<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Оглавление

Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.

(Деян.6:8)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Сегодня нашему вниманию было предложено Апостольское чтение (см. Деян.6:8-7, 5, 47-60), наполненное особой силой и вдохновением. Мы слышали об архидиаконе Стефане, которому первому в истории христианской Церкви довелось принять мученический венец и пострадать за Господа.

В чине святых угодников Божиих возвеличен архидиакон Стефан как первомученик. Недаром христианская община выбрала этого человека для рукоположения в сан диакона. Среди лучших избранных он был самым лучшим, потому-то и возглавлял церковных собратьев. Стефан отличался от многих особой благочестивостью, милосердием, добротой, любовью к ближним. Сильно в нем было стремление к справедливости, желание помочь людям. А потому, исполненный веры и силы, совершал он великие чудеса и знамения в народе. Многие исповедники иудейской веры вступали в спор со Стефаном, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда вожди иудейские поняли, что этот человек для них представляет безусловную опасность, так как увлекает за собой и призывает к христианской вере народные массы. И задумали фарисеи и старейшины черное дело — опорочить безвинного, научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.

Когда же архидиакон Стефан предстал перед судом синедриона, вместо оправдания из его уст начала звучать история иудейского народа. Он говорил о призвании Богом Авраама, о судьбе его потомков, о плене Египетском, о том, как Моисей, по милости Божией, вывел народ из рабства, о многом другом, знакомом и дорогом иудейскому сердцу… Не было в словах архидиакона Стефана хулы или обвинения, наоборот, он показывал глубокое знание Ветхого Завета, законов и обычаев, которые служили лишь примером действий Живого, Истинного Бога, Которому он посвятил свою жизнь.

Стефан говорил о том, что хотя Соломон построил Богу прекрасный храм, но Всевышний не в рукотворных храмах живет, как говорит пророк: Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих. Иудеи считали и отстаивали свое мнение в том, что храм Иерусалима есть необходимое и единственное место, где Бог пребывает во всей полноте, а потому именно здесь следует наиболее рьяно молиться и почитать Создателя. Естественно, такое понятие было неверным. Мы ведь знаем, братья и сестры, что Господь — везде, в каждом доме, в каждой душе, в каждом сердце христанском! Когда одного маленького мальчика спросили: «Где есть Бог, и какой Он?», ребенок, не задумываясь, ответил: «Бог — везде! Он — такой большой, что обнимает весь мир, и такой маленький, что вмещается в моем сердце!» Вот и архидиакон Стефан воспринимал Бога именно так — во всей Его Вездесущности.

Вначале речь Стефана перед иудейскими старейшинами была спокойна, но затем тон ее резко изменился. Преисполненный Духа Святого, он стал грозным и беспощадным обличителем. Стефан говорил: Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы.

Из уст архидиакона звучит горькая правда, показывающая всеобщее и постоянное богопротивление иудейского народа, выражающееся в конкретных делах. И самым страшным злодеянием из всего перечисленного, конечно же, является предательство и убийство Сына Божия, Спасителя всего рода человеческого.

Как могли воспринять эти слова иудеи? Апостол Лука пишет: Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.

Любой человек на месте Стефана мог почувствовать страх и ужас перед грозящей ему расправой, которая неумолимо приближалась. Но в сердце архидиакона жил Бог, и потому ему не страшны были никакие угрозы и проявления ненависти, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.

Это славное видение недаром было открыто его очам — для укрепления мужества и веры, для исповедания Истинного Бога перед ненавидящими и яростными врагами Христа. Как хотелось ему пробудить их спящие в духовном забытьи сердца! Только глухи и слепы оказались все эти люди. Они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, лишь бы не видеть верного последователя Иисуса Христа и не слышать обличительных слов его.

Стефан называет Господа Сыном Человеческим, так, как Спаситель Сам любил называть Себя. Чудное видение Господа Стефану перед его мучениями свидетельствовало о том, что Бог готов с радостью и достойными почестями принять душу верного свидетеля и воина Своего.

Кончина святого была страшной — его забили камнями. Никакого судебного разбирательства не было, синедрион, при всей своей значимости, все-таки не имел права выносить смертный приговор. Так что фактически это был самосуд, который вожди иудейские просто не остановили, потому что сами желали смерти мученика. За богохульство, как и за другие тяжкие преступления, иудеи забивали виновников камнями. Делалось это так: преступника выводили на гору и резко толкали вниз, человек падал. Если он, падая с высоты, разбивался насмерть, то наказание считалось исполненным. Если же оставался жив, как было в случае со Стефаном, на него сбрасывали большие камни до тех пор, пока он не умирал.

