- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света.
(Ин.12:36)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Евангельское слово, прозвучавшее сегодня (см. Ин.12:19-36), свидетельствует нам о том, с каким ликованием был встречен Господь наш Иисус Христос в Иерусалиме. Люди, помнящие о воскрешении Лазаря, от всего сердца приветствовали невиданного доселе Чудотворца и воздавали Ему должную хвалу. Все это, конечно, не могло не тревожить фарисеев. Они в отчаянии говорили: весь мир идет за Ним. Происходящие события и побудили вождей иудейских к более решительным действиям против Иисуса Христа.
Среди народа присутствовали эллины, пришедшие в Иерусалим для поклонения. Они обратились к Филиппу, который родом происходил из Вифсаиды, говоря: Господин! нам хочется видеть Иисуса. Безусловно, эллины были наслышаны о чудесах, совершенных Господом, и им очень хотелось познакомиться с Ним. Но почему они обратились именно к Филиппу, а не к другим ученикам Христа? Потому что, как говорит евангелист Иоанн, Филипп был известен эллинам, пришедшим из Десятиградия, по соседству с которым и находилась Вифсаида Галилейская. Этот ученик Христов был ближе им, чем все прочие, которых они и вовсе не знали. Филипп же не решился сам доложить об эллинах Господу и обратился за помощью к апостолу Андрею. И потом уже вместе они подошли к Иисусу Христу.
Откуда нерешительность в Филиппе, что смутило его? Может быть, то, что в уме своем он держал заповедь Господню относительно язычников. Ведь Иисус Христос говорил: …на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите (Мф.10:5). Наверное, памятно ему было и слово Божественного Учителя по поводу хананеянки: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф.15:24). Однако апостол Андрей проявил большую решительность и нашел возможность сказать Господу о желании эллинов. Им двигали слова Иисуса Христа: …приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин.6:37).
Господь наш Иисус Христос промолчал по поводу эллинов, но тут же обратился ко Своим ученикам, сказав: …пришел час прославиться Сыну Человеческому. Сын Божий имел в виду, что настало время, когда Он должен принять смерть за грехи рода человеческого, и появление эллинов, стремление их к Нему в данном случае выступает как напоминание, что пора принести душу за грехи не только избранного иудейского народа, но и всего мира. Именно на искупление призван Мессия, и это является главным делом земной жизни Христа. Пришел час Ему умереть, но вместе с тем пришел час и прославиться, ибо смерть Свою Господь называет прославлением. И не случайно Сын Божий, в словах предвещая предстоящие события, говорит не «Мне», но — Сыну Человеческому. В этом заключен глубокий смысл, потому что Господь поясняет этим ученикам Своим, что является Искупителем всех людей, а не одного, отдельно взятого народа. Сын Человеческий принадлежит всему человечеству!
Но слова Господа о грядущей смерти как о прославлении не совсем понятны ученикам Его. Они находятся еще под впечатлением многих чудес, сотворенных Божественным Учителем, и думают, что Он обещает прославление Свое через еще более удивительные чудеса и знамения. Но Господь с особой силой отклоняет такое их предположение: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Не слава ждет впереди Господа, а позор и унижение, муки и смерть. Но сама смерть Его является необходимым условием для возникновения новой, блаженной вечной жизни. Именно это значение имеет рассказанная Христом притча о зерне. Ведь Господь наш Иисус Христос вмещает в Себя всю Церковь, потому что каждый верующий в Него христианин имеет в себе Христа и живет единой с Ним жизнью. И это касается всего рода человеческого. Стало быть, и язычники могут стать сопричастниками Божественного света, если обретут святую веру в Него и через крещение станут членами Церкви Христовой.
Ученикам и всем нам, братья и сестры, говорит Господь: Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. О чем эти слова? О готовности к самопожертвованию, о готовности отдать жизнь за Христа, за истинную веру. Но чтобы такое чувство пробудилось в наших душах, нужна любовь, потому что настоящая любовь всегда жертвенна и вдохновляет на любой, даже самый трудный и невероятный подвиг. Ради любви к людям Господь наш Иисус Христос принял смерть на Кресте. Ради любви ко Христу ученики Его и многие последователи претерпели мученическую кончину. Ради любви к Богу готовы мы отречься от всех благ мира, от всех сокровищ его, чтобы стяжать духовное богатство на Небесах. Вот только надо честно спросить себя: а так ли это на самом деле, не лукавим ли, не прикрываемся ли мы внешней церковностью?!
Великую награду обещает Господь верным последователям Своим: Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Какое благостное обетование! Принять почести от Бога — что может быть желаннее и выше для исповедников веры Христовой?! Но мы видим, что Сын Божий явился и как истинный Сын Человеческий, Которому свойственны чувства, скорби, переживания. Он тоже испытывает внутреннее борение. Смерть является последствием греха; и каково же было Ему, Безгрешному, вкушать чашу смерти. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел, — говорит Господь.
Имя Божие прославлено смертью Иисуса Христа, преславным Воскресением Господним и спасением человечества. Чтобы подчеркнуть Божественное достоинство Своего Сына, Отец Небесный отвечает Ему гласом с небес в присутствии многих свидетелей. Так было при Крещении Господа, при Преображении, так случилось и в этот раз. Народ слышал, но мнения людей разделились, одни говорили, что это гром, другие считали, что Ангел говорил Ему. Но Господь-то знал, что глас с небес не для Него был, а для рода человеческого.
Однако фарисеям чужды слова Сына Божия. Вожди иудейские намерены убить Его, уничтожить, осудить на смерть. Между тем не Христос, а весь этот враждебный мир подвергается ныне осуждению: Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. Слова эти знаменуют преображение человечества и полную победу над диаволом, которая обязательно придет.
Господь предрекает: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Речь здесь идет не только о Вознесении Сына Божиего к Отцу Небесному, но и о вознесении Господа на Крест, который и явится средством для того, чтобы всех людей, в том числе и эллинов, привлечь к Нему. Таким образом, Он становится Господом всех, а не только иудейского народа.
Фарисеи видят в словах Христа противоречие: …мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек. Они судят с точки зрения человеческой, а не с духовной стороны. Конечно, Господь наш Иисус Христос был, есть и будет вовек, Он — Бог, Он — Бессмертен. Спаситель не вступает со Своими слушателями в очередной пространный диспут: если уж действительному гласу с неба не поверили, то как уразуметь слова Его?! Он просто еще раз сказал: …еще на малое время свет есть с вами, ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма. Уходя навсегда из этого храма, Иисус Христос обратился к народу иудейскому с последним увещеванием: на малое время Я с вами, постарайтесь же уверовать в Меня, пока светит вам свет истины. В этом случае вы еще успеете просветиться светом веры и будете сынами света. Но, как всегда, для большинства слушателей слова Господа оказались напрасными. Сказав все это, Господь вместе с апостолами отошел и скрылся от них.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Переживая вместе со святым евангелистом Иоанном события давно минувших дней, обратим внимание на актуальность всего того, о чем нам посчастливилось сегодня услышать. Ведь не только к иудейскому народу, так и не понявшему Господа, но и ко всем нам обращены слова Сына Божия, пришедшего в мир принести Искупительную Жертву.
Бродящим во тьме людям уподобляются те, которые не знают истинной православной веры. Никакие блага земного мира не покроют духовную слепоту. Потому что все сокровища века сего временны. Только духовное богатство, приобретенное посредством веры и христианской любви, и имеет вечное значение в пресветлых небесных обителях. Никакие страсти и лукавые помыслы не одолеют верующего человека, потому что небо находится внутри его, Царство Небесное внутри каждого из нас.
Просветив очи сердечные неизреченным светом Христовым, человек получает облегчение во всех скорбях и нестроениях, убеляется Божественной чистотой. Конечно, стяжать в себе Бога непросто, от нас требуется постоянная борьба и с собственными грехами и пороками, и с соблазнами и искушениями мира сего. Господь не сможет пребывать в душе вместе с грехом. Вот почему преподобный Макарий Египетский говорит: «Сердце подвижника представляет из себя поле битвы: там лукавые духи борются с душою, а Бог и Ангелы взирают на подвиги».
Враг неистов и жесток. Всеми силами он стремится отлучить нас от Господа. Поэтому отцы Церкви и призывают нас «со всей осторожностью охранять свое сердце и чувства» (так говорит преподобный Ефрем Сирин). Душа истинного последователя Христова должна быть свободна от всякой страсти, чиста и любвеобильна. Нельзя приступать к Богу с враждой и ненавистью, негодованием или раздражением. По словам святого апостола Павла: Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим.2:19). Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать