- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
…Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое?
я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме
за имя Господа Иисуса.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Готовность умереть за Господа нашего Иисуса Христа являли все верные последователи Христовы, а особенно ближайшие ученики Его — святые апостолы. Сегодняшнее Апостольское чтение поучительно для нас тем, что дает живой пример такой самоотверженности в словах апостола Павла (см. Деян.21:8-14).
По пути в Иерусалим, куда направлялся Павел со своими спутниками, путешественники посетили Кесарию и остановились на отдых в доме Филиппа благовестника, одного из семи диаконов. Филипп был из числа первых диаконов, человек очень честный, преданный Господу, обладающий даром проповеди. В церковную историю он вошел как вдохновенный благовеститель в Самарии и других местах палестинского побережья. По преданию потом он стал епископом Траллийским, возглавляя христианскую Церковь в провинции Кария, расположенной в Малой Азии. Известно также, что апостол Филипп прожил долгую, славную и Богоугодную жизнь. Скончался в глубокой старости. Всем своим существованием являл пример истинного служителя Божия, проповедника христианского учения.
У диакона Филиппа была очень дружная и благолепная христианская семья. Апостол Лука, непосредственный свидетель всех событий, пишет: У него были четыре дочери девицы, пророчествующие. Это были необыкновенные девушки. Они пребывали в состоянии девственном, даже не помышляли о замужестве, полностью посвятив себя служению Богу. После Божией Матери они впервые в христианстве показали пример девственной, чистой и непорочной жизни, уневестившись Христу. Своим благочестием они снискали такое уважение в обществе, что, как пишет блаженный Иероним, люди из самых отдаленных мест приезжали и с благоговением посещали их кельи. За праведную жизнь Господь наградил этих девиц дарами пророчества и исцеления. История говорит о том, что впоследствии две из них поселились в Иераполе, одна осталась в Кесарии. А старшая сестра, которую звали Ермиония, жила в Ефесе, совершая чудеса врачевания. Она самоотверженно и безвозмездно помогала всем немощным ефесским христианам, страдавшим телесно и душевно. И даже учредила в Ефесе специальную гостиницу, где многие находили приют, пищу и душевный покой. Дожила Ермиония до преклонных лет. В царствование императора Адриана она пострадала за исповедание христианской веры, подверглась многочисленным мучениям и истязаниям и была усечена мечом. Верующие с благоговением погребли ее святые мощи с подобающей честью в Ефесе.
В таком вот добром христианском семействе остановился апостол Павел перед тем, как ему надлежало пострадать в Иерусалиме. Святой апостол знал, что его ожидает. Мы слышали сегодня из Апостольского чтения, что в дом Филиппа пришел пророк по имени Агав, который взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников. Все поняли, что речь идет об апостоле Павле. И тогда люди, которым так дорог и близок был апостол, стали скорбеть, плакать и уговаривать его не идти в Иерусалим, дабы не сбылось на нем это пророчество.
Просьба учеников, естественно, была выражением их любви, любви человеческой. Они хорошо понимали, что не могут противиться Божественной воле. Однако в житейском плане, побуждаемые лучшими чувствами, они пытались уберечь своего возлюбленного духовного учителя и наставника. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.
Сильна любовь человеческая, многое невозможное ей подвластно. Это чувство, дарованное нам Богом как награда и особый свет жизни, способно подвигнуть людей на невероятные, самоотверженные деяния. Настоящая любовь всегда жертвенна, так как мысли и чаяния связаны не с собой, а с тем человеком, которого действительно любишь. Счастьем для влюбленного является счастье и благополучие любимого. Но еще сильнее человеческой любви любовь к Богу, которую даже сравнивать невозможно с самыми светлыми и возвышенными чувствами людей.
Любовь к Богу дает человеку крылья, стремление к праведности, ангельской чистоте. Любовь к Богу заставляет забыть обо всем мирском и жертвовать ради этой любви всем, что есть в земной жизни. Да и сама жизнь, если то требуется во имя Господне, с радостью приносится на алтарь Божественной любви.
Вот и для апостола Павла никакие человеческие чувства, как бы сильны и искренни они ни были, не могли затмить огонь всепобеждающей любви к Господу нашему Иисусу Христу, ради Которого святой апостол готов был не только пострадать в узах, но и принять мученическую кончину. Это не значит, конечно, что Павлу было все равно, как скорбели и огорчались окружающие его в тот момент люди. Его глубоко трогала и умиляла их искренняя любовь. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Никто не был любвеобильнее Павла: он огорчался, видя их плачущими, а о собственных страданиях не скорбел. Вы, говорит, обижаете меня, делая это: я разве скорблю? О вас, говорит, я плачу, а не о своих страданиях; а что касается до них, то я готов и умереть».
Никакие уговоры и предостережения не могли остановить апостола. Лука свидетельствует: Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня! Вот, действительно, достойное христиан поведение, которому и нам с вами следует немало поучиться.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Совсем небольшой отрывок прослушан был нами сегодня в Апостольском чтении. Но, посмотрите, сколько глубокого смысла заключено в этих вдохновенных строках! Они дают нам повод поговорить о многих важных вещах. И мы начали уже с вами разговор о любви — любви к Богу и ближним.
Ради этой любви апостол Павел не колеблясь отправился на мучения, хотя и был предупрежден пророком Агавом. Казалось бы, чего проще было остаться для тихой и спокойной жизни в доме диакона Филиппа, где все его так любили, продолжать свою проповедь, наставлять духовных чад, писать послания. Разве такая жизнь не была бы тоже благой, не являла бы пример служения Богу? Безусловно, являла бы, но она была бы лишена главного — самоотверженности Божественной любви. Нет, не мог апостол Павел отступить, предать Сына Божиего, Который принес Себя в жертву за людей по любви Своей!
Господь не щадил Себя, разве мог Павел, верный ученик и последователь Его, избранный сосуд Божий, испугаться за свою жизнь и попытаться избежать страданий? Ведь давно уже апостол считал себя не своим, а Божиим. Бога любил, для Бога жил, именем Божиим просвещал, исцелял, благотворил. Иного пути для него не существовало. А почему? Ведь по силе разума, да и по своему положению в обществе, Павел мог бы вполне благополучно существовать, пользуясь земным достатком, славой и уважением. Был бы всем, имел все, естественно, в мирском, земном смысле. Только ничего этого ему было теперь не нужно. Теперь, когда он познал Божественную любовь. Теперь, когда из гонителя христиан Савла он стал вдохновенным апостолом Павлом! Теперь, когда смыслом всего его существования стало служение Богу и любовь к Нему, питающая, согревающая, животворящая его, освещающая особым светом всю нелегкую проповедническую жизнь.
Именно любовь к Богу всей душой и сердцем, неустанная работа Небесному Отцу делала апостола Павла столь верным и твердым в вере и убеждениях, милосердным в добре и сострадании, хранила от всех невзгод жизни в спокойной уверенности в Божественном Промысле. Да, апостол Павел знал, что пророк Агав не ошибается, вещает гласом Святого Духа, но в душе его не было ни малейшего колебания или жалости к себе. Я каждый день умираю.. — говорит о себе апостол Павел (1Кор.15:31). И слова эти значат, что он готов отдать свою жизнь за Христа, искупившего род человеческий от греха и смерти.
Величие апостола Павла явлено в том, что он обогатился нетленным и неисчерпаемым богатством, которое не изменяется от времени, — самоотверженной и искренней любовью своей взыскал Самого Господа, Ему Единому служа, Им живя, в Нем воплощая все надежды и чаяния, Его одного ища в проповеди, деяниях и молитве. К этому призывает всех нас, братья и сестры, не только благодатный пример, представленный нам сегодня в Апостольском чтении, но и пример многих угодников Божиих, возвеличенных Божественною славою в истории Церкви Христовой. Однако благодать сия рождается только в любви к Богу. Об этом мы всегда должны помнить. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Удостоиться любить (Господа) искренне и как должно — это Царство Небесное, это — вкушение блаженства, в этом — блага неисчислимые». Какие утешительные и радостные для нас слова!
Нельзя найти ничего драгоценнее, выше и долговечнее любви. Именно об этом говорил апостол Павел, поучая, что любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор.13:8). Никакие таланты, никакие дарования, никакие приобретения материальные, никакое общественное положение или иное человеческое торжество, да даже слава мученичества не имеют должного смысла и значения без любви к Богу. Любить Христа — не значит кичиться своим благочестием или преимуществом пред другими (будь то знания, богатство или иные какие земные качества), а быть истинно добродетельным, то есть все делать исключительно по любви к Богу. Из одной любви к Господу строить свою жизнь и отношения в этой жизни.
Святитель Феофан Затворник называет любовь «венцом жизни христианской». Трудно с этим не согласиться. Всякий венец есть награда за труды. За духовную работу, за несомненную веру, за неустанное служение во благо Церкви Христовой, за отношение к ближним, милосердие и доброту, благие дела и помыслы Господь наитием Духа Святого посылает нам столь благословенный дар — Божественуюй любовь. Только не так-то просто достигнуть ее в полной мере. Любовь к Богу и любовь Божию нужно заслужить, приготовив себя для принятия сего светлого дара, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «чистотой сердца, ума и тела».
Являясь совершенной, Божественная любовь дается лишь тем, кто достиг совершенства во всех добродетелях, вступил в совершенство всех совершенств, соединил все благое воедино, дабы снискать благодать сего трепетного чувства.
Апостол Павел вдохновенной жизнью своей отозвался на любовь Господа, осознавая свое недостоинство пред величием и славой Божией, подчиняя Божественной любви все человеческое. И потому для него не было вопроса пострадать или не пострадать за Господа. Он всегда готов был пострадать, презрев все остальное. Потому что, как пишет преподобный Исаак Сирин, «невозможно человеку с приверженностью к миру приобрести любовь к Богу». Вот почему мы говорим, что подлинная Божественная любовь всегда сопряжена с самоотверженностью, с готовностью отдать жизнь ради Господа. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Если мы не презрим совершенство самой жизни своей и тела своего, с готовностью на самое мученичество и всякую смерть, совсем изгнав из памяти все, что служит к поддержанию жизни тела сего, мы не сможем стать друзьями Христа и братьями Его, ни сопричастниками Его, ни сонаследниками Его и не придем никогда в созерцание и опытное познание таинств Божиих».
Чтобы действительно возлюбить Бога, надо понять, что все совершенства и благодеяния, которые мы имеем в жизни, даются не по нашим заслугам или достоинствам, а ниспосылаются нам Богом по величайшей Его милости. Нет ничего выше и дороже ни на земле, ни на Небе, чем торжество всепобеждающей Божественной любви! Преподобный авва Исаия поучает: «Нет в мире ничего такого, что могло бы отлучить от любви Божией сердце, в которое она вселилась». Приверженность же к миру, к земным удовольствиям, потворство греховным страстям отлучает нас от любви к Богу. Сам себя обманывает тот, кто говорит, что любит Бога, а предается грехам и порокам. Потому что, как говорит апостол Иаков, дружба с миром есть вражда против Бога (Иак.4:4).
Сподобимся же и мы, братья и сестры, обрести истинную любовь к Богу, православно и несомненно веруя и мысля об Отце и Сыне и Святом Духе, совершенствуясь в добродетелях, усердно работая Господу, непрестанно взыскуя Его в молитвах и делах, с благоговением и смиренномудрием питая взаимную любовь друг к другу, ко всем ближним нашим. Любовь к Богу сделает нас сильными, добродетельными, искренними в чувствах и деяниях. Любящий Господа никогда не творит зла людям, не отступает от помышлений о Возлюбленном Боге и спешит доказать любовь свою исполнением заповедей Божиих, соблюдением верности Божественной воле. Все совершенства, все добродетели человеческие, все благие начинания произрастают из корня любви к Богу. Любовь укрепляет, возвышает, защищает, животворит, подает неизреченные блага. Вершиной всякой веры и надежды является Божественная любовь. Действием любви одолеваются врата адовы, все лукавое приводится в бессилие. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Кто приобрел любовь, тот не подлежит уже страстям злобы и лукавства, но, живя честно и непорочно, получит Небесное Царство… никто из демонов не смеет и приближаться к облекшимся в нелицемерную любовь».
Самое же главное, братья и сестры, заключается в том, что действительно любящим Бога и Отец наш Небесный щедро дарует Свою совершенную любовь. Будем же всей душой нашей и всем сердцем любить Господа! Возлюбим Христа, как должно любить! Потому что, по словам святителя Иоанна Златоуста, «в этом великая награда, в этом Царство и радость, наслаждение и слава, неисчислимое блаженство, которого нельзя ни выразить словом, ни постигнуть умом».
Аминь.
Комментировать