- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.10:1-16) очень убедительно говорит нам о том, что для Бога все люди равноценно дороги, всех нас призывает Отец Небесный, нет народов чистых и нечистых. Здесь начат рассказ о событии, имевшем в истории Церкви Христовой огромное значение, так как в число верных учеников впервые был избран и допущен язычник сотник Корнилий. Апостол Лука пишет: В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
В Кесарии располагалась штаб-квартира римской администрации в Палестине. Естественно, здесь полагалось содержать войско, которое могло оперативно выполнять различные поручения властей. Корнилий был сотником, то есть командиром сотни, входившей в состав когорты или батальона. Сотники, или, как еще их называли, центурионы, представляли собой основу командования римской армии. Говоря современным языком, они были чем-то вроде лейтенантов. В описании одного древнего историка есть такая характеристика требований, которые предъявляли к сотникам: «Сотники не должны быть отчаянно храбрыми, но хорошими командирами, твердого расчетливого ума, не готовыми всегда бросаться в атаку ради безрассудной битвы, но, в случае подавляющего превосходства противника и непрерывных атак, готовые умереть на своем посту».
Корнилий был человеком мужественным, рассудительным и верным. Мы знаем также, что ему были присущи такие качества, как любовь к Богу, милосердие, богобоязненность, щедрость в милостыне. По вероисповеданию сотник Корнилий происходил из язычников. Но он разочаровался в языческом многобожии и распущенности нравов. Его всегда привлекала чистота, истинная вера в Бога, праведность жизни. Милостыню Корнилий творил от всего сердца, как умел. Все эти его человеческие достоинства, конечно же, были известны Богу. Отец Небесный, видя любовь и старания этого человека, решил открыть ему слово Божие. К сотнику был послан Ангел Господень, который вошел к нему и наставил: Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
Вы спросите, братья и сестры, почему именно к Корнилию был послан Небесный гость, чем этот человек заслужил подобную милость? Сам Ангел пояснил это Корнилию и всем нам: Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что человек этот умел искренне и пламенно молиться, а также совершать дела добра и милосердия. Не зная еще христианских истин, жизнью своей он им соответствовал. Естественно, такое Богоугодное поведение не могло быть не отмечено перед Господом. Только поэтому сотник Корнилий сподобился первым среди язычников принять Таинство Святого Крещения. Когда Корнилий увидел Ангела Божия, он испугался столь чудесному и удивительному явлению. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что испуг сотника был неслучайным: «.Видение произвело в нем страх, но страх умеренный, чтобы только сделать его внимательным; потом слова Ангела рассеяли этот страх или, лучше, — заключающаяся в них похвала смягчила неприятное чувство страха». Корнилий послушался воли Божией, призвал двоих своих слуг и благочестивого воина, находящегося при нем, и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
Далее в Апостольском чтении мы слышим, как Бог подготовил апостола Петра к принятию в христианскую общину первого из язычников — сотника Корнилия. Прежде чем тому осуществиться, верный ученик Христов должен был сам получить некоторый урок. Дело в том, что правоверные иудеи пренебрежительно относились к язычникам. Они считали, что Бог совершенно не обращает внимания на этих людей, стало быть, для веры они потеряны. Иудеи в своем отношении к язычникам доходили до откровенной жестокости. Нельзя было, например, оказывать помощь избитому и умирающему на дороге язычнику или помогать рожающей язычнице. Если истекающий кровью язычник скончается, то в мире станет на одного язычника меньше. Точно так же, если женщина умрет, не разродившись, то вместе с собой она унесет жизнь еще одного язычника. Христиане из иудеев Палестины тоже с недоверием и опаской относились к язычникам. Петр должен был понять, что это в корне неверно, прежде чем крестить сотника Корнилия. Следует отметить, что апостол Петр уже был более лояльным и милосердным, отступил от жестоких норм иудейского образа мышления, в которых он когда-то был воспитан. Об этом свидетельствует тот факт, что апостол остановился в доме Симона кожевника, который по роду своей деятельности работал со шкурами забитых животных. Ни один правоверный иудей не захотел бы пребывать в его доме, так как считал и дом этот и самого хозяина, занимающегося столь грязной работой, нечистыми. Из-за этого кожевник был вынужден жить на самой окраине города у моря. Не вызывает сомнения тот факт, что Симон кожевник был христианином, человеком добрым, гостеприимным и порядочным. Апостол Петр остановился у него, как у своего брата во Христе, совершенно не обращая внимания на мелочные запреты и несправедливые иудейские законы. Он помнил о том, как Господь в земной Своей жизни с любовью относился ко всем людям, призывая к Себе не только праведников, но и грешников через покаяние и исповедование истинной веры.
И вот мы слышали о том, как апостол Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. Наверное, эти слова требуют некоторого пояснения. Дело в том, что в те времена дома были очень небольшими и оттого переполненными людьми. Молитва требовала сосредоточения и уединения. Быть может, в доме Симона кожевника даже не было для этой цели свободной комнаты. Но крыши домов делались плоскими, на них можно было находиться без риска падения. Скорее всего, Петр возжелал уединиться, чтобы вознести молитву Господу, поэтому поднялся на крышу. Внезапно апостол почувствовал голод, и ему открылось потрясающее воображение явление: …видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. А затем Петр услышал очень странное приказание Божие: Встань, Петр, заколи и ешь. Апостол воспринял этот глас с недоумением, стал возражать Богу, говорил, что никогда не ел ничего скверного или нечистого. И тогда Вседержитель вразумил верного ученика Христова, провозглашая: …что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Трижды повторялось это необыкновенное видение для несомненной истинности виденного и слышанного, для полного уверения апостола Петра в непреложности Божественного решения о том. Затем, как мы слышали в Апостольском чтении, сосуд опять поднялся на небо. В преславных Небесных обителях все нечистое становилось чистым и достойным Бога.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Для нас, современных христиан, описанное видение может быть не совсем понятно. Давайте вспомним, что имел право есть иудейский народ согласно ветхозаветному закону, который и в этой области был очень строг. Иудеи вкушали исключительно мясо жвачных животных с раздвоенными копытами. Все прочие животные считались нечистыми и запрещенными для пищи. Петр, воспитанный в строгих иудейских традициях, естественно, никогда не ел ничего нечистого. И вдруг Сам Господь призывает его: заколи и ешь! Как можно было сразу же смириться и не возразить?! В сердцах у апостола вырывается: Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Душой Петр чувствует, что приказание идет от Божественного Учителя, Господа нашего Иисуса Христа. Только потом до апостола дошел иносказательный смысл увиденного явления.
А смысл этот заключается в следующем. Все животные, звери и птицы, которые находились в полотне, символизировали собой все человечество, состоящее из самых разных народов. Чистые животные — иудейский народ, нечистые — язычники. Спаситель Крестной смертью Своей искупил всех людей, принес жертву Богу за весь мир. Очищение было исходатайствовано всем — и иудеям, и язычникам, которых Создатель и Творец также призывал войти в Церковь Христову, стать чадами Божиими, наследовать Царство Небесное, в котором нет грязи, нет греха, нет скверны или порока, все очищено, омыто Пречистой Кровью Господней, Кровью Вечного Агнца Божия. Бог послал видение апостолу Петру для того, чтобы он уверился сам и силой проповеднического слова уверил других, что язычники имеют полное право стать подлинными членами Церкви Христовой, при этом никакие обряды и условия, носящие земной, временный характер, не нужны. Право это для всех людей подкреплено Крестной Жертвой Божественного Сына. Апостол Петр понял, что отныне для него не существует никакого сомнения. Поэтому-то, как мы узнаем дальше из Деяний святых апостолов, он радушно примет посланников сотника Корнилия, не назовет язычника нечистым, а, наоборот, поспешит на его зов. Так, по Промыслу Божиему, апостол Петр легко расстался с прежними традициями и взглянул на дело бла-говестия более широко. Источником его внимания теперь стал целый мир!
О чем говорит нам сегодняшнее Апостольское чтение? Очень разные люди веруют в Бога, бедные и богатые, сильные и слабые, немощные и здоровые. Всех нас в равной степени призывает Господь. Для Бога все равны, и всех Он любит неизреченной любовью. Потому-то в сердцах наших не должно быть пренебрежения друг другом, зависти или превосходства. Что нам делить или мерить, если все мы — возлюбленные чада Божии?! И каждого в равной степени награждает Господь за веру нашу, за дела милосердия, за стремление к духовному совершенству и добру. Ведь и богатство, и бедность, и здравие, и болезнь, и благоденствие, и лишения — все это дары Божии, за которые мы должны Отца Небесного благодарить. Потому что это — как раз то, что нам, по неведомому Промыслу Божиему, на данный момент жизни нужно! Если поймем, осознаем это, то легче станет жить. Ведь человека не спасает крайняя бедность и не губит материальный достаток. Каждый получает от Бога свою жизнь, страдания, испытания, трудности бытия. И каждый должен проявить терпение и смирение ради Господа. По тому, как мы живем, чем наполнены дни наши, все получим от Бога справедливое воздаяние. Суд Божий никого не минует! В любом состоянии, что бы с ним ни происходило, человек может и должен жить благочестиво. На Бога уповать, но в делах добрых самим не плошать! И служить Богу — любым талантом, всякими способностями. И тогда душу нашу наполнит благодатная радость о Господе, преслав-ное небесное ликование, питающее и утверждающее в нас незыблемый свет христианской веры. Недаром святитель Тихон Задонский пишет: «Явный знак светильника веры, горящего в сердце человеческом, есть духовная радость, ощущаемая в сердце, радость о Духе Святом, радость о Боге. Об этой радости говорится в псалмах: Сердце мое и плоть моя восторгаются Богу живому (Пс.83:3). Ибо где вера в Бога, там и любовь к Богу, где любовь к Богу, там и радость о Боге. Что любим, тому и радуемся».
Да сподобимся же и мы, возлюбленные о Господе братья и сестры, познать в жизни благодатную силу этой радости, основанной на вечной Божественной любви. Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать