<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)

Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали…

(Деян.3:13)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Сегодня в Апостольском чтении (см. Деян.3:11-16) мы слышали слова святых апостолов, которые были произнесены перед людьми, изумленными чудом исцеления хромого человека. Многие знали этого несчастного, каждый день сидевшего у Красных ворот Иерусалимского храма и просившего милостыню. Весть о том, что он чудесным образом был полностью исцелен, быстро облетела всех собравшихся в храме на молитву. И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов. Соломоновым притвором именовалась обширная крытая галерея, через которую в храм вели Красные ворота. Именно здесь оказалось достаточно много людей, которые своими глазами хотели увидеть произошедшее чудо. И свидетельством тому выступал всем известный бывший хромой, восторженно благодаривший Бога и не отходивший ни на шаг от апостолов Петра и Иоанна.

Народ иудейский удивлялся и недоумевал, как такое вообще могло произойти. Прочувствовав настроение людей, апостол Петр опять, как и в день Пятидесятницы, обратился к ним с вдохновенной проповедью, глаголя: Мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись пред лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.

Апостол Петр, основываясь на свидетельствах Ветхого Завета, открывает слушателям, что Иисус Христос и есть ожидаемый ими Мессия. Сила апостольских слов многих привела к глубокому покаянию и утверждению в христианской вере. Разве возможно равнодушно слушать правдивую и обличительную проповедь?

Верный ученик и последователь Христов говорит: Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.

Важно то, что апостол Петр сразу же указал правильное понимание того, Кто являлся источником совершенного чуда. Люди, видевшие исцеление, уже были готовы возвеличить в славе апостолов Петра и Иоанна как невиданных чудотворцев, почитать как особо благочестивых избранников Божиих, которых Сам Всевышний прославляет дивными знамениями. Однако апостол Петр смиренно отметает всякие общественные почести и, по словам святителя Иоанна Златоуста, поясняет: «Это, говорит, принадлежит не нам, потому что не по своему достоинству привлекли мы благодать Божию». Именно так! Исцеление хромого человека произошло исключительно по благодати Божией ради имени Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему иудеи так виновны в жестоком отношении к Божественному Сыну, Который и является подлинным Чудотворцем, Источником всякого благодеяния. А данное чудо служит лишь поводом для прославления Спасителя рода человеческого, Возлюбившего людей самоотверженной и неизреченной любовью.

Божественная любовь эта не имеет границ, и исключительно по ней и по сей день совершаются невиданные, благословенные события. Так Кого же, как не Бога должны мы непрестанно благодарить за все блага, по Божией милости нам посылаемые с Небес?!

Апостол Петр, обличая иудейский народ, говорит: Начальника жизни убили. Это выражение надо понимать в самом широком смысле. Действительно, Господь наш Иисус Христос есть Начальник всякой жизни, как высшей духовной, определяющей вечность, так и физической, которой Он — Источник, Творец, Начальник и Вершитель. Без Бога ничто невозможно ни в нашем земном бытии, ни в нашем спасении. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

Ради какой веры было сотворено это чудо? И ради веры апостолов, и ради веры исцеленного человека, и ради веры всех людей, ставших свидетелями данного чуда. Вера в воскресшего Господа помогает совершать невиданные вещи. Вера Христова становится источником Святого Духа, Который воздвигает немощных и поднимает падающих, дает отраду скорбящим и силу изнемогающим. Пред истинной верой христианской ничто не устоит!

В Апостольском чтении, услышанном сегодня, мы обретаем яркий пример первохристианской проповеди в Иерусалиме. Проповедники первых апостольских времен особенно подчеркивали исполнение во Христе ветхозаветных обетований, потому что обращались они, в первую очередь, к народу иудейскому. И основной темой всех проповедей апостола Петра было спасение во Христе, мысль верующих сосредоточена на Страстях и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа во всей Его Божественной славе и торжестве веры христианской. Также с особым благоговением и силой апостолы говорят о спасительной силе, присущей Имени Господа: …ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего. Проповедники апостольских времен всегда подчеркивали могущество воскресшего Иисуса Христа, а себя, даже в случаях явного чудотворения, никогда не возвеличивали до чудотворцев, а смиренно называли посредниками, через которых Господь творит Свою волю. Конечно, они хорошо осознавали человеческую немощь и слабость, но упование на Бога и глубокая вера позволяли им утверждать, что нет пределов тому, что может совершить с ними и через них воскресший Господь, Который, по благословенному обетованию Своему, всегда с нами, во все дни до скончания века.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Ощущая в душе своей светлую пасхальную радость, в эти святые и благословенные дни спросим себя, а что же нам мешает верить так глубоко и крепко, как верили творившие чудеса апостолы? Почему мы постоянно сомневаемся, малодушничаем, бесчисленное количество раз отступаем во грехах от заповедей Божиих? Быть может, это происходит оттого, что в нас еще так много самости и тщеславия, желания утвердиться в этом мире, занять определенное место. Мы привыкли все текущие проблемы и вопросы решать собственной волей, забывая о Промысле Божием, который все устраивает должным образом, как угодно Божественной воле. А ведь Господь говорит: Без Меня не можете делать ничего (Ин.15:5). Пока мы будем думать о том, что можем что-то сделать или предпринять сами без помощи Божией, нас неизменно станут преследовать неудачи и разочарования. Но если ощутим в стремлениях и делах благодать Господа, помощь Его и заступление, то в душах наших всегда пребудет мир и покой, а в делах успешность.

Святитель Василий Великий поучает: «Всякий человек имеет нужду в постоянной помощи, потому что из-за его природной немощи с ним случается много горестного и трудного. Поэтому, ища убежища от всех бедствий или как бы укрываясь от нашествия врагов в крепости на вершине горы, он прибегает к Богу: только пребывая в Боге, он может быть спокоен». В этом и заключается секрет истинной христианской жизни. Ведь мы хорошо понимаем и осознаем, что без покровительства и участия Божия мы ничего из себя не представляем. Все, что имеем, все, чем владеем, по неизреченной милости Своей, предоставляет нам Господь.

Спаситель повсюду с нами и всегда готов подать нам надежду и помощь при одном лишь условии, что мы в душе своей будем иметь истинную веру и исповедовать Его Сыном Божиим.

Для Бога нет ничего невозможного, Он может свершить самые удивительные чудеса в одно мгновение, если это будет нужно и полезно нам, если в ответ на Его непрестанную заботу мы откликнемся теплом сердечным и самоотверженной христианской любовью.

Слабый по природе человек становится великим только тогда, когда ему помогает Бог. Тот же, кто не знает Бога, неизменно ощущает в жизни тоску и разочарование и в полной мере познает немощь своего греховного естества.

Будем же претворять в жизнь истинную христианскую добродетель, которая заключается в постоянной памяти о Боге, Который любит нас и помнит о нас и в нашей радости, и в нашей печали.

Сподобимся же следовать поучениям преподобного Ефрема Сирина, взывавшего ко Господу во все дни: «К Тебе прибегаю, Господи Иисусе Христе, в Кресте Твоем ищу защиты, потому что снял Ты с меня сатанинское иго, чтобы стать мне делателем в винограднике Твоем, прославлять, чтить и величать Тебя, и Отца Твоего, и Духа Святого. От Тебя всякая сила, Господи, Тобою побеждают доблестные, Ты возводишь их на высоту доброй жизни, Твоя любовь укрепляет немощных и робких. И мое время, Господи, да не пройдет бесполезно». Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать