<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Он дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы…

(Деян.12:17)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

То, что невозможно людям, возможно Богу. В этой истине мы убедились еще раз, слушая сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.12:12-17), в котором продолжился рассказ о чудесном избавлении апостола Петра из темницы. Автор Деяний святых апостолов дает нам очень точные и конкретные сведения о месте пребывания учеников Христовых, куда и направился чудесным образом освобожденный из уз апостол: И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.

Попробуем понять, о ком здесь идет речь. Марк-Иоанн — это тот ученик, который потом будет сопровождать Варнаву и Савла (Павла) в Антиохию. Исследователи придерживаются разных мнений по поводу этого человека. Одни считают, что он и есть тот самый евангелист Марк. Другие настаивают на том, что здесь повествуется не о евангелисте, а о племяннике апостола Варнавы. Есть, однако, версия, что Иоанн-Марк совершенно иной верующий человек, представитель иерусалимской христианской общины, отличный и от евангелиста Марка и от Марка-племянника Варнавы. Разнообразие мнений, естественно, не умаляет самого свершившегося факта. По крайней мере, мы знаем, что он происходил из дома, где оказывалось гостеприимство последователям Христа и совершалась общая молитва. И апостол Петр, зная место пребывания своих собратьев о Христе, поспешил именно туда, где ему были бы рады.

Но, как мы слышали, служанка Рода, вышедшая на стук освобожденного апостола, не сразу отворила ему ворота. Ее реакция объяснялась тем неожиданным впечатлением, которое произвел на женщину апостол. Она тоже, вместе с другими христианами, молилась, переживала по поводу его заключения и дальнейшей судьбы. Теперь же, видя перед собой Петра живого и невредимого, она от радости и восторга не могла поверить своим глазам, не отдавала отчета своим действиям. Поэтому служанка, заставив Петра ждать, побежала к другим членам общины, чтобы они сами убедились в необыкновенном явлении освобожденного апостола. Ее слова были встречены с недоверием. Люди спрашивали: В своем ли ты уме? Но служанка настаивала. Уверенность женщины вызвала рассеянность и недоумение. И поскольку христиане первых времен были знакомы с учением об Ангеле-хранителе, прозвучало предположение: Это Ангел ело.

Но мы-то знаем, братья и сестры, что не небесный гость пожаловал в дом Марии, а сам живой и невредимый апостол Петр, который вполне реально и уверенно продолжал стучать в дверь. На стук его вышли уже все люди, находившиеся здесь: Когда же отворили, то увидели его и изумились. Они прекрасно знали, какой силой и влиянием обладает синедрион. Они также были уверены, что их любимого духовного руководителя неминуемо ждет смертная казнь. Да, они трепетно молились, просили Бога об освобождении апостола Петра, но когда собственными глазами увидели действенность молитвенного подвига, поразились до глубины души. Вероятно, реакция их была слишком бурной, они стали кричать, все одновременно расспрашивать, шуметь. Но апостолу необходимо было донести до них правду Божию, дабы и они осознали силу и величие Господа. Автор Деяний свидетельствует: Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место. Апостол просит, чтобы об этом событии известили предстоятеля Иерусалимской Церкви, Иакова Праведного, брата Господня, и всех остальных христиан. Петр не мог оставаться в сем месте, так как оно было хорошо известно фарисеям и прочим вождям иудейским. Здесь ему грозила большая опасность. Он помнил и следовал наставлению Божественного Учителя: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф.10:23). Это вполне закономерно объяснялось тем, что не всякая опасность служила подтверждением Божественной славы нашего Спасителя. Иногда для успеха дела благовестия требовалось не рисковать, выждать определенное время. Именно этим руководствуется в своих действиях апостол Петр. Святитель Иоанн Златоуст пишет об том: «Не искушал Бога и не подвергал сам себя опасности, ибо и это они (апостолы) делали только тогда, когда им было повелеваемо».

Относительно того, куда направился апостол, существуют лишь предположения. В книге Деяний о Петре не упоминается после этого вплоть до Апостольского собора в Иерусалиме. Некоторые исследователи предполагают, что первоверховный и всехвальный апостол Петр направился в Рим, чтобы в самом центре исторически сложившегося мира проповедовать слово Божие. Достоверно известно, например, что он действительно пребывал в Риме в первые годы царствования императора Клавдия. Вот как раз в это время апостол Петр и мог совершить предполагаемое путешествие, которое состоялось после иудейской пасхи, в четвертый год правления императора Клавдия.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Задумаемся же теперь, почему в этот день нашему вниманию был предложен именно этот отрывок из Апостольских деяний.

Мы как бы воочию увидели перед собой апостола Петра, готового во всем подчиняться Божественной воле. Обратим внимание на то, как сам святой апостол воспринял совершившееся с ним чудо. Он не превозносился в тщеславии, хотя хорошо знал свое предназначение служить сосудом Божиим, источником слова истины. Как всякому человеку, апостолу было удивительно то, что с ним произошло. Но он носил в себе духовную мудрость, которую и стремился донести до собратьев во Христе. Мудрость эта заключается в том, что ни одно событие в жизни нашей не совершается без Божественного Промысла. Иногда мы даже и уразуметь не можем нашим несовершенным человеческим умом, насколько у Бога в этой жизни все взаимосвязано и продумано. И — совершенно нет случайности.

Апостол Петр это хорошо знал, потому что постиг не разумом, а верой и душой.

