- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня из Апостольского чтения, предложенного нашему вниманию за Божественной литургией, мы узнали о том, как апостол Павел крестил учеников Иоанна Крестителя (см. Деян.19:1-8). Путешествие апостола продолжалось, самоотверженно нес он Божественную истину людям. Верный последователь Христов, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав?
Верхними странами назывались провинции Фригия и Галатия, расположенные выше Ефеса. В этом городе, как мы слышали, апостол Павел нашел учеников, но из сказанного ими было очевидно, что они являлись учениками Иоанновыми, а не Иисусовыми, только готовились к принятию истины, но еще не познали ее. Павел обратился к ним с вопросом о Святом Духе. Но ученики отвечали, что о Духе Святом не слышали, а крестились в Иоанново крещение. Тогда апостол Павел поясняет им: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
Крещение покаяния преображало людей, их жизнь и мысли в плане осознанного раскаяния в совершенных грехах и беззакониях, дабы достойно встретить Грядущего Мессию, о Котором проповедовал Иоанн. Между его проповедью и проповедью Иисуса Христа было существенное различие: если в словах Предтечи звучала угроза, то в проповеди Спасителя торжествовала любовь, утверждалась надежда и провозглашалась благая весть. При крещении Иоанновом на крещаемых не сходила благодать Святого Духа. Но они осознанно отрекались от прежней жизни, дабы начать жить Богоугодно и праведно.
Блаженный Феофилакт пишет: «Предтеча про-поведывал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и принявши Христа, получили оставление грехов». Почему же этого крещения оказалось недостаточно? Иоанново крещение было как бы подготовительным, очищающим, но самой духовной природы человека оно не меняло, лишь приуготовляло душу к вере в Господа Иисуса Христа. Между тем проповедь Иоанна явилась как бы необходимой и очень важной ступенью на пути. Креститель сам говорил, что лишь предваряет пришествие Спасителя мира, потому-то он — Предтеча.
Мы должны понять, что в духовном плане это был важный, вполне определенный этап. Для того чтобы окончательно уяснить эту мысль, надо посмотреть на формирование в наших душах самой веры. Прежде всего, в силу различных сложившихся обстоятельств, повлиявших на наше сознание и восприятие действительности, мы осознаем необходимость Божественной помощи и заступления. Смиряемся, познавая собственное бессилие. Благоговеем перед торжеством славы Божией. Молимся, уповая на то, что Бог слышит наши молитвы. Таким образом, зреет в нас желание жить честно, праведно, Богоугодно, полностью очиститься покаянием. Мы ощущаем свою вину перед Богом, испытываем вполне определенный страх перед Создателем за совершенные беззакония. Этот этап на пути к вере проходят все мыслящие, разумные, рассуждающие о мироздании и собственном бытии люди. А далее следует понимание, что истинное спасение нам дает лишь Господь наш Иисус Христос, снимая с рода человеческого тяжкое греховное бремя неизреченной Своей благодатью. Тогда-то мы начинаем осознавать, что без воли Божией все наши стремления и усилия будут просто тщетны, как бы мы ни старались и ни радели, как бы ни тщеславились собственными способностями и предприимчивостью.
Народная мудрость гласит: «Без Бога ни до порога». Действительно, как можно жить, не осознавая действия Божественного Промысла и принимая все достижения на свой счет? Если бы мы не знали благодати Христа, мы не могли бы и ощущать благотворности Святого Духа, без признания Которого просто не может существовать христианство. С Духом Святым мы в силах делать то, с чем никогда сами бы не справились.
Ученики, которых встретил апостол Павел в Ефесе, признавали Истинного Бога, осуждали себя за грехи, испытывали желание и осознавали моральный долг жить чище, лучше, честнее. Но в них не было познания о благодати Христа и помощи Святого Духа. Когда же, подготовленные и ожидавшие Мессию, ученики Иоанна узнали о пришествии Спасителя и о недостаточности совершенного над ними крещения, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Фактически это было не повторное крещение, а совершенно новое. Крещение христианское. Теперь они понимали, что недостаточно осознавать свои ошибки, важно научиться их исправлять, обретая душевный мир и спокойствие. Самому сделать это очень трудно, практически невозможно. Но, по вере и молитвам нашим, все возможно Духом Святым.
Первые христиане ощущали в себе силы бороться. И, действительно, им было с кем бороться — с врагами внешними и внутренними. Они постоянно пребывали в борьбе. Но этого было мало. Только свет Христов, воссиявший благодатью Святого Духа, мог принести мир в сердца и души. Сегодняшнее Апостольское чтение учит нас, братья и сестры, что без Святого Духа не может быть истинного христианства. Все благотворные изменения, которые происходят в нашей душе, преисполнены Духом Святым.
Апостол Павел же и далее продолжает свое благовествование: Придя в синагогу, он небояз-ненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. О многом говорит слово небоязненно. Оно свидетельствует о том, что проповедь апостола не всегда встречалась слушателями благодушно, у него было немало противников, готовых физически расправиться с неугодным проповедником нового учения. Под понятием Царствие Божие правильнее разуметь Церковь Христову со всеми благами, которые она дарует всем верным чадам своим, как в настоящей, земной, жизни, так и в жизни вечной, небесной.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы с вами именуемся высоким званием христиан, носим на себе имя Христа, Господа и Спаса нашего. Но подумаем и скажем честно, всегда ли мы достойны этого, ощущаем ли мы в полной мере свою ответственность перед Господом, последователями Которого желаем быть?! Как часто ради житейской выгоды мы готовы терпеть и тяжкий труд, и лишения, и любые сложности бытия, но совершенно не радеем о главном — о деле собственного спасения. Вроде бы и призваны познать благодать Святого Духа, а приложить усилия к тому не можем, вернее, не хотим. Нерадение в духовной жизни ведет к тяжким последствиям. Беспечность к своему спасению рождает не только стремление к бесчестию и греху, но и подает повод к соблазну других людей. А это страшно. В мыслях окружающих возникает вполне закономерный вопрос: какие же они христиане, если такое творят? Да, все мы призваны Господом, с именем Божиим несем по жизни свой крест, и горе нам забыть о том хоть на минуту. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Кто хочет уклониться от подвигов, тот бывает добычей волков». Если, называясь христианами, крестившись во имя Господа нашего Иисуса Христа, мы по злой воле своей все-таки будем осквернять себя беззаконными греховными делами и страстными движениями сердца и ума, работать в полной мере удовольствиям и делам телесным, не думая о начинаниях духовных, то безжалостно расхитим не только добрые качества, заложенные в нас, но и не услышим человеколюбивого Бога, взывающего к нам: се, стою у двери и стучу (Откр.3:20). Не Своей пользы и славы ищет Благой и Всещедрый Господь, а нашего совершенства, нашего вечного блаженства на небесах. Но беда человеческая и заключается в том, что коснение во грехе не дает услышать призыв дорогого небесного Гостя и раскрыть для Него двери своей души, оглушенной соблазнами тленного мира, плотскими прихотями и удовольствиями. В сегодняшнем Апостольском чтении мы слышали, с какой готовностью ученики Иоанновы восприняли слово Божие. В душах их не было и тени сомнения в том, что им надо креститься во имя Господа Иисуса. И за веру сию, за вдохновение духовное получили они Божественную благодать, Дух Святой сошел на них и принес в сердца их неизреченные блага. А мы? Как часто, обремененные житейскими проблемами, мы просто не слышим сладкого и спасительного Божественного гласа или, в лучшем случае, откладываем это слышание на «потом», когда будет время. А когда оно будет? Вот вопрос. Между тем любящий и страдающий за нас Иисус Христос, постояв при дверях нашей души и не добившись отклика, ответной любви человеческой, с болью и горечью уходит. Спаситель не признает насилия в любви. Невозможно воплотить желание вечной жизни и наследования Царства Небесного без подвигов духовных и дел христианских. Тот, кто действительно жаждет прославиться со Христом, тот станет усиленно избегать славы, чести и роскоши сего греховного мира. Ведь все мы помним слова Господа: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. (Мф.11:12). Как это: силою берется? Каждодневной борьбой со своими грехами, трудом духовным, подвижничеством, отказом от всяких земных удовольствий и роскоши. Преподобный авва Исаия пишет: «О, как труден путь Божий! Сам Господь сказал: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:14). А мы ленивые, праздные, преданные плотским наслаждениям, ищем спокойствия и благополучия в отвержении ига Христова». Ленимся на добро и любовь, беспечно относимся к душе своей, пребываем во сне греховного земного бытия, тем самым отдаляясь от Господа и радея только врагу рода христианского.
Пока еще есть время, пока отпущен нам Богом срок для покаяния, исправления и делания духовного, пока еще не поздно, восстанем от душевного небытия, внимая словам апостола Павла, призывающего: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф.5:14). Светом Христовым да просветимся, верою Христовой вдохновимся, истиной Христовой пребудем в славе Божией, в блаженной вечности Царства Небесного. И неизреченным источником всего этого да торжествует всепобеждающая Божественная любовь, которую не в состоянии в совершенстве превознести и воспеть даже совершеннейший язык ангельский. Нельзя найти ничего драгоценнее, возвышеннее и надежнее этой любви, которая в полной мере утешит и поддержит при всех невзгодах и трудностях земного бытия. В любви ко Христу все наше упование, ибо, как пишет святой апостол, любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор.13:8).
Великой милостью для каждого просвещенного верой человека является то, что по любви христианской он ищет Господа, стремится познать Бога, а Бог приближается ко всякому по мере его человеческих сил. Но будем помнить при этом мудрые слова святителя Григория Нисского, наставляющего: «Тому, чей разум развлекается многим, невозможно преуспеть в познании Бога и в любви к Нему».
Пусть же пример учеников Иоанновых, о которых говорилось сегодня в Апостольском чтении, пробудит в нас такое же стремление услышать и познать слово Божие, стать учениками Иисусовыми, совершенствоваться в духовной жизни делами добродетельными, творимыми в уповании на милость Божию, по несомненной вере и деятельной христианской любви.
Аминь.
Комментировать