<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Оглавление

Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

…Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто: Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

(Ин.8:54)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Вчера мы с вами много говорили об истине и лжи. В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.8:51-59) продолжается разговор Господа нашего Иисуса Христа с иудейским народом о сущности веры и подлинного благочестия. Когда Господь обещал бессмертие верным Своим последователям, фарисеи в негодовании возопили: Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?

Для слушателей Христа слова Господа кажутся безрассудными. В самом деле, рассуждают они, если даже Авраам, при всех его заслугах перед Богом, умер, то как простые люди могут не умереть, если будут соблюдать слова обращающегося к ним Проповедника?! Не слишком ли много Он берет на Себя? Что за сила в Нем и Его словах содержится?! Человеческому разуму это непонятно, непостижимо, а верою принять сей факт иудеи не хотят. Вот и остаются в недоумении, которое в сочетании с гордостью разжигает в их душах еще и возмущение: выходит, что какой-то сын плотника из Назарета ставит Себя не только выше многоуважаемых современных вождей, но и праотца всего иудейского народа.

Так Кто же Он — прельстившийся бесом прорицатель или Сам Бог?!

Принять Иисуса Христа как Бога и Сына Божиего они не могут, и не только потому, что знают, откуда Он родом, кто отец Его, кто Мать, сколько у него братьев. Дело не в этом: для фарисеев и книжников просто невозможно признать Иисуса Христа Мессией. По ожесточенности сердечной, по зависти и лицемерию своему они этого совершенно не хотят!

В меркантильном ослеплении своем иудеи не поняли, что слова Господа: не увидит смерти вовек равнозначны словам: «достигнет блаженной вечности». Слушатели думают, что Христос обещает им бессмертие в земной жизни, а потому готовы обвинять Его опять и опять. И посыпались на Спасителя упреки — в гордости, в самозванстве, в тщеславии: …чем Ты Себя делаешь? Но Господь наш Иисус Христос спокойно отвечает: Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. Этими словами Спаситель хочет предостеречь их. Вот как истолковывает это место блаженный Феофилакт Болгарский: «.Отец прославлял Его всячески, то пророчествами о Нем, то свидетельством с небес, то бесчисленными и безмерными чудесами. О сем Отце вы говорите, что Он Бог ваш. Но вы не признаете Его ни Отцом Моим, ни Богом вашим. Если бы вы признавали Его Отцом, вы почитали бы Сына Его. А ныне вы Сына Его не почитаете. Очевидно, вы не признаете Его Отцом Моим. Но вы не признаете Его и просто Богом. Иначе вы боялись бы слов Его, как Бога. Ныне же вы решительно пренебрегаете Им».

И далее Господь обличает иудеев в маловерии и равнодушии: …вы не познали Его, а я знаю Его.

Почему так говорит Спаситель, в чем проявляется иудейское незнание Бога? В тех делах, которые они совершают. Если бы эти люди знали и признавали Истинного Бога, то всей душою любили бы Его и стремились исполнять Божественные заповеди. Отец Небесный заповедовал чадам Своим: Не убей! Убийство есть страшный грех и явное отступление от Бога. Но, давайте посмотрим, как поступают книжники и фарисеи? Они только и делают, что изыскивают причины, чтобы погубить и уничтожить Господа. Ах, как бы им хотелось обличить Иисуса Христа, обвинить Его в совершении греха, в корысти, в неправде! Но, как бы ни старались вожди иудейские, они не могут найти в Нем никакой вины, Господь чист и безгрешен пред Богом и людьми. Поэтому зависть и ненависть еще больше переполняет их ожесточенные сердца.

В словах Господа много боли и горечи, ведь Он по любви Своей жизнь готов положить за род человеческий, а на Него смотрят как на лжеца и самозванца. Разве не было невиданных ранее чудес, разве все эти люди не являлись свидетелями многочисленных исцелений и других, потрясающих ум человеческий событий, которые мог сотворить только Бог? Небесный Отец ни на минуту не оставляет Своего Божественного Сына и прославляет Его яркими свидетельствами. Но только не видят и не воспринимают этого те, кто не знают правды Божией. Вот и получается, что Христос один знает Бога так, как нужно знать. Он один соблюдает слово Божие так, как нужно соблюдать.