Отчего люди, находящиеся и молящиеся в доме, не поверили служанке, возвещавшей о приходе Петра? Оттого, что в сознании их еще не было должного понимания величия и Божественной славы воскресшего Господа. Да, они знали о преславном Воскресении Спасителя и исповедовали Иисуса Христа истинным Сыном Божиим. Но насколько велико и повсеместно влияние Его, не укладывалось в их новоначальном христианском сознании. А ведь какое изобилие различных чудес они уже воочию видели! Казалось бы, можно было в полной мере осознать и принять на веру, что для Бога совершенно не существует ничего невозможного. Но вот еще один, удивительный случай, и растерялись, убоялись неизведанного, готовы были дать ему сверхъестественное толкование. Так проще, спокойнее для себя. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Нет ничего хуже, чем судить и измерять дела Божественные соображениями человеческими. Таким образом можно далеко отпасть от камня веры и лишиться света». Нельзя, например, без вреда собственному здоровью смотреть на солнце. Это все знают. Но еще более вредно, бессмысленно и безумно пытаться вместить несовершенным нашим разумом непреступный свет Христов, просвещающий всех. Бог Творец открывает человеку познание о Себе в той мере, в которой он может понять и принять. Наверняка, опасно и неразумно давать младенцу первого месяца жизни, питающемуся только материнским молоком, твердую пищу. Его детский организм ее просто еще не сможет переварить. Так же и мы входим в познание Бога той мерой, которую Отец Небесный Сам установил, по любви и великой Своей милости. Дабы не навредить нашему духовному здравию и душевному состоянию. Без воли Бога духовное познать невозможно!

В чем была сила апостола Петра? В том, что он всегда уповал на волю Божию. И когда спокойно спал, прикованный между стражниками, в темнице в ожидании приговора. И когда шел за Ангелом Господним, безропотно подчиняясь его приказаниям. И когда, наконец, встретился с возлюбленными братьями своими во Христе, просветил их правдой, но не мог остаться с ними, зная, что ему уготован иной, не менее опасный путь благовестия слова Божия и просвещения народов Божественным учением. Преподобный Макарий Египетский наставляет: «Бог истинно познается только достойной и угодной Ему душой». А святитель Иоанн Златоуст говорит: «Для того чтобы познать Владыку всех, недостаточно только видеть чудеса — нужно иметь признающую душу». Вот так и апостол Петр чудесное избавление свое из темницы воспринял как милость Божию, совершившуюся не за собственные его заслуги, а по Божественной любви. Более того, душа его была распахнута для чуда, готова принять чудесное как должное, раз так угодно Господу. Вот каково благодатное осознание, несущее в себе огромную животворящую и преобразующую силу!

Псалмопевец Давид восклицает: Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс.118:18).

Нам бы всем, братья и сестры, не помешало просить у Господа подобного зрения. Как часто мы глаза свои, замутненные земными греховными образами, обращаем на то, что недостойно нашего внимания. И наоборот, то, что нужно видеть, не видим.

Только вера открывает нам истину, устремляет взор наш к небесному, отвращая его от всего временного, страстного и тленного. Верой награждает нас Господь для того, чтобы мы постигали духовные тайны, недоступные ни нашему разуму, ни нашим чувствам.

Как бы ни были сильны плотские человеческие помышления и немощные мудрования, вера возвышает нас над всем чувственным, делает способными к любви, состраданию и милосердию. От многих жизненных невзгод покрывает нас святая вера. Потому что с настоящей и глубокой верой приходит ощущение Божиего присутствия во всем и всегда, вездесущее действие Божественного Промысла. Но при этом следует помнить мудрые слова святителя Иоанна Златоуста: «Не тот верующий, кто верит всему, но кто верует Богу, тот только и есть и называется верующим».

Люди всегда стремились и стремятся к познанию истины. Истину же возможно постигнуть только духовным разумом, для телесного или чувственного разумения она недоступна. Духовный ум осеняется верой. И душа, озаренная верой в Бога, становится восприимчивой к Божественной правде. Через веру обретаем мы силу исповедания, духовное зрение, надежду на спасение и наследование Царства Небесного. Через веру раскрывается для нас всепобеждающая христианская любовь. Верой незримо, но подлинно соединяемся мы с Господом и Спасом нашим Иисусом Христом, Высшей Истиной, бесценным и нетленным Сокровищем, Источником жизни вечной, неизреченных небесных и земных благ. С верою даже самые удивительные чудеса не будут иметь для нас столь важного значения. Апостол Павел пишет: Языки суть знамение не для верующих, а для неверующих (1Кор.14:22). Для утверждения и укрепления веры творил Господь Сам и через учеников Своих всяческие чудеса. Но зачем знамения тем, кто и так по-настоящему верит? По мере того как вера христианская распространялась и обретала силу, необходимость в чудесах отпадала. Спаситель ценил в ищущих веры не тех, кто искал подтверждения ее зримыми необыкновенными знамениями, а тех, кто принимал Его всей душой и сердцем без каких-либо условий: Блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин.20:29). Сподобимся же и мы пронести святую православную веру нашу через все тяготы и невзгоды земного странствия, ибо без искренней, сердечной, благотворящей и истинной веры невозможно спасение. Будем помнить и о том, что вера, по словам преподобного Ефрема Сирина, «мать всякого доброго дела». Если мы, братья и сестры, действительно верующие во Христа люди, то мы не только засвидетельствуем это исполнением заповедей Божиих, но и явлением деяний, сообразных с нашей верой. Как писал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Вера в Евангелие должна быть живая, нужно веровать умом и сердцем, исповедовать веру устами, выражать, доказывать ее жизнью». Да поможет нам всем в этом воскресший Господь! Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать