- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
(Ин.17:24)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В сегодняшнем Евангельском чтении, в молитве Господа нашего Иисуса Христа всем христианам явлена сила Божественной любви (см. Ин.17:18-26). Каждый стих, услышанный нами сегодня, несет не только глубокий смысл, но является для каждого верного последователя Христова радостным и всепобеждающим обетованием. Ничего не может быть выше в жизни, чем любовь. И мы с вами, благодаря евангелисту Иоанну Богослову, сумели прочувствовать всю глубину этого светлого чувства, узнать, что Бог любит нас, заботится о нас, что о нас Сын Божий просит Небесного Отца, чтобы Он не оставил христиан без неизреченной помощи и послал богатые Свои милости. Об апостолах и обо всех верующих в Него Господь говорит: Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Речь здесь идет о тех великих полномочиях, которыми облечены были ученики Христовы. Для истинных стояния в вере и благовестия нужно освящение правдой Божией, которая позволит им выполнить возложенную на них славную миссию, остаться верными Христу вплоть до мученической кончины.
Именно им и всем верным христианам Спаситель посвящает Себя. Задумаемся, что значит эта фраза? Господь наш Иисус Христос Сам выступает на служение как Первосвященник Церкви Христовой. И о Своем самопожертвовании говорит для того, чтобы указать на важность призвания учеников, освященных истиной. Да, они познали истинное учение, принесенное в мир Господом, уверовали в Него как в Сына Божия. Что дальше? Дальше они должны нести эти знания людям, благовествуя всем и просвещая всех, дабы любовь Божия, любовь Христова озарила весь мир. Нет, не пожертвования своими жизнями ждет от апостолов Бог, хотя во имя Спасителя они уже готовы к такой жертве. Освящая апостолов истиной, Иисус Христос посвящает их на служение Отцу Небесному.
И далее мы слышим благословенные слова Господа, что Он возносит Свою молитву не только за избранных апостолов, но и за всех христиан, которые поверят во Христа по апостольскому слову. За всех чад Церкви Христовой, за нас с вами, братья и сестры! Какое утешительное и благодатное обещание! Чем же заслужили мы подобную милость, когда Сын Божий Сам молит за нас Бога Отца?! Заслуга одна — истинная вера. А вот насколько мы верующие люди, пусть каждый честно спросит себя. Разве не правда, что мы слишком погрязли в земном, в суетном, что нас очень волнуют различные мирские проблемы. Живем, суетимся, спешим куда-то, а о главном-то и не задумываемся. Так дни земной жизни, данные нам Богом для покаяния и духовного совершенствования, для обогащения наших душ, растрачиваются на разные никому не нужные мелочи. И свет веры в душах у нас, который, слава Богу, все же есть, не горит ярким пламенем, а едва-едва теплится, возгораясь исключительно в минуты житейских трудностей, болезней и невзгод. Вот тогда мы вспоминаем о Боге и вопием: «Господи, помоги!» В другое же время, когда все внешне благополучно, так и в храм можно не ходить, и посты не соблюдать, и побаловать плоть свою, утешить чем-нибудь недозволенным… Так где же в нас святая православная апостольская вера?! Нет ее, сплошная видимость. Но и таких нас, грешных, маловерных, сомневающихся, любит Господь и по великой Своей любви возносит к Отцу Небесному молитвы за нас и за весь род человеческий. Ведь все грехи людские Он искупил Своими страданиями и смертью на Кресте. Всегда ли мы помним об этом, братья и сестры?!
Вы только вслушайтесь, какие проникновенные слова прозвучали сегодня в Святом Евангелии: …да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. О каком единстве сказано здесь? Мы знаем, что Бог Отец и Бог Сын едины во всем, но такой степени высшего единства достигнуть людям невозможно. Однако именно это единство Бога Отца и Бога Сына содействует укреплению единения всех верующих людей. В молитве Своей к Небесному Отцу Спаситель молит за то, чтобы все Его последователи обрели духовное единство — в жизни, в мыслях, в целях, в стремлениях, а именно — в достижении спасения, наследовании Царства Небесного, уготованного им от сложения мира. Сын Божий готов еще и еще раз принести Себя в жертву ради этой благодатной цели. Эгоистичному, порочному, живущему лишь земными интересами миру христианское общество может противопоставить любовь и силу своей веры. Таким образом, и неверующие люди, видя перед своими глазами пример единства верующих и тесного единения их с Богом, придут к вере в Иисуса Христа, установившего этот порядок.
Господь соделал учеников причастниками Своей славы: И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
Как мы знаем, в земной жизни Сын Божий сотворил многочисленные чудеса, удивлявшие и восхищавшие народ. Посылая апостолов на проповедь, Господь дал и им эту необыкновенную силу — творить чудеса во имя Бога. Эта сила не умалится у них и при отшествии Спасителя к Отцу Небесному, потому как теперь, преисполненные Святым Духом, они достигли не только совершенного духовного общения друг с другом, но и единения с Богом Отцом и Богом Сыном. И в результате этого весь мир познает истину о том, что Сын Божий был послан на землю и отдан за грехи людей по величайшей Божественной любви, которой Творец любит род человеческий.
Молитва Спасителя к Богу Отцу о христианах заканчивается не просто просьбой, но и явно выраженным желанием: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною.. Это значит, что все люди, посвятившие свою жизнь Господу, возлюбившие Его всей душой и всем сердцем своим, имеют надежду и упование на то, что в будущей блаженной жизни их ждет встреча и непосредственное общение с Господом нашим Иисусом Христом. Господь придет во всей славе Своей, и все верные последователи Христовы не только узреют эту славу, но и согреются и возликуют в лучах ее. Господь обещает нам не только благорасположение Небесного Отца, но и познание во всей полноте Божественной любви: И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. Сын Божий знает, что Вселюбящий Отец Его услышит и исполнит Его молитву, а потому любовь Небесного Отца распространится на всех чад Божиих, на всех верующих в Иисуса Христа. И тогда, вместе с этой любовью, в душах людей, исповедующих христианскую веру, поселится и Сам Возлюбленный Сын Божий — наш Господь.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Читая Святое Евангелие, сегодня мы обрели большую радость и уверенность в том, что Бог Сын, преисполненный любви к Богу Отцу, неизреченной любовью любит и верных чад Своих, за которых возносит молитву. Об этом нам сказал Сам Господь. И каждое слово, произнесенное за Божественной литургией, пронизано светом этой Божественной любви. ..Бог есть любовь (1 Ин.4:8), — этими словами апостола Иоанна Богослова можно означить само отношение Небесного Отца к верным Своим чадам. Сила любви была вложена в человека еще при самом творении его, но только получив заповедь любить Бога, он смог реализовать и постигнуть эту силу. Потому что, как учат святые отцы, «нельзя найти ничего драгоценнее, ничего выше и ничего долговечнее любви» (так говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин). Бог любит нас, и эта любовь особенно познается в трудностях и испытаниях. И когда, казалось бы, с человеческой точки зрения, никакой надежды не осталось, Всещедрый Творец являет Свою силу, даруя спасение. Но как же сделаться достойными этой Божественной любви, о которой говорил Господь, как сподобиться обрести ее? Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятия этого дара чистотой сердца, ума и тела». И еще: «Преуспеяние в любви к Богу — бесконечно, потому что любовь есть бесконечный Бог». А потому мы должны постоянно стремиться к Богу, к достижению совершенства во всех добродетелях, жить по заповедям Господним, любить ближних, творить дела милосердия. Снискать истинное Боголюбие можно лишь тогда, когда все человеческое будет подчинено Божественному, все земное — небесному. Потому что, как поучает преподобный Ефрем Сирин, «мысль человека, искренне любящего Бога, никогда не бывает на земле, но постоянно на небе, где Тот, Кого он возлюбил». Аминь.
Комментировать