Фарисеи очень гордились тем, что они ведут свой род от Авраама. Это имя было для всего иудейского народа особенно почитаемым и авторитетным. И вдруг Господь говорит: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

Бог обещал Аврааму, что благословятся в семени его все народы земли (Быт.22:18). Что значило это обещание? Оно означало пришествие Мессии и наступление Царства Его, в котором будут Богом благословенны все праведные и верные люди. И вот пришло время исполниться этому обетованию: Сын Божий воплотился и пребывает на земле, несет роду человеческому истинное спасение. У Бога нет мертвых! Вот почему и Авраам, пребывающий в ином мире, ныне и увидел и возрадовался. Но заблуждение опять не позволило фарисеям это понять. Для Христа Авраам жив, а для них — мертв!

Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? — насмехаются они. Как же Он мог видеть самого Авраама?! Указывая на Свое Божественное происхождение от Отца, Господь отвечает: Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Это значит, что прежде чем родился и жил отец иудейского народа, был и есть Сын Божий. Фарисеи поняли, что Господь говорит о вечности, и, следовательно, о Своем Божестве. Речь Спасителя достигла самого пика. Как еще объяснить всем, что Он есть Бог?!

Однако, посмотрите, братья и сестры, как поступают эти люди?! Они взяли каменья, чтобы бросить на Него, но, как свидетельствует Святое Евангелие, Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее. Как ни кипели злобой и ненавистью враги Его, как ни старались разделаться с Господом, они были бессильны против истинной Божественной силы Спасителя. Некоторых может смутить слово скрылся, которое не надо понимать как «бежал». Евангелист Иоанн Богослов ясно говорит, что Господь не искал Себе безопасного выхода из храма, прошел посреди них невидимо и невредимо, потому что время Искупительной Жертвы Его еще не настало. И иудеи, сколько бы ни злобствовали, не могли еще сделать Ему ничего плохого!

Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Смотри, пожалуй, как Он исполнил все со Своей стороны: Он достаточно научил их и о Себе, и об Отце, и указал истинное благородство и свободу в свободе от грехов; объяснил, что одно только рабство постыдно, рабство греху, — и вообще ничего нужного не опустил. А они бросают каменья в Него. Посему-то Он и оставляет их, как уже не способных к исправлению. Заметь, что каменья бросают те, о которых евангелист сказал [ранее], что они уверовали в Него (Ин.8:30-31). Значит, вера их была не вера, но какое-то привременное и холодное расположение к речам Христовым».

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами стали свидетелями того, как Господь торжественно объявил Себя Существующим вечно. Великое счастье для каждого христианина в осознании того, что Господь вечно пребывает с нами и нет такой посторонней силы, которая может сокрушить благодатное Богообщение. Только мы сами, по греховной воле своей, способны отдалиться от Бога, когда грешим, когда творим беззакония, когда ленимся молиться и ходить в храм Божий. Кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек, — обещал Господь. В учении Христовом заключена неизреченная надежда на блаженную вечность. Сердце верующего человека всегда преисполнено радости и веселья. И эта радость не сравнима ни с какой земной радостью. Эта радость не о пище и питие, не о богатстве и человеческой славе. Это — радость духовная, радость о Господе нашем Иисусе Христе, о благости и человеколюбии Его, ибо, по словам святого апостола Павла, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Рим.5:1). Пусть же радость эта, преисполненная Божией благодати, озарит наши души благословенным восторгом ожидания небесной славы и вечного блаженства. Последуем же словам апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо это есть воля Божия во Христе Иисусе о вас (ср. 1 Фес.5:16-18). Аминь. Христос воскресе!

Комментировать