- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
(Мф.5:12)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мф.4:25-5, 13) мы слышали начало Нагорной проповеди, с которой Господь наш Иисус Христос обратился к множеству народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима и Иудеи, и из-за Иордана. Все эти люди, собравшиеся послушать Спасителя, уже знали о тех чудесах, Которые Он творит. К тому моменту произошло уже исцеление расслабленного в Иерусалиме, исцеление сухорукого и многие другие чудеса, засвидетельствованные евангелистами. У иудейского народа, естественно, был особый интерес к этому удивительному Человеку. К тому же и слова Его влекли необыкновенной силой и значимостью. Так до Иисуса Христа не говорил никто.
И вот, увидев, что Его окружало немало народа, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
На какой именно горе была произнесена Господом Нагорная проповедь, достоверно не удалось установить. Но Палестина вообще страна горная. Вот почему в земной жизни Своей Иисус Христос часто поднимался на гору, молился, учил, проповедовал. Так было и в этот раз. Ученики приступили к своему Божественному Учителю, чтобы быть поближе и лучше услышать то, что Он намерен им сказать.
Господь наш Иисус Христос начал говорить, и речь Его относилась не только к ученикам, но и ко всему собравшемуся народу. Однако правдой является и то, что не все слушатели воспринимали слова Господа однозначно: одни — со вниманием и удивлением, другие — с недоверием, третьи — с откровенной ненавистью.
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
В начале Нагорной проповеди Спаситель дает людям заповеди блаженств. Сама обстановка, в которой это происходит, проста и смиренна. Если на горе Синай, как мы помним из Ветхого Завета, Бог давал заповеди являя грозную силу — в огне, в дыме, в трубном звуке, то здесь Сын Божий, казалось бы, даже и не повелевает, а просто беседует со своми последователями. Тем не менее Он непосредственно обращается к человеческой совести, пробуждает духовное начало. Само слово блаженны, если принять во внимание и греческий и еврейский языки, означают людей, наделенных особым счастьем, которым уготовано вечное спасение, потому что уже здесь, на земле, они обладают таким совершенным внутренним миром, что живут в единении с Богом. Выражение нищие духом надо понимать как высшую степень смирения души, когда человеку открывается вся бездна его греховности и падения. Он понимает свою духовную нищету, свою оторванность от Бога, явившуюся следствием совершенного греха. И в том, что это произошло, нищий духом начинает винить не кого-то другого, и, конечно же, не Бога, а исключительно самого себя. Вот такое искреннее раскаяние способно не только преобразить, духовно обновить всего человека, но и привести его к высшей степени блаженства — праведной жизни во Христе и наследовании по прошествии ее Царства Небесного.
Нищета духовная есть не что иное, как осознание того, что все блага, которые мы имеем, дарованы Богом. И таланты, и здоровье, и знания, и всяческие материальные блага. Сами мы ничего не имеем и своими способностями и разумением достигнуть не сможем, если на то не будет воли Божией. Смирение или смиренномудрие, то есть мудрость в смирении, дают нам возможность посмотреть на все духовными очами и познать самих себя. Некоторые путают нищету духовную с нищетой телесной, считая, что, говоря о нищих духом, Господь имел в виду людей бедных, не наделенных материальными благами. Но это не так. Естественно, телесная нищета, трудности и испытания, которые выпадают в жизни, могут способствовать приобретению нищеты духовной, но не всегда. Ведь и в бедности человек может не смириться, а, наоборот, озлобиться. И тогда виновным для него в переживаемых им бедствиях станет весь мир, все окружающие люди. Да и к Богу могут появиться претензии: за что мне все это? Но может быть и обратное. Богатые тоже способны стать нищими духом, если они помнят слова Господа: …какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф.16:26), если понимают, что все их земные материальные блага временны и преходящи, а надо искать иного сокровища — нетленного на небесах.
Далее Господь говорит: Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Духовно совершенствуясь, человек сначала осознает свою внутреннюю бедность, нищету духа, обретая смирение и ясное видение совершенных грехов. И от этого ему становится горько и больно, душу переполняет скорбь, а на глазах появляются слезы. Блаженны плачущие. Действительно, блаженны и счастливы те, кто умеют искренне раскаиваться, оплакивать свое грехопадение. Плач, о котором говорит Господь в Своей заповеди, не просто слезы — это истинная скорбь верующего сердца, покаяние и ощущение виновности перед Богом. Чувство это совсем не похоже на печаль житейскую. Апостол Павел писал о существенном различии простых слез и слез покаянных: Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор.7:10).
Да, мир тоже может скорбеть и печалиться, лить слезы, но не от сознания своих грехов, а из-за невозможности чего-то достигнуть, удовлетворить свои честолюбивые помыслы, потешить тщеславие. В такой грусти нет Бога, так как совершенно отсутствует упование на Божию милость. И нередко такая духовная пустота и скорбь, действительно, заканчиваются безысходностью, за которой — смерть. Смерть не только физическая, но, что страшнее всего, духовная. Не о таких плачущих говорит в сегодняшнем Евангельском отрывке Господь, а о тех, которые действительно утешатся, потому что получат от Бога прощение грехов и радость очищения, внутреннее успокоение и духовное торжество.
Но не только плачущие обретут вечную радость, блаженными будут и кроткие, ибо они наследуют землю. О каких кротких говорит Господь в третьей заповеди блаженств? Кроткими здесь называются не робкие или пугливые люди, а те, в чьих сердцах нет злобы и ненависти, смиренные, тихие и скромные. Быть кротким — значит обрести душевный мир и спокойствие через полноту христианской любви. Такие люди никогда не ропщут, все обстоятельства жизни и сложности бытия воспринимают спокойно и умиротворенно, во всем полагаясь на Промысл Божий. В трудностях они видят особое присутствие Бога. И безусловно, такое состояние души обеспечивает внутреннюю гармонию. Даже в обидах кроткий человек не себя жалеет, что его несправедливо обидели, а скорбит и переживает за обидчика, за его жестокосердие, молится за него, чтобы он исправился. Сам Господь призывал нас, христиан: …научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф.11:29).
Но какую же землю наследуют кроткие? По своим добродетелям и праведности они и в настоящей жизни волею Божией сохранятся на земле, но впоследствии станут наследниками Небесного Отечества, новой земли, о которой говорил апостол Петр: …мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет.3:13). Земля, преисполненная Божественной благодати, где не будет лжи, зла и насилия, где воцарится доброта и милосердие. Какое радостное и благодатное обещание!
Но не меньшая радость ожидает алчущих и жаждущих правды, они тоже блаженны, ибо они насытятся. Выражение алчущие и жаждущие правды говорит о тех, кто особенно сильно, всей душой, всем сердцем, всем существом своим взыскует истины. Правды Божией, истинной веры, жизни по заповедям Господним. Мы должны стремиться к Богу точно так же, как страдающий от жажды в пустыне стремиться к источнику с живительной влагой, а голодный ищет хлеба насущного. Псалмопевец Давид очень хорошо выразил подобное стремление: Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому (Пс.41:2-3). Полное же насыщение, то есть удовлетворение всех духовных потребностей, верующий человек обретает в вечной блаженной жизни, которая сама по себе есть правда Божия.
Но и это еще не все добродетели, которыми может обладать человек. Господь далее говорит: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Некоторые из нас, братья и сестры, слыша этот стих сегодня, облегченно вздохнули: ну вот и ладно, уж милостыню-то я всегда подаю, это мне потом и зачтется! Верно, конечно, но не совсем. Спаситель обещает блаженство милостивым — то есть, не только тем, кто материально поддерживает нуждающихся и стоящих у паперти, но — в более широком смысле этого слова — людей милосердных, сострадательных к другим, готовых откликнуться на чужую беду.
Милостивые творят добрые дела, которые тоже бывают разные — и телесные, и духовные. Святитель Иоанн Златоуст поучает: «Разнообразны способы милости, и широка эта заповедь».
Действительно, задумаемся, ведь можно, конечно, и голодного накормить, и жаждущего напоить, и нуждающемуся дать денег, и нагого — одеть, и больного в больнице посетить, лекарства ему купить. Все это будут дела милосердия, то есть дела милостивые. Но разве не милосердие укрепить в вере маловерного, научить истинному учению заблуждающегося или просто морально утешить и поддержать печального, отчаявшегося человека?! А разве наши молитвы Богу за других людей — не милость?! Можно и еще перечислять, потому что дел милосердия много, было бы только стремление в душе христианской их совершать. Господь Сам милосерд, Сам милостив, а потому милостивым обещает милосердную награду — помилование на Суде Божием. Это значит, возлюбленные о Господе братья и сестры, что как мы с вами будем в жизни нашей относиться к другим людям, так и к нам отнесется на Страшном Суде Господь наш Иисус Христос!
Одной из самых глубоких истин христианства является следующая заповедь: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Чистые сердцем будут иметь возможность видеть Бога.
Что такое чистота сердца и как ее достигнуть? Мы знаем, что чистосердечие является одной из добродетелей человека. Чистосердечный искренен и откровенен по отношению к ближним, прям в проявлении своих чувств. Но чистота сердца — понятие гораздо более глубокое. Это такое состояние, когда сердце человека, не только как главный орган тела, то есть источник жизни физической, но и как источник жизни духовной, не омрачено никакой греховной скверной, никакими пороками или страстями. Чистое сердце свободно от земных привязанностей — от стремления к обогащению и греховному сластолюбию. В чистом сердце нет тщеславия и гордости, а есть только одно, но самое главное помышление — о Боге. Чистота сердца приобретается праведной жизнью, покаянием, соблюдением заповедей Божиих, непрестанным стремлением к Царству Небесному. Это трудно, братья и сестры. В наше полное противоречий и жизненных коллизий время совсем непросто сохранить незапятнанной, чистой свою совесть. Но только при чистой совести возможно обрести и чистое сердце. Зато и награда за этот духовный труд не сравнима ни с какими благами мира. Видеть Бога! Что может быть для христианина более значимым и весомым?! Еще в этой, земной жизни для чистых сердцем открывается такая возможность — узреть Господа духовными очами. В Божественной благодати, которая на них сходит, в разных событиях, переживаемых ими, в трепете и искренности молитвенного подвига. Но наступит другое время, и в будущей вечной жизни сподобившиеся иметь чистое сердце смогут увидеть Бога, как Он есть (1 Ин.3:2).
Но, послушайте, братья и сестры, что далее проповедует Господь: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Кто такие миротворцы и почему именно они усыновляются Отцу Небесному?
Современное общество привыкло называть миротворцами людей, которые предпринимают какие-то действия в борьбе за мир. Таковыми атеистический мир называет и политических деятелей, и руководителей различных общественных организаций, и просто сторонников миротворческого движения. Да, конечно, мир на земле очень важен. Все мы хотим жить в мирной стране, чтобы не гремели возле наших домов бомбы и снаряды, чтобы под ясным небом росли наши дети и спокойны были наши старики. Но Господь наш Иисус Христос имел в виду других миротворцев, которые также выступают за мир во всем мире, но, прежде всего, в духовном плане. «Ничто так не свойственно христианину, как быть миротворцем; за это и Господь обещал нам Свою величайшую награду», — пишет святитель Василий Великий. Действительно, основой отношений последователей Христа является любовь — любовь к Богу и любовь к ближним. А мир духовный есть не что иное, как исполнение этой любви. Миротворцы посредством любви сначала обретают мир в душе своей, а потом, опять-таки христианской любви ради, строят мирные отношения с другими. Человек не может дать окружающим того, чего сам не имеет. Естественно, если в твоей душе нет спокойствия и согласия, то как ты сможешь мирить враждующих или молить Бога об их примирении?! Святитель Григорий Нисский называет миротворцев «подражателями Божиему человеколюбию, проявляющими в своей жизни то, что свойственно Божией деятельности». Отсюда, кстати, становится понятным, почему именно миротворцы будут наречены сынами Божиими. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Дело Единородного Сына Божия заключалось в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее». Миротворцы продолжают это дело, подражая Христу, они тоже соединяют разделенное и примиряют враждующее. Господь наш Иисус Христос, Истинный Сын Божий, примирил род человеческий с Отцом Небесным, так и миротворцы примиряют своим отношением, любовью и учением противников Бога и приводят их ко Христу. Вот почему их можно назвать сынами Божиими.
Следующая заповедь гласит: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Изгнанные за правду — это истинно верующие люди, которых человеческое общество, погрязшее в грехах и пороках, страстях и искушениях не любит и не принимает — гонит и морально, и физически. Мы знаем, что бесчисленное число последователей Христа и исповедников православной веры пострадало, приняло мученическую кончину ради Господа. И, конечно, они блаженны, они прославлены в лике святых и снискали блистающие венцы на небесах. Но и в наши дни совсем непросто выступать за правду Божию, вести праведную жизнь. Апостол Павел пишет: …все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим.3:12). Да, по Божией милости, мы с вами, братья и сестры, не претерпеваем физических гонений, можем свободно ходить в храм, молиться, поститься. Но разве не терпим мы гонения со стороны врага рода человеческого и самого извращенного, полного соблазнов и искушений мира? Разве это просто — отказаться от всяческих земных благ и удовольствий, ведь душа так пригвождена к житейским сладостям, порой ей так не хочется следовать правде Христовой?! Но все мирские удовольствия и греховные помыслы должно отринуть, ради гонений за правду Господню, если преисполниться верой и согреться любовью и вооружится словом Божиим, которое, по словам апостола Павла, живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого (Евр.4:12). И только так можно обрести блаженную вечность на небесах!
Спаситель предостерегает апостолов и всех верных последователей Своих, что их ждет впереди много трудностей, но Бог никогда не оставит их: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. В последней, девятой, заповеди Господь наш Иисус Христос называет блаженными тех, кто ради веры, за имя Христово, претерпевают всяческие поношения, гонения, злословия и клевету. Такой подвиг носит название мученического, выше его быть не может. Мы знаем очень многих мучеников, принимавших страдания и даже саму смерть с радостью, во имя Христа. Надо всегда помнить, что Господь ради нас подвергся позорнейшей казни и смерти. Вот и мы теперь ради Его заповедей и по множеству грехов наших должны терпеливо переносить всяческие оскорбления и бесчестия. И даже если нас обижают или оскорбляют, христиане знают лишь одно действенное средство — молитву. Надо помолиться Богу за обидчика, чтобы Он смилостивился над ним и даровал спасение его озлобленной душе. Очень хорошие слова по этому поводу сказал святитель Иоанн Златоуст: «Не будем искать воздаяния здесь, но особенно тогда и будем радоваться, когда мы, делая добро, терпим зло, потому что там Бог готовит нам награду не только за добрые дела, но и за терпение искушений».
Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Святом Евангелии мы слышали сегодня, как Господь говорит всем верным Своим последователям: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Соль — необходимый продукт и для людей, и для животных. В древности соль считалась особенно ценным веществом. Называя исповедников христианской веры солью земли, Господь указывает на их достоинство и важность возложенной на них миссии — нести людям правду о Боге. Заповеди блаженств поются почти за каждой Божественной литургией, когда совершается вход с Евангелием. Господь наш Иисус Христос снова и снова выходит к нам на проповедь. Сподобимся же и мы с вами, братья и сестры, стать солью земли, обрести истинную нищету духа, плач о грехах, кротость, милость, чистоту сердца, миротворчество. И пусть нас гонят за правду, пусть всячески поносят и неправедно злословят за имя Христово, но нам остается самое важное и главное обетование Спаса нашего Иисуса Христа: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Аминь.
Комментировать