- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
(Ин.21:17)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня за Божественной литургией прозвучали последние строки Святого Евангелия от Иоанна Богослова, в которых описано третье явление воскресшего Господа нашего Иисуса Христа апостолам и разговор Его с Петром (см. Ин.21:15-25). Явление это, как вы помните, произошло на берегу Тивериадского моря, когда всю ночь апостолы ловили рыбу, но ничего не могли поймать. Наутро Господь предстал перед ними и велел вновь закинуть сети. Смиренные и послушные ученики Христовы выполнили это повеление Сына Божия, и в награду им явился такой улов, что уже не могли вытащить сети от множества рыбы (Ин.21:6). А когда апостолы вышли на берег, был уже разведен огонь и приготовлена для них пища. Во время этой трапезы и состоялась беседа, о которой мы с вами сегодня слышали.
Вот Господь наш Иисус Христос спрашивает ученика Своего Петра: любишь ли ты Меня? Трижды был задан вопрос, и трижды дан на него утвердительный ответ. Зачем Сыну Божию, Который читает в душах людских как в открытой книге все мысли и чувства, столько раз вопрошать Петра? Господь ведь и без слов знает, что этот человек предан Ему всей душой и сердцем. Тем не менее, Спаситель не делает ничего случайного. Разговор этот нужен был не Сыну Божию, а, прежде всего, самому Петру, который по малодушию и человеческой слабости предал Господа, отрекся от Него в трудную минуту. Вот теперь Иисус Христос, видя полноту и глубину раскаяния Своего ученика, намерен восстановить его в апостольском достоинстве.
И, слушая в Евангельском чтении о воскресшем Господе, беседующем с апостолами возле костра, мы невольно вспоминаем другой костер во дворе первосвященника, разведенный людьми, ненавидящими Иисуса Христа, возле которого пытался в те страшные дни согреться Петр. И там Господь был недалеко от него, но не в славе Воскресения, а в страданиях, пытках и мучениях. Само имя Его являлось преступным для иудеев. Тогда тоже трижды устами врагов Спасителя Петру был задан вопрос относительно Христа. И трижды прозвучал ответ, предательский, отрицательный — нет, не знает он Этого Человека. Трижды отрекся Петр, трижды вопрошает его теперь Господь. Сам вопрос напоминал ученику его дерзновенные слова, тот момент, когда апостол Петр говорил: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя (Ин.13:37).
Да, Петр любил Спасителя, но прежде любовь его и вера еще не достигали должного совершенства, потому-то при испытаниях он смалодушничал и отрекся. Трехкратное повторение того же вопроса прозвучало с намерением указать любимому ученику на его трехкратное отречение. Вполне вероятно, что и костер был разведен не просто так, а чтобы напомнить Петру о том костре. Когда-то, мы знаем, воскресший Господь явился ученикам Своим ради Фомы, чтобы тот воочию удостоверился в самом факте Преславного Христова Воскресения. В этот, третий раз, Сын Божий предстал пред учениками ради Петра, чтобы снять с его души тот тяжкий груз предательства и совершенного греха, который его томил и мучил. На примере апостола Петра Господь показал, что готов простить все согрешения, какими бы тяжким они ни были, если в душе человека будет искреннее раскаяние и упование на волю Божию.
Теперь давайте посмотрим на то, как же ведет себя Петр? Его поведение в прочитанном Евангельском отрывке тоже весьма поучительно. Он уже не заверяет пылко Господа в своей преданности. Его ответы немногословны и смиренны, но они утвердительны и от всего сердца. Пройдя через испытания и искушения, претерпев падение, но и искренне раскаявшись в нем, апостол Петр в любви своей обрел не только мудрость, но и стойкость. Господь принимает это исповедание Своего ученика и поручает ему, как и прочим апостолам, пасти овец, то есть заботиться о верующих людях, духовно окормлять, поддерживать, наставлять их. Примечательно, что в первом Своем слове Спаситель говорит об агнцах, сравнивая новоначальных верующих с ягнятами, которые требуют особого ухода, заботы и питания. Их нужно напитать истинным учением, укрепить в вере, наставить в делах благочестия. И не оставлять, пока они не подрастут, не наберут силу. Во втором и третьем словах речь идет уже об овцах, то есть обо всем стаде Христовом, независимо от возраста и степени духовной зрелости. Причем, поручая апостолу Петру духовное окормление чад Божиих, Господь знает, что он сможет поддержать не только сильных, но и слабых, еще не окрепших в вере, тех, кому эта поддержка особенно нужна. Ведь Петр сам прошел через подобные испытания, в отречении своем проявив не слабость веры, но слабость характера. Поэтому он способен лучше других понять согрешающих по человеческой немощи. Он сможет стать пастырем милостивым и добрым, не осуждая, а плача и скорбя о чужих грехах.
Апостольское достоинство Петра восстановлено, и теперь Господь говорит ему, какою смертью он прославит Бога, предвещая мученическую кончину. Сын Божий изрекает: …когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Если раньше Петр всегда действовал по своему желанию, то Господь повествует сейчас о том времени, когда апостол должен будет идти туда, куда не хочет, но куда угодно врагам его. Отцы Церкви видят в этом стихе Святого Евангелия указание на распятие Петра на кресте. Когда-то Петр уверял Господа, что готов за Него положить душу. Теперь Спаситель, познав силу любви Своего ученика, предлагает ему до конца пройти земной путь и уподобиться своему возлюбленному Учителю в страданиях и смерти. Господь призывает: Иди за Мною. И в этом призыве содержится предупреждение и пророчество того, что и Петру предстоит пережить тяжкие муки, пройти через распятие и крестную смерть.
Но что же апостол Петр? Такое пророчество не пугает и не удивляет его. Более того, он всей душой уже готов пострадать за Христа, а саму мученическую кончину почитает за исключительное достоинство, дарованное ему Богом.
Вот Господь вместе с ним удаляется от места, где происходила трапеза. И вдруг сзади них Петр слышит шаги другого ученика, которого любил Иисус. И тогда, его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Петр любит Иоанна, ведь это был именно он. Петр знает также, как Господь относится к этому ученику Своему. Считая для себя пророчество о мученической кончине удивительной привилегией, естественно, Петр спрашивает Господа о дальнейших событиях и в жизни Иоанна, столь близкого и дорогого ему человека. Но Иисус Христос загадочно говорит: Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
Именно эти слова, как утверждает сам Иоанн Богослов, подали христианам предположение, что он не умрет до Второго пришествия Христа. Но Иоанн уже от себя пишет: Но Иисус не сказал ему, что не умрет. Сей ученик, то есть Иоанн Богослов, свидетельствует нам обо всех описанных событиях и заключает Евангелие важной мыслью о беспредельности деяний и учения Господа нашего Иисуса Христа: Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Недаром именно этот отрывок Святого Евангелия читается в субботу накануне дня Пятидесятницы. Уже завтра наступит этот благословенный день, в который мы будем праздновать и вспоминать сошествие Святого Духа на апостолов. Преисполненные Духа истины, начали ученики дело благовестия, каждый предпринял свой путь за Господом, не оглядываясь на то, идут ли за Ним другие.
Таинство Святого Крещения для всякого христианина также является своей Пятидесятницей. Почему так можно говорить? Потому что именно в этот день — день Святого Крещения — мы становимся чадами Церкви Христовой, обретаем высокое звание христианина и любовь Господа, освящаемся Духом Святым. В этот день к каждому из нас обращается Спаситель со словами: Ты иди за Мною. И мы вступаем на путь спасения, на путь исповедания святой православной веры. Мы трижды, как некогда апостол Петр, сочетаемся со Христом, и трижды же отрицаемся от сатаны, врага рода человеческого. Отныне он не имеет над нами власти, потому что мы ему — не свои, мы — Божии, мы — Христовы. И потом мудрость отцов Церкви говорит нам, что «никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Таинство Крещения» (так поучает святитель Амвросий Медиоланский).
Апостолы, ученики Господа, в день Пятидесятницы получили Божественный и Утешительный Дух, Который через них был передан единой и истинной Церкви Христовой. Каждый человек теперь, принимая Таинство Крещения, принимает в себя с минуты совершения этого Таинства Церкви неизреченную благодать Святого Духа. Душа наша, очищенная Духом, по словам святителя Иоанна Златоуста, становится «светлее солнца, и мы не только бываем способны смотреть на славу Божию, но еще и сами получаем от нее некоторое сияние». Теперь у нас есть все: чистота веры, свет Христов, любовь к Богу, крест, который мы можем и должны нести, печать дара Духа Святого. Остается одно — внять призыву Спасителя и пойти за Господом нашим Иисусом Христом, отныне соизмеряя свою жизнь с заповедями Божиими, обновляясь Божией благодатью, возрастая во Христе и приходя, по словам апостола Павла, в мужа совершенного. Аминь.
Комментировать