<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

…Ибо мы Им живем и движемся и существуем.

(Деян.17:28)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

В сегодняшнем Апостольском чтении (см.: Деян.17:19-28) мы находим много поучительного, слушая беседу апостола Павла с жителями города Афин. Афиняне, как свидетельствует история, отличались особой склонностью к философским изысканиям и спорам. Им особенно нравилось размышлять о предметах отвлеченных, разбирать новые учения и течения. Поэтому, когда в Афинах появился апостол Павел и начал проповедовать, его слова вызвали у некоторых философов большой интерес. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?

Ареопагом называлось место собрания и заседания верховного правления греческой демократии для обсуждения дел государственных, общественных и судебных. Ареопаг имел для греков особенно важное значение. Сюда собирались самые уважаемые и знатные граждане. Местом заседания был холм Ареса, примыкающий к большой площади. Таким образом, выступавшего в ареопаге оратора могло слышать одновременно множество людей. Жители Афин без враждебности восприняли благовестие апостола, но с явно выраженным недоумением: Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? В словах жителей Афин чувствуется не только желание пофилософствовать, но и легкое пренебрежение, вызванное мнимым превосходством. Они считают себя настолько умудренными, а эллинскую культуру столь высокой, что всякое новое вероисповедание кажется им не столько неправильным, сколько недостойным их внимания. Тем не менее, склонность к разглагольствованиям в этих людях все-таки преобладает. По словам святителя Иоанна Златоуста, «город их был город пустословов».

Речь апостола Павла представляет собой образец красноречия и действительной мудрости. Верный ученик Христов хорошо знает психологию этих кичливых людей. Язычники очень любили, чтобы их хвалили. Поэтому и Павел начал с похвалы: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Особая набожность афинян проявлялась в том, что они боялись демонов и обожествляли создания — и деревья, и камни, и проявления природной стихии. В словах апостола Павла звучит не столько похвала, сколько тонкая ирония и даже обличение. Однако он воздает грекам должное за честность. Ведь почитая неведомого Бога, афиняне не отрицали самой возможности Его существования. И это уже был первый шаг к истинной вере. Блаженный Феофилакт пишет, что столь загадочной надписью на жертвеннике они хотели сказать: «Быть может, есть и еще какой-либо бог, которого мы не знаем, и так как мы не знаем его, хотя он и бог, то делаем ошибку, пренебрегая им и не почитая его». Поэтому-то, по обыкновению, было сооружено капище и сделана соответствующая надпись.

Афиняне выступают с обвинением, что апостол Павел проповедует им новое учение и новых богов. Но последователь Христов освобождает их от подобного подозрения. Не о новом боге говорит он, а о Том, Который неведом грекам, но почитаем ими. Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу пишет: «Ничего странного, говорит, ничего нового я не предлагаю. Они твердили ему: что это за новое учение, проповедуемое тобою? Посему он немедленно уничтожает их предубеждение». И далее апостол Павел очень конкретен в своих заявлениях: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дал всему жизнь и дыхание и все. Такая проповедь в глазах афинян была очень смелой, если не сказать — дерзкой. Ведь их понятия о сотворении мира представлялись иными. В проповеди апостола звучит важная мысль о том, что Истинный Бог не в созданиях рук человеческих обитает, а в каждой верующей, устремленной к Господу и открытой Богу душе. Бог ни в чем не имеет нужды, это мы в Нем, Небесном Отце, нашем постоянно нуждаемся. Это нам необходимо Богообщение и Божественная любовь.

Апостол стремится донести до слушателей правду, которая заключена в том, что именно Бог произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли. Создатель дал людям все необходимое для духовной и физической жизни. Но главным в земном бытии было, есть и будет искание Бога: …не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас. Ведь Господь и Спас наш Иисус Христос всегда с возлюбленными последователями Своими, во все дни. И обретение благодатного ощущения Богоприближения и Божественного участия зависит только от нас, от нашей веры и мировосприятия. Вывод апостола Павла жизнеутверждающе вечен и прост: …ибо мы Им живем и движемся и существуем. Для большей же значимости апостол напоминает слова известных стихотворцев того времени, которые говорили: «Мы Его и род». Приводимое изречение находится у Арата Киликийца, соотечественника Павла, жившего в III веке до Рождества Христова. Такое же выражение есть и у поэта Клеанфа, ученика философа Зенона. И тот, и другой поэт образно выражали отношение к языческому божеству. Но данное выражение в полной мере относится к Богу Истинному. Ведь все верующие в Господа обретают благодатную степень Божественного родства, усыновляются Отцу Небесному. Сила проповеднического искусства апостола Павла проявляется в том, что он использует доказательства, провозглашенные его оппонентами. Что может лучше убедить людей, как не их собственные мысли?!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вдохновенная проповедь апостола Павла, услышанная за сегодняшним Богослужением, обращена не только к афинянам, но и к каждому из нас, поскольку она имеет очень важное, не преходящее со временем значение. Сколько существует человеческий мир, столько есть и будет различных споров, дискуссий, размышлений о Боге. По естеству своему мы очень легко поддаемся на всякого рода искушения и соблазны, если нет в нас главного, основополагающего начала — стержня веры. Верой должно и можно не только спастись, но и обрести жизненную устойчивость и духовную силу. Без веры мы — слабы, немощны, подвержены греховному порабощению. Ведь, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), «от живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу — мир помыслов и спокойствие сердца». Вот почему истинно верующие люди всегда спокойны, смиренны и во всех превратностях жизни видят Промысл Божий. Вера в Господа определяется любовью и рождает самоотверженную верность Богу. А еще вера, по словам преподобного Ефрема Сирина, «есть дерево, на котором почивают Божественные дары». Никакие богатства тленного мира не способны заменить нам того драгоценного сокровища, которое дается истинной верой. А Сокровище это — Господь. Господом утешимся, пред Господом смиримся, Господом спасемся, Господом обретем вечную жизнь.

Апостол Павел говорит, что Бога нужно искать, хотя Он и недалеко от каждого из нас. Святитель Василий Великий говорит: «Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца». Каждый человек в этой жизни, по милости Господа, обретает ни с чем не сравнимое благо Божественного познания. В этом для верующего сердца — подлинная сладость, радость и вдохновение. Все иные блага, как духовные, так и материальные отступают пред величием Богоискания и Богопознания. Но только сам по себе человек в этом бессилен, сколько бы того ни жаждал, ни желал. Единственное и неоценимое приобретение человеческое — познание Христа и усвоение себя Истинному Богу ниспосылается по милости Небесной. Нельзя стяжать этого, не отвергнув тленного, греховного, земного. Божественные тайны открываются нам Божией милостью, но открываются настолько, насколько мы можем их принять! А впрочем, возможно ли здесь вообще делать какое-то сравнение? Сила, слава и величие Господа не соизмеримы со слабым человеческим воображением и соображением. Бог превосходит любую мудрость. Бог побеждает всяческий разум. Бог творит непостижимо. А мы лишь восхваляем и почитаем нашего Создателя! И в этом обретаем торжество Божественного родства. Сам Господь наш Иисус Христос учит: Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф.11:27). Ум человеческий несовершенен. И в познании он жаждет просвещения от Отца Небесного. Ведь Отец наш Небесный Сам желает быть познанным нами, посылая откровение свыше. Святитель Тихон Задонский говорит: «Слово Божие проповедует Бога, но без Бога познать Бога мы не можем». Аминь. Христос воскресе!

Комментировать