<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Оглавление

Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

(Деян.10:33)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Можно ли спастись без Церкви Христовой? Этот вопрос, наверное, возникал в сознании любого человека и волновал каждого… Разве человек, всю жизнь свою проводивший честно и благочестиво, казалось бы, творивший добрые дела для людей, но не познавший истинную веру, не спасется? Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.10:21-33) свидетельствует нам о том, что Бог видит искренние и милосердные сердца и призывает таких людей к Своему служению. Если человек не равнодушен к страданиям людей, если он любит ближних своих, то душа его не спит в забвении духовным сном. Она жива, открыта и готова принять слово Божие, дабы упало семя на добрую, благодатную почву.

Вот так же было и с сотником Корнилием. Вчера мы говорили о том, как Господь передал ему Свою волю через пречистого Ангела небесного. И вот слуги Корнилия, преисполненные важностью возложенного на них поручения, встретив апостола Петра, сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. Здесь стоит вспомнить о том, что правоверные иудеи считали для себя зазорным делом общаться с язычниками. Язычники не смели входить в их дома, разделять с иудеями трапезу и вообще близко подходить к ним. Объяснялось это устоявшимся среди сынов Израиля мнением, что только иудейскому народу дарована от Бога милость быть народом избранным, предназначенным для особой миссии. Остальные же народы, как им казалось, были лишены милосердия Божия. Так что же общаться с язычниками, если они люди второго сорта?! Но это было не больше чем предубеждение, которое развеял Сам Господь. Еще вчера апостолу Петру явилось с неба чудесное видение, открывшее отношение Божие к язычникам, к представителям различных наций и народностей. Ныне же сами язычники трепетно стояли возле ворот дома, в котором пребывал апостол Петр. Люди эти смиренно стояли в отдалении, не смея войти, чтобы не осквернить своим приходом иудейское жилище.

Как же поступает Петр? Он не только вводит их, отверженных иудеями, в дом свой, но и щедро привечает, ставя на стол лучшее угощение. И переночевали они с апостолом под одной крышей. Апостол же Петр на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братьев Иоппийских пошли с ним. Путь был довольно длинным. Только на следующий день пришли они в Кесарию. А здесь, оказывается, апостола Петра ждали с нетерпением. Сотник собрал весь дом свой, созвал всю родню и близких друзей. Он знал, что Ангел Господень не может обмануть его. И, значит, всем им предстоит необыкновенная встреча.

Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Сотник с трепетом и благоговением встретил апостола у дверей своего дома, сомневаясь, что тот вообще войдет в жилище язычника. Петр отстранился от поклонения, поднял Корнилия с колен, ведь сотник поклонился перед ним не только по смирению, но потому что видел в апостоле воплощение высшей силы, что вообще было характерно для язычников, обожествлявших людей и предметы. Петр сразу развеял такое представление простыми словами: встань; я тоже человек. А затем, беседуя с ним, без колебания и сомнения вошел в дом, где собралось уже много людей, ждавших святого апостола. Все они знали об иудейских законах, поэтому их не могло не удивить добросердечное отношение ученика Христова. Но Петр пояснил им причины такого своего поведения, сказав: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.

Собственно говоря, эта традиция, о которой говорит апостол, не была определена в законе Моисея, ее придумали позже раввины под влиянием фарисеев, которые были страшно щепетильны во всем, что касалось их избранности. Народ воспринял такую установку как непреложный закон, пришедший из глубины веков. Теперь же барьер, отделяющий иудеев от язычников, чудеснейшим образом, по милости Всевышнего, начинал разрушаться. Эту равноценность и общность людей в очах Божиих открыл Господь наш Иисус Христос. Апостол Петр знал со слов посланников, для какой цели позвал его Корнилий, но теперь он желал услышать это от самого Корнилия и ближних его, дабы, как пишет блаженный Феофилакт: «Они сами исповедовались и сделались правыми в вере».

Корнилий рассказал Петру об удивительном посещении Ангела Божия и его повелении, завершив свой рассказ словами: Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога. Так сотник выразил свою веру в вездесущие Всевидящего Бога, а также готовность исполнить Божественную волю, посылаемую через святого апостола.

Из Апостольского чтения, прозвучавшего сегодня во время Богослужения, мы сумели сделать вывод о том, что Бог стремится спасти всех, кто живет и поступает по правде естественной. Разумеется, нельзя веровать как угодно и быть при этом угодным Богу. Нет! Только истинная христианская вера несет спасение и радость непрестанного Богообщения. Мы не должны быть безразличными в религиозном отношении, но обязаны быть доброжелательными и внимательными к людям всех наций и народностей. Ко Христу могут прийти все люди, вне зависимости от национальности и расовой принадлежности. Угодные Богу в деле спасения есть во всякой стране и во всяком народе. Мы знаем, что история Церкви Христовой этот факт в достаточной мере подтвердила. Потому что Царство Небесное есть Царство всеобщего мира и спасения. И в него призваны Богом все люди, без исключения. А неверие или ложная вера рождаются в душах тех, кто не может, а вернее, по собственному злому волеизъявлению, не хочет слушать Господа.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Разными дорогами, различными поводами и причинами призывает нас к Себе Вселюбящий Отец Небесный. Не всегда мы умеем внимать этому Божественному призыву. А ведь путь этот прост: веруй в Бога, живи по правде, смиряйся перед волей Божией, твори благо и будь сам благ. Господь наш Иисус Христос говорит: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин.14:6). Спаситель есть Истина. Познание Истины просвещает нашу душу Божественной правдой, изгоняет из нее стремление ко греху и пороку. Тот, кто вступает на путь Истины, сочетает себя Христу, становится чадом Божиим.

А приступить к Истине можно только через веру, иного пути для нас не существует. Верой мы познаем Бога и обретаем дарованную Господом правду. Любовью к Богу возрождаем из духовного небытия погрязшую в греховных беззакониях душу. Заповедь любви дал нам Господь наш Иисус Христос: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф.22:37). Но способны ли мы так любить? Есть ли в нас этот бесценный Божий дар? Святитель Василий Великий пишет: «Получив заповедь любить Бога, мы получили также и силу любить, вложенную в нас при творении». Вот в чем суть! Бог создал нас любящими, умеющими преданно и искренне любить, но отягченное грехами, страстями и пороками человечество утратило эту способность. Господь научил нас любви и вновь открыл нам благодатную силу этого святого и чистого чувства. И теперь любовь к Богу есть то, что покрывает все жизненные невзгоды, врачует болезни, утешает скорби. В любви к Отцу Небесному черпаем мы нескончаемую духовную радость, дающую надежду и умиротворение настрадавшейся нашей душе.

По словам святителя Иоанна Златоуста, любовь эта, «не вмещающаяся в мире, обитает в смиренном сердце». В каждом сердце, верующем в Бога, смиряющемся перед Богом, желающем и умеющем любить! Господь призывает людей к служению, зная, что в этом служении для нас нет особой тяжести. Он Сам свидетельствует о том: …иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:30). Быть без Бога — трудно и горько, быть с Богом — светло и радостно. Ненавидеть и злобствовать — тяжко, ведь душа скорбит в муках ненависти, ей не свойственно зло как таковое. Любить же и желать всем добра — легко и радостно, ведь любовь наполняет душу неизреченным и благодатным светом мира и созидания, располагая дух наш наслаждаться Богом как высшим и совершенным благом. Сподобимся же, по милости Божией, послужить Творцу нашему, отзовемся на Божий призыв верой, надеждой и любовью, делами добра и милосердия. Ведь путь нам этот Господом указан ясно: …возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф.11:29). И еще: если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин.15:10). Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать