<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

…Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

(Ин.11:51-52)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Святое Евангелие доносит до нас события, которые происходили во дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня мы слышали о неправедном сговоре первосвященников (см. Ин.11:47-57), когда, после удивительного чуда воскрешения Лазаря, члены синедриона собрались на совет, чтобы решить, что же дальше делать с Иисусом Христом. Они говорили: Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.

Событие, произошедшее в Вифании, не могло не волновать вождей иудейских. Слишком впечатляющим было чудо, и много людей стали непосредственными свидетелями его, уверовав во Христа и Его Божественную силу. Фарисеи не хотели пустить все на самотек, потому что хорошо понимали, чем это им грозит. В заседании синедриона принимали участие представители высшей священнической аристократии, нисколько не дорожившие национальным достоинством иудейского народа. И потому дело Христа обсуждалось здесь не с религиозной, вероучительной, а исключительно с политической с точки зрения. Фарисеев волновало одно — если народ поверит Иисусу из Назарета, они потеряют свой авторитет, утратят власть и связанные с этой властью материальные блага и доходы. И потому надо во что бы то ни стало остановить Иисуса Христа. А как это сделать? Естественно, с помощью лжи и фальсификации, выставив бунтовщиком, который может поднять и взбаламутить народ. Фарисеи со всей наглостью пускают слух о том, что всем иудеям грозит гибель от римских властей по подозрению в похищении верховной власти. Мол, если будете слушать Христа, скоро придут римляне и уничтожат всех иудеев. Фарисеи с особым лукавством возбуждают людей против Господа, объявляя Его виновником сложившейся тревожной политической ситуации.

Ложь эта, впрочем, и для них самих была заведомо несостоятельной. Но это и неважно, главное, хоть чем-то объяснить свое решение и намерение погубить Христа. Они не могли во всеуслышание признаться, что делают это из-за корысти и зависти. А потому очень удобно прикрывались высокими словами о свободе народа. Якобы именно для сохранения некоторой иудейской самостоятельности по отношению к римским властям они готовы пожертвовать самой заветной мечтой иудейского народа — о Мессии, царе, способном победить всех поработителей и возродить столь желанное царство Давидово.

Но первосвященник Каиафа высказался на совете более решительно и определенно. Безусловно, и у него были личные причины ненавидеть Христа, но сейчас он сумел их скрыть и руководствовался якобы исключительно общественными интересами: …лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сам того не ведая, Каиафа явился в этом случае пророком. Святой евангелист Иоанн недаром останавливается подробно на его речи, поскольку, являясь в этот год первосвященником, Каиафа не по личному ограниченному соображению (он-то намеревался, как и другие члены синедриона, просто погубить Господа), а по воле Божией произнес пророческие слова, что Иисус Христос умрет за народ. По всей вероятности, это было для него Божественным откровением. Когда в праздник очищения первосвященник Каиафа должен был принести жертву во очищение грехов всего иудейского народа, Отец Небесный указал ему истинную Жертву, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино. Вот почему, даже вопреки своему желанию, первосвященник стал орудием Божественного откровения. Но чисто по-человечески он сам того не осознавал и вел себя точно так же, как и другие фарисеи, преисполненные зависти, ненависти и желания убить. Пророчества Каиафы не поняли и члены синедриона, которые с этого дня положили убить Христа.

Решение было принято, но пути его осуществления не продуманы. Эти люди еще не знали, как сделать так, чтобы уверовавший в Господа народ не имел возможности защитить Его. Между тем Сын Божий удалился в небольшой городок Ефраим. Господь избрал его не случайно, — в случае необходимости отсюда можно было легко уйти в пустыню. Да и состояние души Господа требовало покоя, внутренней сосредоточенности и углубленности в Себя. Это хорошо понимали ученики Его, для которых тоже наступило время молитв и нелегких размышлений. Апостолам было известно решение синедриона умертвить Божественного Учителя. А ведь они так Его любили! Конечно же, ученики Христа думают и стараются всеми силами уберечь своего Господа от надвигающейся опасности. И тема эта служит главным предметом их разговоров.

Но вот уже приближается иудейская пасха. Богомольцы со всех концов страны прибывают в Иерусалим. Люди стоят в храме и рассуждают: …как вы думаете? не придет ли Он на праздник?

Враги Христовы тоже ждут Его, чтобы воспользоваться моментом и схватить Господа. Уже отдан приказ: если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.

Остается совсем немного до самых страшных, трагических событий.

И опять фарисейское лицемерие, — тогда как и открытых преступников принято ради праздника освобождать, вожди иудейские лелеют в душах своих злой, губительный умысел против чистого, праведного и совершенно невиновного Христа. Где же здесь пресловутое иудейское очищение, где милосердие, где сострадание?! Ничего этого нет. И вот Господь удаляется от них. Слово Божие, возвещаемое пророками, ходившее и проповедованное среди иудейского народа, удаляется от избранных в пустыню — в церковь язычников, которая будет озарена Святым Евангелием, радостно воспримет благую весть и про которую пророчески сказано в Священном Писании, что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа (Ис.54:1).

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Какие чувства вызывают в душах наших прочитанные сегодня за Божественной литургией Евангельские строки? Разве не желаем мы всем сердцем отвести от Господа страшные муки, разве не замираем от трепета и сочувствия, зная, что впереди ждет нашего Господа?! Хорошо, если так. Хорошо, если имеем в себе эту память. Значит, сердца наши еще не совсем зачерствели от мирской суеты, а в душах есть место для светлого милосердия и сострадания.

Что бы ни происходило в жизни нашей, будем помнить о Нем. Ведь Господь наш Иисус Христос — главное сокровище, которое, по Божией милости, мы, христиане, уже приобрели. Пусть ничто в повседневности не растрачивает этого незабвенного приобретения! Христос — наша сила, Христос — наша слава, Христос — наше спасение, Христос — наше упование! Постараемся об этом не забывать! Будем осознавать, что даже скорбью истинные христиане уподобляются образу страданий Христовых, чтобы и в славе стать подобными Ему. Вспомним слова святого апостола Павла: …с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим.8:17). И в другом месте: Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем (2 Тим.2:11-12). Господь наш Иисус Христос провел земную жизнь Свою в многочисленных лишениях и скорбях. Из Святого Евангелия мы знаем, как Ему нелегко было общаться с иудеями, сколько скорбного Спаситель наш перенес. Страданиями Своими Господь освятил лишения и скорби всех истинно верующих в Него людей, и, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), «возвысил земные лишения и скорби превыше земного благоденствия». Что это означает? Только одно: для нас, братья и сестры, путь спасения, ведущий в жизнь вечную, совсем непрост, много на нем трудностей и скор-бей, но он желанен нашему сердцу, завещан нам Спасителем и является неотъемлемым достоянием, потому что установлен всесвятым примером Господа нашего Иисуса Христа. Желающий спастись непременно должен держаться именно этого тесного и трудного пути. Святитель Тихон Задонский указывает: «Люди ищут легкой, а не тяжелой работы. Иисусу работать легко. Не велит Он камни носить, не велит горы разрывать и прочее, этому подобное, делать рабам Своим. Нет, ничего такого не слышим от Него, но что? — любите друг друга (Ин.13:34) Что легче, чем любить?.. Возьмем, возлюбленный христианин, на себя благое иго Христово, понесем Его легкое бремя и последуем Ему».

Будем же борцами и делателями Христовыми, готовыми одолеть все трудности, скорби и искушения суетного мира ради единственной, но самой важной цели — спасения. Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать