- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Мф.5:20)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Вчера мы с вами говорили о заповедях блаженства, которые дал Господь наш Иисус Христос верным последователям Своим в Нагорной проповеди. В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мф.5:20-26) продолжается разговор о законе Божием и о том, как достичь Царства Небесного. Спаситель призывает учеников и всех верующих в Него людей к праведной жизни и должному исполнению закона Божиего: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Вечный и неизменный закон Божий был со времен Моисея известен иудеям. Фарисеи и книжники кичились тем, что хорошо его знали, толковали, а вот следовали — только на словах. Когда это было им выгодно, фарисеи не считали грехом нарушение тех заповедей закона, которые называли малыми и считали их незначительными. Но разве может быть незначительной воля Божия?!
Кто такие вообще были эти фарисеи и книжники, так называемые вожди иудейского народа? Происхождение фарисеев относится ко времени Ионафана, приемника Иуды Маккавея (161-143 гг. до Рождества Христова).
Фарисеи считали себя избранными Богом, облеченными особой миссией и знаниями, а потому держались обособленно от простого народа, за что и заслужили такое название. Слово «фарисеи» означает «отделенные». Ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа фарисеев насчитывалось около шести тысяч человек. Они занимались изучением и соблюдением закона и по этой причине называли себя иудейскими вождями и учителями народа, хотя на самом деле жили исключительно для себя, действуя только для собственной выгоды. Но иудейский народ, обманываясь, действительно считал фарисеев очень праведными людьми, мнение которых не подлежит сомнению.
Книжниками же в то время называли людей, которые занимались изучением Священного Писания. И хотя они не принадлежали к духовному сословию, но входили в состав синедриона наряду со старейшинами и высшим духовенством. По-другому их еще именовали законниками. В народе книжники пользовались огромным влиянием, потому что в их руках было практически все книжное дело, вплоть до писания писем. И книжники, и фарисеи признавали исключительно букву закона, они ненавидели Христа и настраивали против него простой народ, несправедливо утверждая, что новое учение отвергает закон Божий.
Однако Спаситель не раз говорил: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф.5:17). Обличая фарисеев и книжников, Сын Божий имел в виду, что они подходили к исполнению заповедей Божиих механически, формально. На словах призывали к благочестию, на деле творили беззакония. Вот почему Иисус Христос призывает апостолов и всех христиан превзойти по праведности вождей иудейских, почитать и исполнять закон Божий как должно, а не как выгодно человеческому разумению.
Под словом закон иудеи разумели не только десять заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай, но и законы человеческие, составленные, в основном, Моисеем, по которым управлялось общество и религиозная община. Естественно, законы Бога, в которых выражалась Его воля, оставались неизменными и вечными, как Сам Бог. Сын Божий говорит, что скорее весь мир переменится, чем изменится в чем-то воля Божия. Но что закон начертал в тени, говоря образно о Христе или о заповедях, то ныне исполняется: Закон и пророки до Иоанна: с сего времени Царствие Божие благове-ствуется (Лк.16:16).
Спаситель обращается к простому народу: Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. Именно: вы слышали, а не: «вы читали». Господу хорошо известно, что в большинстве своем эти люди не владели грамотой, а потому и закон воспринимали на слух так, как доносили его до них книжники и фарисеи, читая Священное Писание в синагогах. По законам Моисея все убийства разделялись на умышленные и неумышленные. За умышленные убийства полагалась смертная казнь, причем осуществить ее мог тот, кто мстил за кровь близких. При этом палач-каратель, хотя фактически тоже совершал убийство, не считался убийцей и был оправдан перед Богом. Неумышленные убийства рассматривались в суде, на заседании синедриона в Иерусалиме. В составе синедриона было семьдесят два человека. В основном, здесь разбирались преступления против веры.