Когда на мученика летели несущие мучительную смерть камни, Стефан молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И далее, преисполненные любви и жалости к убивающим его людям слова, произнесенные на последнем дыхании громким, уверенным, достигающим небес голосом: Господи! не вмени им греха сего. Точно так же молился за распинателей Своих умирающий Господь наш Иисус Христос. До конечной минуты земной своей жизни архидиакон Стефан оставался верным Божественному Учителю, имея в душе и на устах благословенное слово Божие. И, сказав сие, почил. Так закончился земной путь первомученика Стефана. Ныне возвеличен он Богом в небесной славе и увенчан блистательным мученическим венцом. Святой умер в душевном покое, с удовлетворением полноты совершенного им благовестия. Всей жизнью своей проповедовал он истинного Бога, и в смертный час, преисполненный искренней любви к Господу, взошел на высоту Божественного смирения и любви. И смерть его потрясла сердца многих. Видя мужество мученика, многие уверовали во Христа, а тело его погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.

В описанной мучительной смерти архидиакона Стефана мы видим его исключительные достоинства и проявленное особое мужество. Сколько ярости, сколько зла и ненависти было вокруг, а он оставался спокойным, уверенным, убежденным в истинной, христианской вере. Выше всякого насилия первомученик имел счастье лицезреть Возлюбленного, ожидающего его Господа. А еще Стефан молился за убийц своих, молился, чтобы Бог не поставил им этот грех в смертельную вину, а вразумил, наставил на желанный путь спасения, как некогда просветил светом веры его самого. Архидиакон поступил так, как было должно, угодно Богу, а потому, несмотря на жестокость и мучительность смерти, на него сошел мир и Божья благодать.

Был среди мучителей его человек, который охранял одежды, некий Савл. Сам он камней в Стефана не кидал, но одобрял все происходящее. Так на арене церковной истории во время гибели архидиакона Стефана появляется тот, кто станет потом апостолом для язычников, одним из самых верных и преданных учеников Господа нашего Иисуса Христа, первоверховным апостолом Павлом. Блаженный Августин говорит: тем, «что Церковь обрела апостола Павла, она обязана молитве Стефана». Да, было потом Божие призвание апостола Павла на проповедь в виде чудесного знамения. Но, сколько ни старался, не мог Савл, — а потом Павел — забыть глаза умирающего Стефана, его мужество, его сердечную молитву за врагов, его верность христианскому учению. Так кровью мучеников утверждалась и разрасталась Святая Церковь Христова.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Люди, пострадавшие за Христа, снискавшие мученические венцы и возвеличенные в лике святых, являлись ярчайшими свидетелями славы Божией. Для того чтобы утвердить эту славу в сердцах верных, шли они на тяжкие страдания и мучения, принимали лютую смерть. Ничто не могло остановить верных исповедников Христовых! В них было столько убеждения в правоте раскрываемых людям истин, что даже сама смерть казалась не наказанием, а возможностью скорого соединения с Возлюбленным Богом, Которому отдано в земной жизни все без остатка.

Вот это — преданность! Вот это — христианское служение! Господь говорил: Кто Мне служит, Мне да последует (Ин.12:26). За нас Господь наш Иисус Христос принял страдания и Крестную смерть, претерпел муки и унижения, пережил боль человеческого естества. Как говорит апостол Павел, мы должны, просто обязаны, если мы — христиане, познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Флп.3:10-11). Следуя по пути за Господом, мученики Христовы не боялись страданий, не избегали лишений и не желали для себя другой, более спокойной и легкой дороги. Потому что они хорошо знали: через скорби и лишения обретается ни с чем не сравнимый мир душевный и торжество Божественной славы на небесах. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Многие приступают к Господу — не многие решаются последовать Ему». Это очень верные слова! Для исповедников и мучеников Христовых не было и тени сомнения — идти на страдания ради Господа или не идти. Никакие земные блага, богатство, почести, слава, даже любовь к родным людям не могли остановить их в этом следовании за Христом. Они радостно отвергались себя, памятуя слова Спасителя: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк.9:23).

Но ведь не только их, святых мучеников, но и нас с вами так призывает Господь! Готовы ли мы отвергнуть себя, отказаться ради Господа от того, что нам приятно, к чему мы привыкли?! Как правило, о Боге мы вспоминаем тогда, когда нам становится трудно, когда терпим в жизни скорбь или какие-то лишения. Пока же все устойчиво, так и молитвы должной нет, и дорогу в храм Божий забываем. А ведь в Таинстве Святого Крещения все мы давали клятву быть верными в служении Господу, в исполнении заповедей Божиих, в следовании всем предписаниям Церкви Христовой. И что?

Только при наличии живой веры и при посредстве ее мы способны отречься от мнимых достоинств земной жизни, сделаться истинными последователями Господа, служащими Ему разумом и действиями, словами и помышлениями, милосердными делами и непрестанным покаянием.

Как же снискать столь глубокую и пламенную веру? Вера невозможна без любви. Надо всей душой, всем сердцем возлюбить Господа! И тогда не будет в нас сомнения, не будет мыслей о собственном временном, земном и тленном благе, а появится мужество, убежденность в вере, самоотверженность, те качества, которые всегда были присущи святым мученикам Христовым. Ощущение присутствия во всем Создателя, того, что Бог наполняет всю жизнь неизреченной радостью, что бы в ней ни происходило. