<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Оглавление

Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

…Здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.

(Деян.25:14)-15

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В сегодняшнем Апостольском чтении нашему вниманию было предложено повествование о том, как новый прокуратор Порций Фест представил царю Ироду Агриппе II дело апостола Павла (см. Деян.25:13-19). Прежний прокуратор Феликс, хорошо зная и понимая невиновность апостола, отомстил заключенному благовестнику и проповеднику за его нравственное превосходство тем, что оставил в узах.

В вопросе, касающемся дальнейшей судьбы Павла, Фест сразу же столкнулся с крайним ожесточением иудейских вождей, которые требовали не только наказания, но кровавой расправы, насильственной смерти благовестника Христова. Брать на себя это решение новый прокуратор не хотел. Более того, он боялся и римский закон преступить, и иудеев против себя обратить. А потому изрек резолюцию, обращаясь к Павлу: …ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься (Деян.25:12). Лично для него это был практически оптимальный выход. Иудеев можно было успокоить тем, что над апостолом будет совершен справедливый императорский суд, и вместе с тем он, Фест, оставался как бы ни при чем, неповинным в пролитии крови праведника.

Но вот в Кесарии случилось важное событие: Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли поздравить Феста. Царь Ирод Агриппа II был сыном царя Ирода Агриппы I, последним царем из фамилии Иродовой. Воспитывался он при дворе римского императора Клавдия. В его владении был Халкис (в Сирии), а также тетрахия Филиппа и тетрахия Лисания. Он был наделен полномочиями иметь надзор над храмом Иерусалимским, воздвижение которого при нем было окончено, а также избирать первосвященников Иерусалимских. Вереника же была его родной сестрой. Вначале она была замужем за своим дядей Иродом, правителем Халкиса, но после его смерти жила с братом в беззаконной связи. Известно также, что после она выйдет замуж за киликийского царя Полемона, а потом станет любовницей Веспасиана и Тита. Кроме того, Вереника была сестрой Друзиллы, жены Феликса.

Визит высоких гостей в Кесарию выглядел как обычный визит вежливости, ведь именно так цари Иудейские приветствовали новых римских правителей. Хотя со стороны Ариппы он был также поводом упрочить свое положение на политической арене, так как Ирод Агриппа II являлся царем очень небольшой части Палестины — Галилеи и Пиреи, и владел всем этим исключительно по милости Рима: император его туда посадил, равно как и мог сместить в любое подходящее время. Естественно, Агриппа всеми силами стремился доказать свою верность кесарю. И опять Фест решает подстраховаться: И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.

Настоятельной необходимости в предложении царю Агриппе разбора дела апостола Павла не было. Но Фест не только хочет развеять тем его скуку, а как бы сложить с себя часть ответственности. Возможно, прокуратору казалось, что царь способен принять более правильное решение в силу своей осведомленности в области обычаев и законов иудейских.

Обстоятельность рассказа Феста о деле Павла содержит не только стремление проявить свою компетентность, но и показать перед царем личную правдивость, честность и пунктуальность в ведении расследования: Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения. Никаких обвинений политического характера найдено не было, остальное все — не имело никаких доказательств. И посему слова прокуратора звучали как оправдание Павла. Нельзя было предать смерти апостола Павла за то, что иудеи имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив. Фест стремится выставить себя выше всех этих иудейских религиозных споров. Учению же Христову и словам Павла о Воскресении Господа он просто не верит, а потому и говорит о том с нескрываемой издевкой. В результате Агриппа из уст Феста получил обстоятельный и полный отчет о деле Павла, а Павел теперь имел возможность выступить перед царем и защищаться от выдвинутых против него обвинений. Так сбылось пророчество Господа нашего Иисуса Христа, Который говорил ученикам: …и поведут вас к правителям и царям за Меня.. (Мф. 10,18). Но верный последователь Христов был готов и духовно, и морально предстать перед судом правителей, дабы и им проповедовать Правду вечной жизни и Царствие Небесное.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! О многом говорит представленный нам сегодня в Апостольском чтении отрывок из Деяний святых апостолов. Кичащиеся своим Богопочитанием и Божественным избранием иудеи готовы были по отношению к апостолу Павлу пойти на любое беззаконие, клевету, ложь и даже убийство, тогда как не ведающий Истинного Бога язычник Фест был более справедливым и готовым признать право Павла на оправдание. Кто же выглядел более праведным в очах Божиих? И в том и в другом случае явно просматривался личный интерес. Правым же в сей ситуации являлся лишь безвинно страдающий апостол Павел, который во всяком событии жизни видел Промысл Божий. Свои желания, свою волю он полностью подчинил воле Господа, а потому любое решение человеческое, выносимое неправедными судьями в свой адрес, он принимал со спокойной душой и верою в Божие заступление. Этому благому мироощущению и нам следует учиться постоянно и непрестанно. Если во всех деяниях мы станем явно ощущать действие Божественной благодати, то будем стремиться во всем следовать заповедям Господа нашего Иисуса Христа, действовать праведно, Богоугодно, привлекая во всех благих и милосердных делах помощь Божию. Вспомним в связи с тем мудрые слова аввы Исаии, который поучает: «Брат! Пойми следующее: Богу угодно, чтобы мы пребывали в Нем всей нашей деятельностью. Тогда и Он будет пребывать в нас, очистивших себя по силе нашей». Вот, оказывается, в чем секрет апостольской стойкости и верности! Всеми действиями и помышлениями своими апостол Павел верно служил Богу, пребывал в Господе, и Всещедрый Спаситель ни на минуту не оставлял его в трудах и заботах жизни, постоянно поддерживая, утешая и пребывая с ним. И каждому верующему человеку весьма достойно сие стремление. Только, обремененные житейскими проблемами и земными желаниями, мы часто забываем о том, противопоставляя Богу собственную греховную волю. Мы говорим, что желаем познать мудрость Творца, а между тем отягчаемся мирскими утешениями и ненужными разумениями. Главное же при этом уходит, все более отдаляется от нас. Потому что, как говорит преподобный Нил Синайский, «кто не живет по закону Божию, тот и Бога не боится. Кто не боится Бога, тот не видит Его. А кто не видит Бога, тот не имеет в себе духовного света». Лишиться же духовного света — значит лишиться веры, лишиться самой жизни, которая невозможна без Господа нашего Христа. Но когда мы слушаемся Бога, когда покорны и послушны Отцу Небесному, столь же внимателен и Он к нашим нуждам и чаяниям, к возносимым к Нему молитвам. Возложим же на Господа все наше упование, все наши скорби, печали, болезни, все наши чаяния, надежды и желания. И тогда познаем в полной мере Божественною милость, благость, радость Богообщения.

Мы с вами живем в сложном мире, насыщенном всевозможными трудностями и коллизиями, пребывающем в страстях, беззакониях и грехе. Как же в этой скверне сохранить свою душу чистой, светлой, верной Богу и Божественной истине? Только величайшим смирением, своей покорностью Господу и святой воле Его. Если будем постоянно стремиться к исполнению заповедей Божиих, постепенно заглушим в себе человеческое тщеславие и удовлетворение собой, облечемся спасительной и благодатной нищетой духа. Стоит лишь до глубины сердечной осознать в себе желание исполнения Божественной воли, как утихают всяческие душевные волнения, ненужные переживания, плотские искушения. «Отвергнись себя и отдайся Богу, да творит с тобою, что хочет», — взволнованно призывает святитель Игнатий (Брянчанинов). И потому мы должны научиться побеждать в непрестанных внутренних бранях, выходить совершенными в духовной борьбе, призывая на помощь имя Господне. Собственный христианский подвиг невозможен без Божественной милости, которая является к служителям Божиим по мере их стремления, упования и духовного роста.

Ведь, как учат отцы Церкви Христовой, ничто с человеком не случается без соизволения и попущения Отца Небесного. При этом нужно помнить, что заповеди Божии есть не что иное, как Божественная воля, объявляемая нам для жизни и совершения действий, для руководства благими начинаниями. Только в этом видится совершенное соединение человеческой воли с промыслительной и неизреченной волей Господней. И там, где воля людская бывает слепой и злонравной, Божия воля дарует прозрение духовным очам и сердечную милость. Почему же человеческая воля не может быть совершенной? Потому, что она отравлена, ущербна, повреждена грехом. И только Божественная воля, покорно и праведно исполняемая, способна обновить, исцелить и преобразить волю человеческую стремлением к познанию веры и откровению христианской любви.

Отчего же зависит духовное возрастание, братья и сестры? От стремления все земное подчинить небесному. Ведь Сам Господь наш Иисус Христос говорит: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин.3:6). Если следуем плотским страстям, поддаемся на греховные соблазны и искушения, то, значит, размышляем и мудрствуем по-плотски. Кто же рожден от Духа, тот постоянно духовно совершенствуется, преображается. Недаром апостол Павел пишет: …живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном (Рим.8:5). Мы, христиане, призваны не только к благочестивому житию, но к исповеданию всей жизнью своей благословенного имени Господа. Мы должны быть примером всем другим людям, ведь, по словам апостола Петра, и мы с вами, возлюбленные о Господе братья и сестры, род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет. (1 Пет.2:9). Можно изучить множество наук, постигнуть самые сложные человеческие знания, открыть для себя тайны природы и мироздания, но так и не познать свою душу. А ведь это — самая важная и самая главная наша наука! Преподобный Евлогий Скитский говорит: «Сколько страстей в душе, столько и бесов». Каждая страсть, вселяющаяся в нашу душу, когда возобладает нами, делается подобной злонравной властительнице, мучит нас, истязает, все устремляет в угоду себе. И постепенно мы становимся рабами собственных страстей. Но стоит лишь осознать свою немощность и желание избавиться от всяческой скверны, как на помощь приходит Бог, дарующий крепость, силы и терпение в тяжкой брани с грехами и искушениями. Преподобный Макарий Египетский пишет: «Господь именуется Врачом, потому что дает исцеление небесное и Божественное и исцеляет душевные страсти, в некоторой мере господствующие над человеком». Будем же с надеждою и верою призывать Отца Небесного в борьбе с собственными страстями, которые есть не что иное, как мучащие душу тяжкие болезни. Умирение же страстей, по словам святителя Тихона Задонского, и есть «признак духовного исцеления» и начало духовного возрастания. Аминь.

Комментировать