<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

(Ин.2:11)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.2:1-11) мы слышали о самом первом чуде, которое совершил Господь наш Иисус Христос. Что значило это чудо и как было воспринято родом человеческим?

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. Сын Божий, вступив на путь благовестия, проповедничества, пророчества и чудотворения, начав восхождение к Искупительной Жертве Своей на Голгофе, собирал последователей. Шел третий день с того дня, когда Иисус Христос призвал к Себе Филиппа. Еще не все апостолы были рядом с Ним, не все следовали за Божественным Учителем и слышали животворящее слово Его. Но Господь уже начал святое служение во спасение рода человеческого.

И вот Он вместе с некоторыми учениками приходит в Кану Галилейскую, небольшой городок, расположенный в полутора часах пути к северо-востоку от Назарета. Господь был приглашен на брачный пир не потому, что в Нем видели великого человека. Его пригласили просто как знакомого, и Пречистая Матерь Его уже была там. Позвавшие Иисуса Христа не были богатыми и знатными людьми, напротив, по Евангельскому тексту становится ясно, что они по бедности своей не сумели в полной мере подготовиться к празднику. И потому на свадьбе той недоставало вина.

Дело в том, братья и сестры, что по обычаю брачные торжества у еврейского народа продолжались до семи дней. Естественно, чтобы обеспечить всех гостей угощениями и вином, хозяевам надо было иметь определенный достаток. Очевидно, когда Спаситель в сопровождении четырех учеников появился на свадьбе, праздник длился уже не один день и к этому моменту запасы стали иссякать. И тогда Пресвятая Богородица говорит Своему Божественному Сыну: Вина нет у них. Почему Божия Матерь обратилась к Своему Божественному Сыну с просьбой о помощи и с твердой уверенностью, что Он может помочь этим людям? Богородица знала, что Сын Ее выше любого человека, ибо Он — Сын Божий. Правда, не время было еще Ему являть Свою Божественную природу.

Но вот просьба Божией Матери… Первое прошение Ее за род человеческий. Разве мог Он Ей отказать, разве мог отклонить воззвание Той, Которая носила Его во чреве Своем?! Нет. Господь оказал Матери Своей должное уважение, явив всем нам пример отношения к родителям. Но какие слова мы слышим сначала? Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой. Нет ли здесь некоторого упрека Пресвятой Богородице в том, что Она побуждает Господа на совершение чуда, тогда как время еще не пришло? Еще не пришел час Мой… Это значит, что час совершения чуда еще не настал. Христос хотел исполнить просьбу Матери, но только в тот момент, когда укажет Ему Отец Небесный. А пока рано, не все ученики призваны, не все слышали слово Его. Для большинства людей и для хозяев брачного пира Он — просто никому не известный Иисус, сын плотника Иосифа из Назарета. В тот момент одна только Богородица осознавала и понимала Его чудотворную силу. Ведь только Она в тот момент знала, что Иисус Христос — Богочеловек.

Но Христос, даже указав, что час Его еще не пришел, исполняет просьбу Матери Своей. Господь произнес эту фразу не потому, что зависит от времени. Сын Божий — Сам Творец времен и веков! Естественно, Он не подчинен никаким часам. И чтобы обличить всех будущих еретиков (Ария и его единомышленников), которые впоследствии будут утверждать обратное, Господь совершает, вне зависимости от часа, это первое чудо.

Теперь подумаем, братья и сестры, почему же Господь называет Пресвятую Богородицу не «Матерью», а «Женой»? В таком имени заключен глубокий смысл. Спаситель не отрицает Своего родства с Пресвятой Богородицей, Он по-прежнему любит Мать, думает и заботится о Ней, но разъясняет, что отныне, когда Он вышел на служение народу, Она не должна смотреть на Сына глазами земной матери. Теперь в Нем действует и пребывает только воля Отца Небесного, только Бог может руководить Своим Божественным Сыном. И Пресвятая Богородица поняла это, смиренно приняв сердцем дальнейшую Свою участь — быть Матерью Такого Сына, Который Ей не принадлежит, повлиять на действия Которого Она теперь не в силах и не вправе. Но Ей и дальше дана возможность заступления за род человеческий перед Божественным Сыном, ведь Господь любит Свою Мать и исполняет просьбы Ее. Как и было в этом конкретном случае.

Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Пресвятая Богородица недаром привела с собой слуг и сказала им эти слова. Тем самым усиливается Ее просьба к Божественному Сыну, а само указание приобретает такое же несомненное значение, как и слова пророка Моисея: Господь Бог ваш воздвигнет вам Пророка, слушайте Его во всем, что Он ни будет говорить вам. И будет, что всякая душа, которая не слушает Пророка того, истребится из народа (ср. Втор.18:15, 18-19). Служители выполнили повеление Господа и наполнили водой шесть каменных сосудов, каждый из которых вмешал примерно десять ведер. Воду из этих сосудов использовали не как питьевую, а, так сказать, для технических целей: для омовения рук и мытья посуды до и после еды — по обычаю очищения Иудейского. По-видимому, на многолюдной свадьбе, празднование которой продолжается несколько дней, их необходимо было неоднократно наполнять. Стояли такие сосуды не в доме, а во дворе. Именно эту воду Христос превратил в вино. Но от распорядителя пира — архитриклина — необходимо было скрыть, что в вино превращена вода из водоносов, из которых, по правилам иудеев, никак нельзя было пить. Этим объясняется то обстоятельство, что Христос послал посредников — служителей — отнести получившееся вино на пробу распорядителю пира. Пробовать публично вино, прежде чем предложить его гостям, по древней иудейской традиции входило в его обязанности.

Теперь возникает другой вопрос: зачем вообще наполняли сосуды водой, разве Господь не мог сотворить чуда из ничего? Конечно же, мог. Но, преобразив воду в вино на глазах у служителей, Он призвал конкретных свидетелей совершенного. По словам святителя Иоанна Златоуста, «чтобы сами черпавшие были свидетелями чуда и чтобы оно нисколько не казалось призраком». Чудесное вино было преподнесено распорядителю пира. Этот человек по роду своих обязанностей должен был следить за порядком на празднике и оставаться совершенно трезвым. Его оценка вина, как превосходного, была вполне объективна. Впрочем, мы не вправе утверждать, что и гости, находившиеся на празднике, были пьяны и не могли сами оценить качество поданного им вина. Брачный пир, несмотря на длительное время, проходил чинно и благородно, иначе на нем не присутствовали бы ни Божия Матерь, ни Господь наш Иисус Христос.

Отведав вино, распорядитель праздника зовет жениха и говорит ему: Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег доселе. Почему распорядитель расспрашивает не слуг, а жениха? Если бы служители разговаривали с распорядителем, то, конечно же, они рассказали бы ему о чуде, но им никто бы не поверил, их посчитали бы за сумасшедших. И Господь устроил так, что расспрошен был только жених, ничего не ведавший о чуде, который не стал доискиваться и выпытывать у других, почему так произошло. Чудесное действие, произведенное на брачном торжестве, не должно было сильно бросаться в глаза людям, потому что еще не пришел час… Сам Сын Божий не открыл совершившегося чуда, а хотел, по словам святителя Иоанна Златоуста, чтобы «сила Его знамений была познаваема не вдруг, а мало-помалу». Спаситель хотел помочь людям, утешить их, поддержать, к Себе же старался не привлекать внимания. За суетой и хлопотами праздника, действительно, никто толком ничего не понял. Но так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Кому хотел открыть Себя Господь как Чудотворца? Божией Матери? Нет, Она и так о Нем знала. Еврейскому народу? Еще час не настал, Спаситель был лишь в начале пути. Не время. Остаются только призванные Им ученики. Пред учениками Иисус Христос явил славу Свою. Христос не всем открыл случившееся, а только тем, кто лучше других мог это понять. Впечатление от чуда в Кане, произведенное на учеников, было тем более велико потому, что прежний их учитель — Иоанн Креститель — не творил подобных чудес. Они поняли, что новый Учитель стоит выше других посланников Божиих, и уверовали в Него. А чудесное действие еще больше укрепило их веру.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Каждое событие, описанное в Святом Евангелии, несет глубокий смысл и имеет непосредственное отношение к нам и к нашей христианской жизни. Чудо, совершенное в Кане Галилейской, многому поучает нас. Крестившись, каждый из нас обручается Господу и живет ожиданием пришествия Жениха Небесного, соединением Бога с душой нашей. Кана Галилейская, сторона суетного, греховного мира, преображается лишь под воздействием благодати Божией. Господь совершает чудо с душой каждого верующего христианина, преображая «воду» прежних, неясных размышлений о мире и правде в благодатное и прекрасное «вино» Евангельского благовестия. Учение Христа — истина, которая наполняет нас животворящими источниками веры, надежды и любви. Вот откуда радость! Вот где торжество веры! Прекрасное «вино», которым просто невозможно упиться, но потребность в котором остается всегда.

Первое чудо, совершенное Господом, несет в себе важный урок. Что совершил Господь? Исцелил кого-то, воскресил из мертвых, вернул зрение или слух, изгнал духов злобы поднебесной? Нет, претворил воду в вино, дал нуждающимся то, что им было в данный момент необходимо. Сострадал и сочувствовал бедным людям. Обеспечил им нужное и не упрекнул, не попросил ничего взамен.

А разве мы с вами, братья и сестры, всегда поступаем так же? Разве мы всегда сочувствуем друг другу, когда наши привязанности не совпадают? Если человек живет не созвучно нашим идеалам и понятиям, мы просто отвергаем его, решительно записывая в ранг неугодных, врагов своих. Отсюда озлобление, осуждение. Отсюда отсутствие любви. Первым чудом Своим, совершенным ради бедных людей, Господь поучает нас терпению, милосердию и любви. Научимся же не судить судом человеческим, потому что есть Суд Божий. Научимся сострадать, сколь бы незначительными нам ни казались переживания ближних наших. Потому что перед Богом все равны, все достойны любви и понимания. Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, — учит святой апостол Иоанн Богослов, — и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1 Ин.4:7), в Котором наша сила, прибежище и спасение. Аминь. Христос воскресе!

Комментировать