- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
(Ин.5:43)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Земной путь Господа нашего Иисуса Христа отнюдь не был спокойным. Ему постоянно приходилось сталкиваться и с людской злобой, и с непониманием, и с равнодушием, и с пренебрежением, наконец, с откровенным предательством. Погрязший в грехах род человеческий, не желая отказываться от своих беззаконий, с недоверием относился к учению Христа. Многие не верили словам Спасителя, многие обвиняли Его и старались уличить в неправде, в нарушении Закона Божия. Но как мог нарушить закон Тот, Кто Сам его установил?!
Святое Евангелие в чтении, установленном сегодня Церковью (см. Ин.5:30-6, 2), ясно и определенно указывает нам, что уверовать во Христа может лишь тот, кто смиренно признает свою духовную нищету и ищет помощи благодати Божией. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно, — говорит Господь. Кому и для чего это сказано? Как может быть не истинным свидетельство Христово, если Сам Он — Правда и Истина, выше которой нет и быть не может? Зачем же Господь принижает Себя, умаляет перед слушающими Его людьми Свое Божественное достоинство?
Дело в том, братья и сестры, что слова Сына Божиего обращены к маловерному иудейскому народу, и в его лице ко всем неверующим или сомневающимся, которых Христос тоже призван искупить Своими страданиями и спасти. И для таких совсем недостаточно одних свидетельств Господа о Самом Себе. Они попросту не поверят таким свидетельствам и обвинят Господа в бахвальстве. Хотя, казалось бы, как можно обвинять Бога?! Вот в этом и заключается ответ: не признающие Божественное происхождение Иисуса Христа, никогда не поверят в Его Божественную силу и, стало быть, личные свидетельства Господа о Себе Самом для них просто не имеют никакого значения. Серцеведец Господь знает это и потому приводит доказательства неоспоримые.
Сын Божий говорит об Иоанне Крестителе: …истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Святой Иоанн, живущий в пустыне, проповедующий и призывающий людей к покаянию, приуготовляющий путь Господу, хорошо известен всем. И это он, Иоанн Креститель, сказал, что Христос есть истинный Мессия: Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым (Мк.1:7-8).
Свидетельство Иоанна Крестителя, которому верит и которого слушает иудейский народ, Господь называет истинным. Для чего? Исключительно в интересах Своих слушателей. Для них это важно. Впрочем, и святой Иоанн не воспринят родом людским в должной мере: Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Слово был указывает на тот факт, что к моменту данной речи Иисуса Христа общественная деятельность Иоанна Предтечи завершена, он приуготовил путь Господу. Святой Иоанн Креститель обладал немалой силой и говорил очень важные для иудеев истины. Но далеко не все из народа иудейского правильно восприняли его проповедь и обратили души свои на путь покаяния и молитвы. В большинстве своем иудеи радовались только тому, что, по прошествии довольно длительного времени, им наконец-то послан Богом необыкновенный человек, великий праведник и пророк, перед которым трепетали даже цари. Выходит, этот светильник так и не смог просветить души, затуманенные гордыней, завистью и злобой! Иудеи не поверили словам пророка Божия о Христе, как теперь не верят Самому Христу, хотя доказательства Господни неоспоримы и очевидны: Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. Иоанн Креститель, как известно, не совершил ни одного чуда, Господь же наш Иисус Христос творил различные чудеса (дела). Разве это не является доказательством того, что Спаситель действительно послан Отцом Небесным, что Он — Сын Божий и Истинный Бог?
Впрочем, чудесные творения еще не служат прямым свидетельством. Есть и более значительное, на что указывает Господь: И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал обо Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели. Сколько раз в Ветхом Завете говорилось о Христе как о Мессии, сколько откровений и пророчеств содержится в Священном Писании! И что? Господь обличает иудеев, в том, что они не ценят Писание, как должно, и очень скоро забывают то, о чем прочли, а потому не знают воли Творца Вседержителя и не имеют веры в Сына Божия: …не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
Какие поучительные слова, братья и сестры! Оглянемся теперь на себя, на собственные сердца и души. Всегда ли они озарены неизреченным светом Священного Писания? Не стало ли для нас чтение слова Божия плохо исполняемой обязанностью, а не насущной каждодневной потребностью, когда мы просто заставляем себя читать, не жаждем этого чтения и не нуждаемся в нем? А ведь так не должно быть. Стремление к Богопознанию — сущность христианской жизни, и Священное Писание — наше несомненное подспорье на этом трудном пути. Что же может быть желаннее, сильнее и правильнее слова Божия?! С Библией не сравнится никакая, самая интересная художественная книга! Потому что автор последней, каким бы талантливым он ни был, обращается к человеческим эмоциям, страстям и чувственности, к земному в человеке, а Священное Писание, озаренное Духом Святым, несет правду о Боге и взывает к человеческой душе, говорит о небесном предназначении нашего бытия.
Отчего же Господь, пришедший спасти и Крестной смертью Своей искупить грехи всего мира, сталкивается с таким равнодушием и непониманием? Потому что в сердцах людей, окружавших Его в тот момент, не было главного — любви к Богу. Раз нет любви — нет сострадания, нет милосердия, нет молитвы и нет самой потребности в Богообщении. Так где же при всем этом возможно услышать и принять Сына Божия?! Как часто люди ищут истину не там, где ее надо искать! Род человеческий, и мы в том числе, братья и сестры, падки до всякого рода сенсаций или ложных учений. Вспомните, например, бум, связанный с Кашпировским, Чумаком и прочими лжецелителями… Или постоянно муссируемые в прессе слухи об НЛО и инопланетянах. Или свидетельство о какой-либо панацее от всех болезней. Мы готовы поверить любой чепухе, любой несуразице, но маловерны в главном. Страшно ведь, что Господь пророчествует: …а иной придет во имя свое, его примете. Святой Иоанн Златоуст видит в этих словах Христа образ антихриста, который тоже будет называть себя богом, но поступать станет совершенно противно Божественной воле.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! По огромной любви Своей и милосердию Господь наш Иисус Христос ведет разговор, описанный сегодня в Святом Евангелии. Если бы Спаситель не любил всех этих людей, отвергающих Его, не верящих Божественному слову, разве Он бы продолжал духовно наставлять и просвещать их? С приходом Мессии-Искупителя в мир вернулась Божественная благодать, которая может стать достоянием каждого. Только должно постоянно к тому стремиться, очищать душу покаянием, жить праведно и угодно Богу. А иудеи, с которыми беседовал Христос, из-за собственной гордыни и тщеславия, как бы не унизить своего достоинства в глазах людей, искали человеческой славы, а не славы, которая от Единого Бога. Но ведь и сегодня, в поисках успеха, благополучия, материального достатка, популярности, мы грешим, идем напролом, забываем о Боге. Разве не так? Разве нам с вами, братья и сестры, не нравится, когда нас хвалят, возвеличивают, когда нам льстят? Однако в таком успехе и такой славе нет ничего от Божественной благодати, она пуста и незначительна, как мыльный пузырь, который не долго продержится и очень скоро лопнет, не оставив и следа.
Тяжелые обвинения выдвинул против иудеев Господь в том, что они не знают истинного Бога и не исполняют волю Всевышнего. Но, опять-таки по милосердию Своему, Сын Божий не желает выступать против людей обвинителем пред Отцом Небесным. Он говорит: . Есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Нужно сказать, что иудейский народ благоговейно чтил пророка Моисея и хорошо знал тексты Священного Писания, связанные с его именем. Пророк Моисей не раз писал о Мессии, предсказывал о пришествии Христа и в пророчествах, и в прообразах, содержащихся в Пятикнижии. Получается, что, не веря Иисусу Христу, на Которого указывал своему народу Моисей, иудеи явно обнаруживают и свое недоверие к любимому ими пророку! И как после этого он будет защищать их на последнем Суде? На деле получается, что все их благочестие и знание Закона Божия — лишь формальность, не подкрепленная истинной верой и добрыми делами. Обличительная речь Господа произвела на иудеев сильное впечатление, часть из народа вдохновилась Его словами и последовала за Христом, однако и враги ополчились, слишком уязвлены они были, когда выслушали горькую правду о собственном неверии и тщеславии. С тех пор над Господом нависла угроза, иудейские начальники жаждали мести и искали повода погубить Иисуса из Назарета.
Любое слово из Святого Евангелия поучает нас, братья и сестры, и заставляет задуматься. Сегодня Сам Господь много говорил о Себе и об отношении людей. Среди иудеев не было единомыслия. Те, кто поверили Господу, пошли по пути благочестия и спасения. Другие же еще больше ополчились на Сына Божиего в неуемной злобе, зависти и ненависти. Первые, став последователями Христа, тайными или явными, повсюду следовали за Божественным Учителем и открывали правду Божию. Они скорбели и плакали, видя Крестные страдания Господа. Они, немногие, были в числе тех, кто до конца не отступился от Спаса нашего Иисуса Христа. Вторые же, раздуваемые собственной гордыней и завистью, кляли и хулили Сына Божиего, поддерживали врагов Его, плевали и издевались над Распятым Искупителем. В числе первых — святые апостолы, мученики за Христа. А в устах потомков вторых до сих пор звучит: Кровь Его на нас и на детях наших (Мф.27:25).
Вы не имеете в себе любви к Богу, — говорил отвергающим Его Господь наш Иисус Христос. Только любящим Бога всей душой и всем сердцем открыты неизреченные блага: Бог дает силы, здравие, терпение. Все телесные труды, все умственные занятия, молитва, бдение, пост — все преисполнено величайшей радости, ибо, как утверждают отцы Церкви, при наличии любви «Божие иго легко и сладко» (преподобный Антоний Великий). Сам Господь об этом свидетельствует: ..Иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:30). Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Если не отзовемся на любовь Господа к нам любовью к Нему, то не напрасно ли пролита Кровь Богочеловека за нас?.. Не напрасно ли возложена на Крестный Жертвенник и заклание Великая Жертва? Всесильно Ее ходатайство за нас во спасение, всесильны и жалобы Ее на тех, которые пренебрегают Ею». Вот — достойное завершение сегодняшнего серьезного разговора.
Сподобимся же, братья и сестры, любить Господа нашего Иисуса Христа и помнить, что, по словам святителя Иоанна Златоуста, нельзя найти ничего драгоценнее, выше и долговечнее такой любви, не вмещающейся в мире, но обитающей в смиренном сердце человеческом. Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать