- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня в Апостольском чтении мы узнали о том, что было с апостолом Павлом и его спутниками после спасения во время кораблекрушения (см. Деян.28:1-31). Опять неизреченная помощь Божия пребывала с ними неотступно. Вплавь добрались люди до острова, называемого Мелит. Местные жители встретили их доброжелательно, разложили огонь, чтобы спасшиеся от морской пучины могли согреться и обсохнуть возле костра. Но тут случилось непредвиденное: Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. Реакция иноплеменников на это происшествие была вполне определенной:
…когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. Велико же было их удивление и потрясение, когда апостол Павел спокойно стряхнул змею в огонь, сам при этом оставшись целым и невредимым. Люди ждали страшной болезни, воспаления или мгновенной смерти апостола, но ничего подобного не произошло. И тогда, видя, что не случилось с ним никакой беды, жители острова Мелит переменили мысли и говорили, что он Бог.
Они были язычниками и искали объяснения произошедшему на их глазах чуду в Божественной природе удивительного человека. Только Истинный Бог позволил апостолу Павлу на себе доказать безвредность для верующих в Господа змеиного яда, равно как и всякой иной земной опасности. Кстати, существует предание о том, что на острове Мальта (так теперь называется остров Мелит) с того самого события не стало более ядовитых змей. Нас же поражает хладнокровие, с которым действовал верный ученик Христов. Он не стал кричать или волноваться, а просто стряхнул ехидну. Но в основе этого хладнокровия лежал не только его сильный характер, а, прежде и более всего, вера в Бога, уверенность в том, что Господь не допустит того, что апостолу Павлу в данный момент не надо испытать. Даже смерть придет только в назначенный и определенный Богом день и час. Но такое понимание не было тогда доступно язычникам, и потому они скорее склонны были признать апостола «богом», чем постигнуть глубину его веры в Господа.
Последующие события явились не менее удивительными для жителей Мелита. Начальник острова Публий, по всей видимости, римский наместник, радушно принял апостола Павла и его ближайших учеников, щедро угощал в своем доме и оказывал им всяческие почести. Отчасти это объяснялось его личным удивлением пред чудом, совершенным апостолом Павлом. Но вот произошло не менее потрясающее: Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его. Евангелист Лука рассказывает: После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы, и оказывали нам много почести, и при отъезде снабдили нужным.
Этот стих Апостольского чтения наводит нас, братья и сестры, на интересные размышления. Фактически Лука повествует нам о врачевании местных жителей. Некоторые исследователи текста полагают, что больные люди приходили не только к апостолу Павлу, но и к Луке, который, как мы знаем, был искусным врачом и, видимо, на острове Мелит помогал апостолу Павлу. Если это так, то перед нами первое упоминание о деятельности врача-миссионера. Не менее важно и то, что эти строки напоминают нам о том, что апостол Павел щедро подавал дар исцеления всем страждущим и болящим, сам же всю жизнь вынужден был претерпевать тяжкие и болезненные страдания от жара в плоти. Но сей недуг был послан апостолу Павлу от Бога, дабы постоянно напоминать ему о несовершенстве человеческой плоти и немощности пред Господом. Апостол мог исцелять именем Божиим, но сам не имел возможности исцелиться. И с радостью терпел выпавшие ему в земной жизни страдания. Опять-таки потому, что в сердце его не было отчаяния и скорби, так он смирялся пред Господом и ни во что ставил плотское естество.
Нам тоже выпадают в жизни плотские искушения и соблазны. Господь испытывает нас в плоти и ее желаниях. И только в нашей власти — поддаться на страстное движение плоти или нет. В том да служит нам благословенный пример апостола Павла, который совершенно не предавал значения требованиям плотского естества, подчиняя их стремлениям духа. Для этого он применял все средства — испытывал себя различными подвигами, изнурял постом и постоянным бодрствованием, пребывал в непрестанной молитве. А самое главное, что апостол Павел осознавал себя не своим, а Божиим. Жил Господом и все действия свои соизмерял с Божественной волей. Вот это-то и помогло ему еще в земной жизни достигнуть ангельской чистоты и святости. И все равно, чтобы в сердце его не возгорелась гордость, чтобы в душу не вкралось тщеславие от собственной праведности, Господь оставил верному ученику Своему пожизненное испытание — непрекращающийся жар в плоти. И болезнь эта была во спасение, так как помогала смиряться.
На острове Мелит апостол Павел с прочими спутниками пробыли три месяца. Но вот прибыл александрийский корабль, на котором они отправились далее. Приплыли в Сиракузы, пробыли там три дня, затем попали в Ригию. Позже семь дней провели в Путеоле у местных христиан, а потом пошли в Рим. В этом повествовании мы видим великое доверие сотника Юлия апостолу Павлу и очень человечное отношение его к необыкновенному узнику. Он не побоялся оставить апостола на семь дней в Путеоле, тогда как другие заключенные были сразу же уведены в Рим. От них-то римские христиане узнали, что вскоре к ним прибудет апостол Павел, о котором были много наслышаны, чье послание с большим вниманием читали. Естественным движением их души явилось желание встретить дорогого духовного наставника. Апостол Лука описывает: Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился.
Как много довелось апостолу Павлу за это время пережить! Два года он пребывал в плену в Кесарии, затем претерпел долгое и тяжкое путешествие на корабле, столкнулся с буйством морской стихии, три месяца провел на Мальте, и вот впереди его ждали новые узы в Риме. Было отчего отчаяться и пасть духом! Только вера в Господа и Его неизреченную помощь помогла апостолу не сломаться, остаться на должной духовной высоте. И теперь, видя плоды Церкви Христовой в Риме, он понял, что страдал не напрасно, что учение Христово завоевывает сердца все большего числа людей. Для апостола, как и для каждого человека, было отрадно и живительно сочувствие и поддержка любимых братьев во Христе. В этом он являл пред всеми человеческие чувства. Святитель Иоанн Златоуст пишет по этому поводу: «Смотри, как и он испытал при этом некоторое человеческое чувство. Тот, кто совершил столько чудес, при виде братий ободрился. Отсюда мы видим, что он по-человечески получал и утешения, и огорчения».
Да, упование на волю Божию не делало апостола Павла безучастным ко всему происходящему, он умел переживать сильные человеческие чувства. И более всего любил людей искренней и всепобеждающей христианской любовью. Ради ближних своих и их истинного блага апостол Павел готов был претерпеть любые испытания и потому не боялся ничего. Бесстрашие происходило из веры его. Усилиями сотника Юлия и добрыми отзывами об апостоле сопровождающих его воинов, в Риме заключение Павла было несколько легче, чем у других узников. Ему позволялось жить не в темнице, а особо с воином, стерегущим его. Такое заключение давало возможность апостолу общаться с братьями-христианами, а также проповедовать слово Божие. Многие из иудеев в Риме были уже наслышаны о том, что Павла привели на суд кесаря из-за распрей с иудейскими вождями. Конечно же, их интересовала суть вопроса. Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян. Павел старался объяснить иудеям Рима, что он содержится в узах невинно, так как не совершил никакого преступления: ни против иудейского народа, ни против закона Моисея. И суда кесаря фактически он потребовал для себя сам, дабы избежать самосуда. Как поясняет святитель Иоанн Златоуст, апостол Павел говорил: «Я сделал это не для того, чтобы другим причинить зло, но чтобы себя избавить от зла, и не по своей воле, но был вынужден». С особой доверительностью апостол Павел обращается к иудеям: По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами.
У римских иудеев не было никакой информации об апостоле Павле. Речь его произвела особое впечатление, хотя одни убеждались словами его, а другие не верили. Очень многие, слушая апостола, не слышали его, не хотели понимать. И потому Павел сказал: Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат. После этих слов иудеи ушли, но споры среди них продолжались. А апостол Павел, как свидетельствует Лука, жил целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Как много поучительного заключено для нас в прочитанном сегодня за Богослужением Апостольском чтении! Вместе с апостолом Павлом путешествовали мы сегодня, переживали столько событий, радовались и огорчались. Бурному, бушующему морю подобна вся наша земная жизнь, в которой непрестанно испытывается сила нашей веры и стойкость характера. Мы мчимся по волнам бытия, греховная пучина готова поглотить нас безвозвратно, как некогда угрожала природная стихия апостолу Павлу. Только упованием на волю Божию можно выстоять в этом мире, не сломаться, не предать, не отступить. Как некогда хладнокровно сбрасывал в огонь апостол Павел ядовитую ехидну, так и мы готовы сбросить со своей души страстные порывы и порочащие нас беззакония. Это возможно и реально в том случае, если будет в нас искренняя и истинная вера, упование на спасительный Промысл Божий. Мы все так нуждаемся в Божественной помощи. Порой маловерные, немощные, подвластные греховным соблазнам, нестойкие. Но Бог есть прибежище и заступление всем христианам. Отец Небесный благоволит ко всем Своим детям — и сильным, и слабым.
Разве не нам с вами говорил апостол Павел: Если Бог за нас, кто против нас? (Рим.8:31). Если уж мы сподобились благодати Божественного родства, усыновились Самому Богу, то ничто в этом мире не способно нас одолеть. Ведь Отцу нашему Небесному все подвластно, все повинуется: не жжет огонь, не действует змеиный яд, не свирепствует ненависть и злоба. Бог укрощает любую стихию — и природы, и человеческой души. Недаром преподобный Макарий Египетский поучает: «Богу легко все совершить в одно мгновение, только бы ты имел любовь к Нему». Любовью к Богу и просветимся, и озаримся. В надежде на милость Божию не будем сомневаться, ибо Бог подает помощь всем, кто к Нему обращается. По словам святителя Иоанна Златоуста, «Бог везде неразлучен с любящими Его: находятся ли они в темнице, в изгнании, или в бездне моря.»
Господь всегда помогает, облегчает труды, поддерживает и укрепляет. Услышанное нами сегодня Апостольское чтение — яркий и явный тому пример. Станем же во всем призывать имя Господне, уповая на спасение Божие. «Будем же, — по словам святителя Иоанна Златоуста, — подражать Павлу, этой доблестной и адамантовой душе, дабы, шествуя по следам его жизни, мы могли проплыть море настоящей жизни, достигнуть безмятежной пристани, и сподобиться благ, обетованных живущим достойно Христа».
Аминь.
Комментировать