митрополит Владимир (Иким)Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)

И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

(Деян.6:7)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Из Апостольского чтения (см. Деян.6:1-7), которое звучало сегодня для нас во время Богослужения, мы узнали немало подробностей из жизни первой христианской общины. Какими были и как строили взаимоотношения первые христиане, ученики ближайших учеников Господа? Дни свои проводили они в атмосфере полного взаимопонимания, братской любви и дружбы. Потому что все были как одно сердце и одна душа, воспламененные и одушевленные благодатью истинной веры, открывшей им духовные очи, потребность в жизни во Христе.

Иудеи всегда обладали особым чувством ответственности за судьбу своих нуждающихся сограждан. С древних времен среди иудейского народа в синагогах был заведен очень гуманный обычай. Каждую пятницу специально назначенные люди, так называемые сборщики, обходили базары и дома иудеев, собирали помощь для бедных и материально неимущих людей продуктами и товарами. В тот же день, в пятницу, вечером, все собранное за день распределялось. Людям, попавшим в тяжелое положение по воле случая, оказывалась разовая помощь. Те же, кто постоянно нуждались, на регулярной основе получали столько, что им хватало накормить семью два раза в день в течение всей следующей недели. То есть они могли пообедать на выделяемые средства четырнадцать раз. Естественно, это было очень ощутимым пособием по бедности, многие и выживали-то только благодаря такой помощи. Фонд, из которого делалось данное распределение, носил название «купна» или «корзина». Отсюда пошло выражение «в общую корзину» или «соберем вкупе». Но и это было еще не все. Каждый день сборщики проходили по домам и на добровольной основе (кто сколько может пожертвовать) собирали помощь для особенно нуждающихся людей, которые находились не просто в тяжелом, а в критическом положении. Этот каждодневный фонд назывался «лоток». Подобное милосердное отношение к ближним было угодно Богу. Новообразовавшаяся христианская Церковь с радостью приняла этот обычай, дополнила и расширила его за счет необыкновенной щедрости, основанной на любви ко всем людям.

У христианской общины, как у всякой общественной организации, существовали свои законы и традиции. Так как собственность у христиан была единая, нужно было наладить справедливое, равномерное и своевременное наблюдение за церковным и вообще материальным распределением. Нам уже известно, что первые христиане с легким сердцем и душевной радостью продавали свои имения, землю, прочую недвижимость, дабы принести деньги апостолам для всех нуждающихся братьев. Раздавали средства христиане из местных, палестинских иудеев. Поначалу распределение довольствия было вполне справедливым и не вызывало ни у кого никаких вопросов. Но потом некоторые поставленные на должность распределителей стали тщеславиться, гордиться своим положением, и в результате — справедливости в их действиях не стало. Распределители начали оказывать резкое предпочтение одним членам общины, в то же время пренебрегая другими. И получалось, что самые нуждающиеся, беззащитные вдовы с малолетними детьми получали хлеб в самую последнюю очередь. А многие бедные семейства влачили самое жалкое существование.

Естественно, такое положение дел не осталось не замеченным. И потому апостол Лука пишет: В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. «Еллинистами» или «эллинами» назывались христиане из иудеев, родившиеся не в Палестине и говорившие не на арамейском языке, языке иудейского народа, а по-эллински, то есть владевшие греческим языком. Среди иерусалимцев эти люди совсем не пользовались уважением, их едва терпели, потому что они плохо знали язык своего народа. Палестинским иудеям казалось, что «эллины» позорят нацию. Кроме того, их считали не чистокровными, смешанными по крови с другими народами. Иудеи же, как мы знаем, всегда особенно гордились своей избранностью перед Богом и происхождением. Но вместе с тем в усвоении нового христианского учения «эллины» были более активны, доброжелательны, трудолюбивы и послушны, так как на них не тяготело непреложное следование древним иудейским законам, не лежал на плечах весь груз поколений.

Возмущенные христиане иерусалимской общины обратились к апостолам, как своим вождям и духовным руководителям, чтобы те навели порядок в сложившихся отношениях. Христиане не хотели жить в обстановке какой-либо конфронтации или недовольства, ведь они понимали, что человеческие чувства и желания могли затмить то высокое предназначение, к которому все они теперь Господом были призваны. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

Давайте подумаем, почему так ответили святые апостолы?

Господь наш Иисус Христос призвал апостолов на особое служение, сделав их обязанностью проповедование Святого Евангелия всем людям на земле. Они должны были в земной жизни своей учить, просвещать, наставлять в истинной вере, крестить род человеческий, поддерживать в исповедниках Христовых веру. Была ли легкой эта задача? Конечно же, нет! Что может быть тяжелее и ответственнее, чем спасение человеческой души?! Вот чему посвящали апостолы все время и отдавали все силы.

Вопросы же мирские — как что распределить, кого чем накормить и так далее — были не первой обязанностью апостолов, но до некоторого времени также находились в их ведении, пока община была небольшой и единодушной. Со временем же, благодаря успешному апостольскому благовестию, умножились ученики. А поскольку хозяйственными делами апостолам заниматься не пристало, — просто жалко было отрывать и тратить время на то, что представляло собой не слишком большую значимость, — то они, отстраняя себя от второстепенных повседневных дел общины, собрали всех христиан и предложили им: Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу. Казалось бы, облеченные первоверховной властью ученики Христовы могли сами назначить достойных на их взгляд людей, однако они предоставляют сделать необходимый выбор обществу христиан. Почему так поступают апостолы? Ясно, что они хотят, чтобы осуществленный таким образом выбор был в полной мере справедливым, непредвзятым, построенным на взаимном доверии.

Хотя не на очень высокую церковную должность выбирались исполненные Святого Духа люди, но, по внушению и мнению апостолов, они должны были соответствовать довольно строгим требованиям. Нужны были христиане, изведанные в честности, в любви к ближним, в готовности к самопожертвованию ради общего блага. И, конечно же, непременным условием являлось исполнение Духом Святым, всецелое следование заповедям Христовым. А страх Божий должен был удержать их от самости, бахвальства, стяжательства, лицемерия и фарисейства.

Ощущение присутствия Господа переиначивало всю земную жизнь, открывало новые ценности и непознанные истины. Столь высокие требования к кандидатам в диаконский сан предъявлялись потому, что Бог призывал их не только на хозяйственное, но и на духовное служение исповедников христианской веры пред всем миром и перед судом синедриона. На себя же апостолы взяли подвиг благовестия и непрестанной молитвы: …а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. Разве это могло быть легко?!

Разумеется, молиться непрестанно обязан каждый из нас, братья и сестры, чтобы любое движение души было молитвенным, преисполненным трепета, страха Божиего и надежды на помилование. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Возносящийся к Богу чистою и частою молитвою стяжает живую веру в Бога, ею видит Его и перелетает, как крылатый, через все превратности и бедствия земной жизни». А преподобный Нил Синайский говорит: «Мать всех добродетелей — молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать, и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся». Но только всегда ли мы помним об этом? Ведь порой грехи и страсти порабощают нас до такой степени, что для молитвы не остается ни сил, ни времени, тем паче нет места непрестанному молитвенному деланию и духовному совершенствованию. По неразумию и потворствованию греховным порокам мы сами себе так усложняем жизнь, что, по собственной злой воле, отдаляемся от любящего нас Господа. Дело же молитвы гораздо выше всех других дел, ведь плодами ее являются любовь к Богу, вера, доброта, простота, смиренномудрие, терпение.

Молитвенный труд украшает нашу жизнь, делает ее более глубокой и полноценной. Ничто и никто не могут нам заменить светлый мир души, который можно снискать посредством искренней и пламенной молитвы. Через молитву мы ощущаем присутствие Божие и обретаем уверенность в том, что если просимое полезно нам, Господь никогда не обманет наших надежд, исполнит и воздаст за наши старания сторицею. Если же нам не полезно то, что мы просим в молитве, вселюбящий Бог замедлением исполнения оградит нас от искушения, удержит от неверного шага, образумит в принятии верного решения. И потому святитель Иоанн Златоуст поучает: «Молитва — священный посланник; она веселит сердце, успокаивает душу, возбуждает страх наказания и желание Небесного Царства; учит смиренномудрию, приносит познание греха». Вот о чем все мы должны задуматься, братья и сестры, слушая сегодняшнее Апостольское чтение.

Христианская община выбрала самых честных и достойных, всей душой преданных Господу — Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая Антиохийца. Однако окончательное решение в знак уважения и апостольского достоинства все равно оставалось за апостолами: …их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. Ученики Христовы видели, что избраны были действительно самые надежные, богобоязненные, беспристрастные и трудолюбивые.

Как мы видим, первые диаконы носили имена не еврейские, но греческие, потому что они были представителями не палестинских иудеев, а обратившихся ко Христу из других стран. Это еще раз подчеркивает, что перед Богом все люди равны, все значимы и дороги. Апостолы возложили на них руки. В Православной Церкви это священное действие, введенное еще с первых христианских времен, остается и теперь при посвящении на служение Господу диакона, священника и архиерея. Возложение рук — знак Божиего благословения и Промысла, а также благодатного дара принятия Святого Духа. Человек исполняется особенной благодатью. Через апостолов особое призвание узаконивает Бог. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Заметим, как писатель не говорит ничего лишнего, он не объясняет каким образом, но просто говорит, что они были рукоположены с молитвою, ибо так совершается рукоположение. Возлагается рука на человека, но все совершает Бог, и Его десница касается главы рукополагаемого, если рукоположение совершено как должно».

Праведная, честная жизнь всегда удивляет и вызывает добрую ответную реакцию. Поэтому-то: И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме, и из священников очень многие покорились вере. Успех апостольской проповеди был столь значительным, что правоту и подлинность их слов признали и приняли даже некоторые иудейские священники, также обратившиеся в христианскую веру.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Как всегда мы многое для себя почерпнули из Апостольского чтения. Очень важной и актуальной является мысль, что в каждом деле, в каждом служении нужна честность, справедливость и добросовестность. Вот за эти основополагающие в любом начинании добродетели Господь воздаст в полной мере изобилием благ — земных и небесных. Служение наше Богу и ближним — это тот крест, который мы по жизни несем. Причем делаем мы это не по указанию, не по принуждению или чьей-то просьбе, но по любви нашей к Богу. Именно любовь руководит всеми нашими действиями. И в этом — высшее благо и большая радость! Святитель Иоанн Златоуст поучает: «Любить Христа — это значит не быть наемником, не смотреть на благочестивую жизнь как на промысел и торговлю, а быть истинно добродетельным и делать все из одной любви к Богу». Мы должны быть честны в делах своих и перед Богом, и перед людьми. При этом надо прислушиваться к мудрым словам апостола Павла: Все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия (Кол.3:23, 25). Если мы будем с благоговением и трепетом трудиться каждый на своем месте и в своем звании, уповая при этом на Господа, не возносясь, не ленясь, не завидуя никому, не ропща на трудности, то помощь Божия всегда пребудет с нами во все дни, поддержит всякое благое свершение и деяние. Аминь. Христос воскресе!

Комментировать