Господь наш Иисус Христос нравственно расширяет данную заповедь и учит: А Я говорю, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Сын Божий не в коей мере не отменяет ветхозаветной заповеди не убивай, которая основывается на вечном законе любви, но говорит о том, что даже напрасный гнев против ближнего нельзя допускать в своем сердце. Потому что от гнева идет осуждение, ненависть, злоба, толкающие порой на страшные преступления. Гневающийся человек не может любить. Однако блаженный Феофилакт Болгарский поясняет: «…если кто гневается по разумным основаниям, в целях воспитания или по духовной ревности, тот не будет осужден. И Павел гневные слова говорит Елиме-волхву (см. Деян.13:10-11) и первосвященнику (см. Деян.23:3), но не напрасно, а в силу ревности.
Напрасно гневаемся мы в том случае, если гневаемся из-за имения или славы». То есть благочестивые люди могут гневаться, но их душевное возмущение направлено лишь на врага рода человеческого и на собственные совершенные грехи.
Именно об этом пишет святитель Григорий Богослов: «Гнев питай на одного только диавола, через которого ты пал». Вот такой и только такой гнев будет справедливым, всякий иной подлежит суду, потому что сам по себе является тяжким грехом. Не может быть гнева по уважительной причине, поскольку, даже считая себя правыми и оскорбленными напрасно, гневаясь, мы невольно озлобляемся, впускаем в душу свою негодование, и вот уже нет кротости, нет христианской любви к людям.
Господь призывает прощать обиды и грехи ближних, прежде чем обращаться к Богу: …если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
Сын Божий требует от Своих последователей и от всех нас, братья и сестры, всепрощающей любви ко всем, даже к врагам. В Иерусалиме был храм, в который верующие приносили различные жертвы, что являлось высшим выражением Богопочитания. Но жертву надо было приносить с очищенным от гнева и злобы сердцем. И далее: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Кодрантом называлась мелкая медная римская монета. Смысл высказывания Господа сводится к тому, что надо уметь прощать всем, даже людям нам неприятным — «соперникам». Если же дело дойдет до суда, — будет разбирательство и придется выплачивать весь долг до последней, самой мелкой монеты.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Давайте теперь вместе подумаем, в чем заключался смысл этой части Нагорной проповеди Господа. Со времен Ветхого Завета иудеи знали, что нарушение заповедей Божиих, в частности — заповеди не убий, влечет за собой судебное разбирательство и неминуемое наказание общества. Страх и ответственность перед судом человеческим удерживали людей от совершения беззаконий. Не любовь к Богу, а именно страх наказания!
Господь наш Иисус Христос научил людей любить Бога и любить ближних. Потому-то от последователей Своих, в том числе от нас, братья и сестры, требует Он иной праведности, целью которой является достижение Царства Небесного. Господь нам сегодня ясно указал, что не только физические убийцы его не наследуют, но и убийцы духовные. Те, кто гневом, ненавистью, злобой или корыстью убивают в душе своей и ближнего самое большое сокровище — христианскую любовь.
Если ты обидел ближнего, то все твои усилия приблизиться к Богу будут тщетны. Не помогут ни жертвоприношения, ни молитвы. Осуждаешь, значит, и сам будешь осужден Судом Божиим. Только искреннее и полное примирение с обиженными может избавить от последствий совершенного беззакония. И надо торопиться снискать мир душевный и мир с ближними своими уже в этой земной жизни, пока не предстал перед Господом и не понес за все ответ. Примириться и раскаяться за свои грехи можно только здесь, там уже будет поздно. Там нечем будет искупить содеянный грех.
Закон Моисея разрешал мщение, при условии, чтобы за зло воздавалось равным злом (см. Лев.24:20). Но Господь наш Иисус Христос научил людей прощению и дал верное орудие против зла — смирение. Смирись, прости, возлюби врага своего, и за то получишь от Бога награду на небесах. Вот и отцы Церкви учат нас не обижаться на обидчиков, не стремиться отомстить им, а молиться за них и совершать добрые дела. Так, преподобный Пимен Великий говорил: «Зло не уничтожает зла. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу».
Аминь.
Комментировать