- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
(Ин.6:39)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Сегодня мы с вами поговорим о великой надежде, питающей нашу православную веру. Вот люди неверующие смотрят на нас и удивляются, почему это христиане во всех трудностях бытия, во всех жизненных невзгодах и тревогах мира сохраняют радость и спокойствие духа, не ропщут, не сетуют и не злобятся, а только за все благодарят Господа. В Евангельском чтении, которое мы слышали за Божественной литургией (см. Ин.6:35-39) раскрывается эта тайна христианской натуры.
Слова Господа нашего Иисуса Христа обращены к неблагодарному и сомневающемуся иудейскому народу. Сын Божий понимает, что эти люди не воспринимают истины, потому что души их поражены греховной скверной, замутнены соблазнами и пороками, пригвождены к земным вещам. Господь вышел на проповедь. Господь творит невиданные доселе чудеса. Господь преподает благословенное Божественное учение. Но большинство иудейского народа остается глухим к совершающейся на их глазах благодати.
Как часто слышим мы в Евангелии, что Иисус Христос говорит: Отец мне дал. Ясно же, о Ком идет речь, про Кого говорит Спаситель. Казалось бы, фраза эта должна не только вдохновить слушателей, но и поразить до глубины души. Ведь сколько времени они ждали этого, ждали прихода обещанного Мессии! А пришел Господь, так не узнали и не поверили! Какой бесценный дар послал человеческому роду Отец Небесный! По величайшей Любви Своей даровал! Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16). Люди, служащие плоти своей, а не Богу, просто недостойны это бесценного дара. Спаситель обличает неверие иудеев и показывает, что их сомнения, колебания и недоверие Ему есть ни что иное, как противодействие воле Божией. Своим неверием эти люди оскорбляют Христа, но ведь при этом они оскорбляют Отца Небесного.
Теперь давайте подумаем, братья и сестры, что определяет в устах Господа слово дал? Значит ли это, что Отец Небесный избирает людей по жребию — тот достоин, а тот нет?! Конечно же, это не так.
Бог наделил людей свободной волей и дал возможность выбора. Господь призывает всех, но далеко не все внимают Его вдохновенному призыву. Веру получает тот, кто оказывается достойным ее принять. То есть — кто в поисках истинного пути духовно совершенствуется и искренним покаянием очищается от грехов, тем самым приближаясь к Богу.
Никто не заставит человека насильно верить и внимать преподаваемому учению, принимать душой и сердцем благую весть. Поучаться или не поучаться, верить или не верить — дело человеческой воли. Но правильно и то, что ничто в этой жизни без Промысла Божиего не происходит. По словам святителя Иоанна Златоуста, для веры нужны «не умствования человеческие, но откровение свыше и душа, с благодарностью принимающая откровение». Эту же мысль развивает в своем труде «Учение о Слове» святитель Филарет Черниговский, который пишет: «Спасение не дело одной благодати, оно зависит и от нашей воли. Благодать не уничтожает в нас свободы; она только исправляет расстроенный грехом духовный организм».
Господь наш Иисус Христос послан для спасения всех людей. Не Сам по Себе послан, а по воле Бога Отца. Тот, кто верит в Спасителя, приходит ко Христу по доброй воле своей и, естественно, по воле Небесного Отца, потому что Бог хочет, чтобы все спаслись, Он хочет весь род человеческий отдать Сыну для спасения. И только потребность в грехе и собственное своеволие некоторых людей препятствуют им приходить к Богу и обрести веру. Потому мы говорим, что приходят не все, но кто приходит, те Богом Отцом даются. Господь обещает иудейскому народу и через него всему роду человеческому, что приходящего к Нему Он не изгонит вон из Царства Своего. Но так как слушавшие Спасителя люди не верят Ему, то и не будут Им приняты. И такова воля Бога Отца.
Вчера мы с вами рассуждали о том, что дело Божие есть вера в Господа нашего Иисуса Христа. Без веры жизнь человеческая пуста и никчемна. Недаром Сын Божий утверждает: Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Вот она — наша надежда и наше упование!
Вера не только духовно возвышает человека, не только наполняет его жизнь Божественным смыслом, но и обещает самое важное — жизнь вечную. Как же при этом не возрадоваться, как не воскликнуть возрожденной душой вместе со святым апостолом Петром: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому (1 Пет.1:3).
Но разве не верно и то, что в последний день воскреснут все без исключения — и грешники, и праведники? А раз все воскреснут, то в чем же разница? Почему воскресение для праведных, хотя они тоже с трепетом и страхом Божиим ждут Судного дня, но все-таки желаемо и блаженно, а для грешников — панически страшно?
Верующие во Христа и угодившие Богу праведной земной жизнью своей не погибнут вовек и воскреснут светлым воскресением. По свидетельству святого апостола Павла, восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе (1 Фес.4:17), а грешники хотя и поднимутся из гробов, но не смогут оторваться от земли. Для праведников вечность явится чудесным и радостным наслаждением в непосредственном общении с Господом, Божией Матерью, святыми угодниками Церкви Христовой. Что может быть для верующего человека блаженнее и выше такого неизреченного общения?! Грешникам тоже уготована вечность, но она тяжела, безысходна и полна страданий, потому что за многочисленные и нераскаянные грехи свои они будут лишены благодатного Богообщения. Быть без Бога— есть ли на свете что-то страшнее?!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Надежда на воскресение дает душе православного христианина не только радость и вдохновение, но и духовное горение, которое проявляется в желании молиться, совершать благие поступки, ходить в храм Божий, прославлять Небесного Творца и благодарить Бога за все то, что нам уготовано в земной жизни. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею (1Кор.6:14). Именно это дает нам крепость веры и ниспосылает терпение! Да и о чем печалиться, о чем грустить, если мы, по утверждению апостола Павла, теперь не свои, а Божии. Через века обращены к нам слова этого верного последователя Христа: Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1Кор.6:20).
Благодать Божия учит всех нас радоваться о воскресшем Спасителе и зарождает в сердце духовное ликование, а в совести — покой и умиротворение. Чем больше человек в сердце своем ощущает сладость любви к Богу, тем сильнее и искреннее радуется. Потому что любовь без радости быть не может. Любовь есть свет, наполняющий душу, свет все преображающий, вдохновляющий, обновляющий.
Духовное горение сердца христианского питает всеобъемлющая любовь к Богу. И загорается эта любовь лишь от одного прикосновения Господа к сердцу нашему, потому что Бог Сам есть Любовь. Снискать такую любовь в сердце своем — вот цель жизни каждого верующего человека. Только в сердце нечистое, полное греховных помыслов и злых желаний Господь просто не сможет войти, Он не найдет Себе здесь места. А без любви Божией — духовная смерть! Об этом говорит и святитель Василий Великий: «Любовь к Богу необходима нам, оскудение ее в душе есть самое непереносимое из всех зол».
Будем же любить Бога всей душой и всем сердцем, будем работать Ему единому, и тогда Отец Небесный пошлет нам и благодатную помощь Свою, и радость, и силу, и надежду, и упование. Тогда же и все дела Божии озарятся светом этой благодатной любви, а иго Христово станет легко и сладко. Потому что, по словам святителя Иоанна Златоуста, «удостоиться любить Господа искренне и как должно — это Царство Небесное, это — вкушение блаженства, в этом — блага неисчислимые». Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать