на доступном нам языке поэзии».
В советское время монастырь закрыли. В нем разместилась детская тюрьма. Затем он попал в зону затопления Рыбинского водохранилища. Соборы и могила игумении Таисии оказались на дне рукотворного моря, но верх колокольни и главы соборов еще более полувека оставались над водой. В 2003 году вода спала на четыре с половиной метра, и весь монастырь выступил из воды, а уж затем почти все здания рухнули. Так древняя легенда о Китеже-граде превратилась в русскую Голгофу на водах. Православная поэтесса Татьяна Шорохова напишет в стихотворении «Леушское стояние 2007 года»:
Дождь, как огонь по своим…
Молнии – в вихре синем…
Стоим у воды, стоим,
Под шквалом стоим и ливнем.
Пусть холодно – не беда!
Потерпим – беда не в этом!
Какая кругом вода
Почти в середине лета!
Не реки здесь – палачом!
Здесь люди наворотили!
Вода – она ни при чем:
Ей тоже руки скрутили…
Все терпит Россия-Мать
И черпает силу в Спасе.
Святое дело – стоять,
Крестами всю Русь украсив!

Молитва

Духовным оком созерцала,
Тебя, о Боже, пред собой
И в умиленьи прибегаю
К Тебе с смиренною мольбой.
Велик Ты, Боже наш, в твореньи,
И на земле, и в небесах,
Велик и дивен в промышленьи,
Могуч и славен в чудесах!
И мы, смиренное созданье,
Мы носим образ Твой в себе;
Питаем в сердце упованье
За гробом перейти к Тебе,
Дабы навек соединиться,
С Тобою неразлучно быть,
Но, чтоб достойно нам явиться,
Даждь нам всегда Тебе служить!
Даждь сердцем чистым, незазорно
Святую веру сохранить,
Душою теплой, непритворно
Тебя и ближних всех любить!

Море житейское

Море житейское, море глубокое,
Солоны воды твои!
Жаждой томимую грудь одинокую
Можешь ли ты утолить?!
Море житейское, море широкое!
Страшны нам волны твои;
Гордо вздымаясь, стеною высокою,
Топят безсильных они!
Грозно бушуешь ты, море свирепое,
Стон заглушая в себе,
Коим так плачутся путники бедные,
С тобою в неравной борьбе!
Море житейское, море могучее,
Долго ль тебе бушевать?
Долго ли будешь ты горечью жгучею
Жизнь бедняков отравлять!
Смолкни, затихни, о море сердитое!
Довольно, – вот близок уж брег;
Там видно страдальцев пристанище тихое,
Где нет ни волнений, ни бед!

Искание Бога кающегося душою

…Где Ты, о вездесущий Боже,
Чтоб мой усталый дух возмог найти Тебя!
Запутавшись в грехах, в отчаяньи тревожном,
Я с трепетом порой ищу, ищу Тебя.
– Где Ты?! – Иль в славе неприступной
Далек от грешников Твой лучезарный Трон,
И в светлый Твой чертог их вопли недоступны? –
Как небо от земли, так от Тебя их стон?
И сердце грешников лишено дерзновенья, –
Ему нет радости, нет мира, утешенья?
И душу бедную объемлет страх и трепет;
Но словно слышится в ней робкий, детский лепет
«Не бойся, бедная, дерзай, ведь Бог с тобой!»
Как слабое дитя, простри к Нему ты руки,
С любовию скажи и с верою святой:
«Отец! спаси меня томящей сердце муки,
Избави от грехов и примири с Собой!»
И тотчас вкусишь ты всю сладость примиренья,
Наполнит душу свет, и радость, и покой,
И в сердце скорбное прольется утешенье,
И оросится грудь счастливою слезой…

Молитвы

1. Молитвы есть дар благодати священный

Минуты отрады святой;
Любовию сердца и верой смиренной
Душа в ней беседует, Боже, с Тобой!

2. Спаситель, Спаситель! Согрей мою душу

В молитве любовью к Тебе,
Чтоб ум не метался заботою чуждой,
Безумным пристрастьем к земле!
Чтобы молитва к Тебе возлетала,
Как чистый, святой фимиам;
Земной оболочки она бы не знала,
Свободно неслась к небесам!
Спаситель, Спаситель! Ведь нет Тебя краше,
Нет сладче Тебя никого!
Зачем же так горько земное пристрастье
Тревожит беседу с Тобой?!
То скорби, невзгоды душу смущают,
Молитву уныньем томят;
То счастья и радости меры не знают,
В молитве пустое твердят!
Спаситель, Спаситель! Согрей мою душу
Святою любовью к Тебе,
Чтоб ум, воскрыленный свободою духа,
Легко возносился горе!..

3. Люблю я воссылать Тебе сердечные мольбы

Люблю я воспевать Тебе хвалебные псалмы,
Как сладко в них покоится усталая душа,
Как радостно возносится к Тебе на небеса!
И, словно вся забывшися от суеты земной,
Вкушает, наслаждаяся, нетленный Твой покой!
Но вот молитва кончилась; и бедная душа,
Как нехотя проснулася от сладостного сна.
И волей иль неволею вернулась к суете,
Хоть тяжко ей, бедняжечке, и скучно на земле.
О Господи, мой Господи! Когда ж наступит час,
Когда ничто житейское уж не разлучит нас
С Тобой, Сладчайший Боже наш,
Спаситель, наш Творец
Возьми к Себе детей Твоих, о благостный Отец.

4.Свет пресветлый, Иисусе!

Просвети меня,
Чтоб познать мне жизнь в Дусе,
Чтоб познать Тебя!..
Благодатию Твоею
Ты покрой меня,
И любовию Твоею
Ты согрей меня!
Непостижный, неприступный,
Горних сил Творец!
Ты ли, сердцу столь доступный,
Сладкий наш Отец?!
Да, Ты душу согреваешь,
Дух – животворишь,
Ум и мысли просвещаешь,
Сердцу говоришь.
Царь души моей Ты, Боже!
Царствуй же во мне!
Без Тебя весь мир ничтожен,
Жизни нет душе!
Воскреси меня с Собою
В чудный славы свет,
Чтоб и там мне жить с Тобою
В безконечный век!

Молитва грешницы у подножия Креста

Приди ты, грешная душа,
Приди в сознании и страхе,
Пади к подножию Креста,
Смирись во вретище и прахе!
Лобзай подножие Христово,
Его слезами орошай,
Как грешница – стопы Святого
Главы власами отирай!
Воскликни с нею со слезами:
«О мой Спаситель Дорогой!
Ты пощади Твое созданье
И обнови в нем образ Твой!
О, не отвергни покаянья
И слезы грешницы прими
Не как Иудино лобзанье,
А как стенания души,
Души, грехом обремененной,
Души, измученной борьбой,
Души униженной, смиренной,
Но не отвергнутой Тобой!
Сам даждь мне образ покаянья
Пред вечной правдою Твоей!
Я – Твое падшее созданье,
Раба греха и злых страстей!
Ответа нет в моем сознанье,
Мои безмолвствуют уста,
Одно, одно мне оправданье –
Лишь у подножия Креста!
Распятого на нем Тебя,
Христе мой, слезно умоляю:
Дай мне прощенье со Креста.
О Свете тихий и пресветлый,
Я на Тебя лишь уповаю,
Воззри на мрачную, воззри!
И зрак греха ее нелепый
Своим воззреньем озари!..
О Благость, Благость пресвятая,
Услышь вопль грешныя души!
Утешь скорбящую, вещая:
„Прощаются тебе грехи!»»

Мысли в последний час

Скажи мне, Господи, кончину
Мою и час последний мой;
Когда житейскую пучину
Преплыв, предстану пред Тобой!
О, как явлюся пред Тобою,
Владыка мой и Судия?!
Грехов моих передо мною
Лежит раскрыта хартия!
Ее читая, ужасаюсь
И осужденья трепещу;
Лишь на Пречистый Крест взирая
Душе отраду нахожу.
На нем Тебя, Христе мой, вижу
Распятого за грех людской,
И Твой сладчайший голос слышу
К Отцу Небесному с мольбой.
На сем Кресте и мне прощенье
Грехов моих Ты даровал
И Своей кровию священной
То обещанье подписал.
О, верую, Христе, и знаю,
Твои заслуги велики!
Я каюсь, слезно умоляю
Ты ради их меня прости!
Не то мне страшно, что грехами
Повинна муке всякой я, –
Ты правосуден, Боже, с нами,
Того достойна грешна я;
Но то мне страшно, то мне мука
И не оплакать морем слез,
С Тобою вечная разлука,
С Тобой, Сладчайший мой Христос!
Но помяни Твои заслуги,
И ими грех мой оправдай;
Избавь одной ужасной муки:
С Тобой меня не разлучай!..

Пред чудотворною иконою Богоматери в Казанском соборе

Как хорошо в Твоем храме, Владычица!
Как сладко душе и светло!
Свободно, спокойно в нем каждому дышится,
На сердце легко и тепло!
Словно Сама Ты, о Мати Всепетая,
Сама Ты здесь с нами стоишь;
Любовию Матерней к людям согретая
На всех с состраданьем глядишь!
И Лик Твой, Божественной славой сияющий,
Безмолвно вещает сердцам:
«Придите, молитеся Мне, вам внимающей,
Я всем вам отраду подам!
Молитесь убогие, бедные, сирые,
Ведь Я для вас Мать и Покров!
Молитесь и вы, сего мира счастливые,
Познайте в сем счастье, любовь!
Молитесь и вы, грехом отягченные,
Давно Я молитв ваших жду;
И, покаянья слезой орошенные,
Услышу Я их и приму!
Молись и ты, старчество дряхлое, хилое!
Молись и ты, юности цвет,
Молитесь и вы, малюточки милые,
Я всех вас покрою от бед!..»
О Милосердная Мати Пречистая!
Безмерна Твоя к нам любовь;
Ты нам Заступница в скорбех пребыстрая,
Ты наша Мать и Покров!
О! не оставь же нас, Мати любимая,
Молиться Тебе – вразуми;
И с верою теплой Тебе возносимые
Моления грешных прими!

В полночный час

На берегу реки широкой,
Среди безмолвной тишины,
Сижу я в келье одинокой
В полночи тихие часы.
Еще не брезжится рассветом
Передо мною небосклон, –
Ночным, таинственным приветом
Дарит природа; всюду сон,
И тишину ту нарушает
Лишь тихий плеск ленивых волн,
Когда веслом их рассекает
Рыбак, влача свой утлый челн.
Мой взор куда-то в даль стремится,
Она покрыта мглой ночной;
И сердце просится молиться,
Легко ему в тиши святой!
О, как далеко вся тревога,
Мне словно чуждым стал весь мир –
Я созерцаю в небе Бога,
Я ощущаю в сердце мир!

Вера

О вера чистая, святая,
Ты – чудотворная струя,
Ты – дверь души в обитель рая,
Ты – жизни будущей заря!
Гори во мне, светильник веры,
Гори ясней, не угасай,
Будь мне повсюду спутник верный
И жизни путь мне просвещай!

Прощальная беседа Спасителя с учениками на Тайной Вечери

1
Уже недолго быть Мне с вами,
Друзья Мои, – иду к Отцу;
Но не смущайтеся сердцами,
Я скоро к вам опять прийду!
Иду, чтоб приготовить место
Для вас в Обителях Отца;
Мое желанье вам известно:
Чтоб был со Мною Мой слуга.
Я – путь, Я – дверь в Обитель рая
Я миру свет, Я жизнь его,
Я правда, истина святая,
Сам предаюсь Я за него.
И вот Мое вам завещанье:
Любите ближних, как себя;
В любви – все ваше оправданье, –
Любите ж, как любил вас Я.
Любовь и душу полагает,
Как Я за вас, друзья Мои;
А из сего и мир познает,
Что вы – Мои ученики.
И если любите Меня,
Мое вы слово исполняйте:
И ближних, как самих себя,
Любите, милуйте, прощайте!
И если заповедь Мою
Вы чистым сердцем сохраните,
О чада, веру Мне имите, –
Отца за вас Я умолю,
И Он Утешителя Духа
Пошлет вам скоро вслед за Мной,
Да будет с вами неразлучно
Во век Дух истины святой,
Которого принять не может
Мир; он не ведает Его;
А вам Утешитель поможет
Он в вас, вы носите Его!
Утешитель Меня прославит
И обо Мне вам возвестит,
И вас на истину наставит,
И тайны неба уяснит.
Теперь вас скорбью наполняю
Словами, что иду от вас;
– Утешьтесь, други! обещаю
Я вскоре взять к Себе и вас.
Заблаговременно узнали
О сей разлуке вы, друзья,
Чтоб в час великий вы познали,
Что добровольно стражду Я.
Мой мир вам, чада, оставляю,
Мой мир не тот, что мир дает;
Я мир премирный завещаю,
Который радость вам прольет.
И Я вас не оставлю сиры,
Нет, Я опять к вам прииду;
Но не явлюсь тогда уж миру,
Явлюсь лишь вам, лишь к вам приду,
Я – жив, и вы живите Мною,
Живите верою святою,
Что к вам с Отцом Моим явлюсь
И в вашем сердце поселюсь,
Тогда познаете вы все,
Что Я – в Отце, а вы во Мне.
Уж сколько времени Я с вами,
И не познали ль вы Меня
О, если б вы Меня познали,
Во Мне познали б и Отца,
Глаголы правды, жизни вечной
Не от Себя Я вам вещал;
Дела и силы безконечны
Отец Мой чрез Меня свершал
Я истинно вам возвещаю:
Дела великие Мои
И больше сих вам оставляю
Я совершать, друзья Мои.
Моим вы именем просите
Отца небесного, – Он даст
Вам все, чего вы захотите;
Ибо во Мне Он любит вас.
Восстаните! Пойдем отсюда! –
Грядет уж мира сего князь,
И льется мрак его повсюду;
Но близок, близок его час!..

2
«Аз есмь лоза, лоза живая,
А вы все рождие мои», –
Вещал Спаситель, утешая
Учеников Своих в пути,
Когда в последний раз вступали
С Ним в Гефсиманский сад друзья
И свою верность обещали
Ему до смерти, – до Креста.
«И если кто во Мне пребудет
И по стезям Моим пойдет,
Моих заветов не забудет, –
Тот плод обильный принесет.
Кто ж от лозы живой отстанет,
Иссохнет тот и отпадет,
И прежде времени увянет
И жизни в сердце не найдет.
Я слово жизни вам вещаю,
Да радость Моя будет в вас,
И радость вашу пополняю,
«Друзьями» называю вас!..
Я не считаю вас рабами:
Не знает раб Владычных дел;
Вас называю Я друзьями,
Как Мне Отец Мой повелел.
Не вы Меня себе избрали,
А Я избрал вас и призвал.
Вы ж верой чистою познали,
Что Я вам истину сказал.
Избрал Я вас из среды мира,
И мир возненавидел вас;
Но вы и не были «от мира»,
Иначе он любил бы вас.
Мир в злобной зависти не видит
Великих дел Моих в себе; –
Во свете Света он не видит,
Он слеп и ходит в вечной тьме!
Но поминайте Мое слово:
Не больше господина раб.
Вот на Меня уже готова
Вся злоба их излить свой яд;
И вас, друзья Мои, изгонят,
И вас от сонмищ ижденут[3],
И вам страдания готовят,
И ваше имя проклянут.
Настанет час, и уже скоро,
Когда всяк тот, кто вас убьет,
Почтет заслугою перед Богом,
Что кровь невинную прольет.
Сего Я прежде не поведал
Вам, потому что с вами был
И, как Отец Мне заповедал,
Я до конца вас возлюбил.
Теперь же Я вас оставляю,
Иду к Пославшему Меня;
И вас Я скорбью наполняю,
О сей разлуке говоря.
Но благо вам, что Я иду; –
Я Утешителя Иного
К вам от Отца с небес пошлю,
И вы возрадуетесь снова.
Явившись миру обличит Он
Его: о правде, о суде,
И о грехе его великом,
Что злобный он не верил Мне:
О правде, – что иду к Отцу,
И о суде, – что уж к концу
Подходит мира осужденье,
Отвергшего свое спасенье.
О чада! скоро час настанет –
Вы в страхе разойдетесь все,
Меня «единого» оставив;
Но не один Я, нет, – в Отце,
С Отцом Своим Я пребываю
Всегда; и вам то возвещаю,
Чтоб мир имели вы во Мне
И Меня видели б в Отце!..
Уж близок, близок час разлуки; –
Восплачете о Мне вы, други,
И возрыдаете в те дни,
Когда останетесь одни!
Но скорбь на радость обратится,
Когда Я снова вам явлюсь
И радость в век не прекратится,
Ибо в сердца ваши вселюсь!
И вы пребудете во Мне
Вовек, как вечен Я в Отце!..
О!.. Многое бы надлежало
Мне, чада, вам еще открыть;
Но пока время не настало, –
И вы не можете вместить.

3
Отче Мой! Прослави Сына,
Да Сын прославит Твой Тебя,
Как дал Ему Ты власть и силу,
Прежде мира бытия
Твое Я имя человеком
Явил и разумели те,
Которых дал Ты Мне от века,
Что Ты во Мне и Я в Тебе.
И всем, которых Ты Мне дал,
Я слово жизни возвещал;
Сие ж есть жизнь их и спасенье,
Чтобы познали искупленье,
Им дарованное Тобой,
Твоим Христом и Сыном – Мной.
Не о всем мире умоляю
Я ныне, Отче Мой, Тебя;
Но Своих присных соблюдаю,
Которых принял от Тебя.
Твои – они, Ты ж Мне их дал,
И Я их в мире соблюдал
И не погиб из них никто,
Кроме Иуды одного!
Теперь, Отец, к Тебе гряду,
А их Я в мире оставляю;
Но их Я до конца люблю
И Тебя, Отче, умоляю,
Не да от мира их возьмешь,
Но да в Себе их соблюдешь!
Как Мы с Тобой единосущны –
Как Ты во Мне, и Я в Тебе,
Так пусть они единодушны
В любви Твоей пребудут все!
Как Ты Мне, Отче, заповедал,
Твое Я слово им поведал,
И они приняли его;
За то их мир возненавидит,
Озлобит их и преобидит,
Как ненавидел он Того,
Кого Ты, Отче, освятил
И миру грешному явил!
Ты, Отче, в мир меня послал,
Теперь же Я их посылаю,
Чтоб мир чрез них Тебя познал,
Я о Тебе им возвещаю.
Святи их в истину Твою,
Как Я за них Себя свящу,
Чтоб они были освящены
В любви Твоей и совершенны!
Я не о них молюсь одних;
Но и о всех, кто ради их
В Меня уверует, познает,
Возлюбит сердцем и прославит! –
Отче праведный, небесный!
Тебя не понял мир сей грешный,
Но Я, Твой Сын, Тебя познал
И Твое имя им сказал,
Чтобы любовь Твоя почила
На них вовек и просветила
Сердца их истиною той,
Что Мы – Единое с Тобой!
Как Мы с Тобой сопребываем,
Так их в Себе объединяем.


[3] Изгонят.

Комментировать