<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.

(Деян.13:23)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Возвещенная Самим Господом нашим Иисусом Христом истина Божия не могла более быть утаенной от народа. Святое дело благовестия вдохновенно подхватили верные ученики Христовы, апостолы, которые возвещали Новый Завет жителям разных стран. Сегодня в Апостольском чтении (см. Деян.13:13-24) мы слышали о путешествии апостола Павла, когда отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Кто был в это время со святым апостолом? Мы знаем, что в данном путешествии его сопровождали Варнава и Иоанн-Марк. Может быть, с ними вместе отправились и некоторые уверовавшие новоначальные христиане Кипра, которые не пожелали оставаться без своего учителя.

Памфилия представляла собой прибрежную область, расположенную к северу от острова Кипр. Пергия, центр язычников, поклонников культа Дианы, была главным городом этой области. По прибытии в Пергию Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит об этом: «Иоанн, нарицаемый Марк, сопутствовал им в евангельском шествии от Палестины до Пергии Памфилийской. Потом, когда апостолы ускорили свое шествие и с твердым, непреклонным духом стали вооружаться на подвиги, Марк, как человек слабый и не решавшийся на такое путешествие и на те подвиги, опасности и борьбу, какие представлялись в каждом городе, отстав от апостолов, возвратился в Палестину, не отрицаясь Христа, но отказываясь от дальнейшего путешествия, так как оно было трудно для него». Мы не часто задумываемся о том, кого блаженный толкователь называет здесь человеком слабым и нерешительным? А речь идет о будущем прославленном святом евангелисте Марке. О том, кто много трудился впоследствии для проповеди Евангелия и завершил свой путь мученическим подвигом. О том, кого апостол Павел назовет единственным сотрудником для Царствия Божия, бывшим ему отрадою (ср. Кол.4:10-11). Вот перед нами еще один пример того, что благодать Божия, сила Божественной истины способна переменить любого человека: слабого сделать сильным, нерешительного — решительным, косноязычного — красноречивым, робкого — мужественным. Помня об этом, никогда не будем унывать, братья и сестры, никогда не будем впадать в отчаяние, видя проявления собственной слабости или слабости ближних, но да уповаем твердо на помощь Божию.

Далее в Апостольском чтении мы слышали, как апостол Павел вместе со своими оставшимися спутниками прибыл в Антиохию Писидийскую, многолюдный торговый город. Здесь проживало немало иудеев, была своя синагога. Поэтому-то апостол Павел и другие, войдя в синагогу в день субботний, сели. Новые лица не могли не привлечь внимания начальников синагоги. Вероятно, еще до посещения синагоги Павел и Варнава показали себя яркими проповедниками, мужами учительными, умеющими хорошо и доходчиво говорить. Потому начальники синагоги призвали их: Мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите. Апостол Павел поспешил воспользоваться данной возможностью и начал говорить об истории иудейского народа со времен патриархов до царя Давида. Обращение: Мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте — свидетельствует о том, что апостол Павел проповедовал не только иудеям, но и прозелитам, почитающим истинного Бога из язычников, которые также принимали участие в Богослужениях синагоги и занимали особо отведенные для них места. Этот благословенный факт еще раз подчеркивает нам вселенское значение слова Божия и важность благовестия для всех народов.

Для проповеди слова Божия в такой непростой аудитории требовалось терпение и особое смирение, чтобы не только доходчиво донести до слушателей истину, но и вдохновить их силой и убежденностью проповеднической речи. Тем более что многие, находившеся в тот момент в синагоге, были настроены отнюдь не доброжелательно. Слушали апостола Павла, как некогда Господа нашего, но не хотели услышать. Между тем верный исповедник Христов начал с того, что было особенно близко иудейскому сердцу: Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее. Далее последовало воспоминание о сорокалетнем пребывании иудеев в пустыне, о долгожданном обретении Земли обетованной. Апостол говорит о том, что Бог давал избранному народу особых вождей, судей, которые мудро руководили до Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. Точного времени правления Саула историки не знают. Но после него стал царем Давид, о котором Сам Бог свидетельствовал: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои. Почему столь высокой оценки удостоился царь Давид? Потому что, в большинстве случаев, в действиях и жизни своей руководствовался волей Божией, а не личными амбициями. Мы помним о грехе его, но более помним и о раскаянии, послужившем примером всем последующим поколениям. О святом Давиде апостол Павел с благоговением возвещает: Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса. Так от царя апостол переходит к проповеди о Христе, как о потомке Давидовом, Который явился совершеннейшим исполнением Божественного обетования в человеческой истории. Апостол Павел говорит и о Предтече: Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому. В этом и заключалось главное поприще Предтечи Христова: приуготовить путь Тому, Кто есть Жизнь и Спаситель мира.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Благодаря вдохновенному Апостольскому чтению мы с вами сегодня опять стали духовными свидетелями того, какой благодатью наполняет правда Божия людские сердца. Служить этой правде были призваны Самим Господом верные ученики Его, святые апостолы, для которых вся последующая жизнь свелась к решению этой важной, насущной задачи. Их путь вовсе не был легким или спокойным. Наоборот, очень часто апостольская проповедь сопровождалась невзгодами, трудностями, опасностями и огорчениями. Но они и не думали отступать. В самоотверженном служении Богу апостолов согревала и питала благодатная и неизреченная христианская любовь. Какую же правду несли в мир апостолы Христовы? С земной точки зрения всякий человек может быть прав по-своему, даже пословица есть о том, что у каждого — своя правда. Но это в житейском отношении. А истина Божия всегда одна! Двух, трех, четырех истин просто не бывает! Господь наставлял: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин.14:6). Вот то важное и главное, что все мы всегда должны помнить! Истина есть Господь наш Иисус Христос. Истина есть слово Божие: …слово Твое есть истина (Ин.17:17). Это-то и есть высшая правда Божия, Божественная правда, засвидетельствованная Христом. Человеческая правда, даже, казалось бы, самая добродетельная и благодатная, осквернена грехом, потому что в нее в той или иной степени неизменно вмешиваются личностные, эгоистические впечатления и взаимоотношения. Но если наш образ мыслей и все существо проникаются Божественной истиной, то мы устремляемся к Богу, вступаем на путь Богопознания, по которому идем не просто так, не вслепую, по наитию, а руководствуясь Духом Святым. Мы помним слова Сына Божиего: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин.18:37). Божественная правда открылась людям тогда, когда Господь наш Иисус Христос воплотился, стал Человеком, когда Посланник Божий в немощной плоти человеческой явился на земле. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Кто ищет истины, в том должны соединиться все добродетели». Или в другом месте: «Препоясанный истиною никогда не почувствует изнеможения, а если и утомится, получит подкрепление в той же истине». Истина Божия есть свет и сила. Истина Божия есть красота. Но не всем открывается она, а только тем, кто стремится ее познать, желает в ней пребывать, жаждет ею охраняться и через нее иметь оправдание.

Важно выражать истину словами, не менее значительно проповедовать, произносить устами, благодатно уметь истину слышать, понимать и признавать. Однако этого недостаточно перед Богом. Все вышеназванное — лишь внешнее проявление нашего восприятия истины. Правду небесную необходимо принять в сердце своем, распахнуть для нее душу, и, самое главное, сделать источником добрых, правдивых, благочестивых дел. Вспомним о святом апостоле и евангелисте Марке, ослабевшем в начале пути, но укрепившемся и укорененном в Божественной истине и увенчанном в конце.

Господь ждет от нас полного понимания. Но не неволит ни в чем. От самого человека зависит окончательный духовный выбор. Святитель Феофан Затворник говорит: «Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли зависит жить в истине или вне истины — всякий разбери сам; между тем Суд Божий всех ожидает». Отец Небесный любит нас, недостойных чад Своих, и призывает ходить в истине (Пс.85:11). Задумаемся, что означают эти слова? Истину Божию надо познать верой, принять душой и сердцем, утвердить поведением, то есть так держать свои мысли, чувства и желания, чтобы они не противоречили высшей небесной правде. На первый взгляд это кажется легко: да, мы знаем и утверждаем, что Бог есть, и буквально все в этом мире находится в Его Божественной власти. Господь пребывает везде и все видит. Это — истина. Но у многих ли из нас она определяет жизненные установки? Когда нам хочется грешить, мы впускаем в свою душу ложь, оскверняем сердце обманом или самообманом, пытаемся подменить Божественную правду несовершенной правдой человеческой, взращенной на тщеславии и гордыне. И тогда мы готовы забыть о всеведении Божием, лишь бы насладить и утешить свою греховную плоть. Но Господь пребывает везде и от Него не скрыть беззаконий наших. Никто при этом не знает, сколько еще лет, дней, часов или мгновений остается пребывать ему на этой земле. Ходить в истине Божией — значит постоянно ощущать суетность и тленность окружающего мира, не прилепляться душой ни к чему земному и временному, думать о вечности, о благословенном обетовании Спасителя, обещавшего нам Самого Себя во все дни жизни нашей. И тогда, что бы ни происходило с нами в этом мире, ничто не устрашит нас. Смерть в любой момент может похитить каждого, какими же предстанем мы пред очами Божиими? Очищенными, убеленными паче первого снега слезами покаяния? Или скверными, погрязшими в грехах, готовыми поддаться на любой соблазн? Выбор остается за нами.

Будем же ходить в истине Божией. Ибо Бог содержит все в длани Своей и без Него никакое наше начинание не может быть успешным. Кто познает эту правду, тот, по словам святителя Феофана Затворника, «станет во всем, что бы ни делал, обращаться в молитве за помощью к Богу и принимать все, что бы с ним ни случилось, как от руки Господней». Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать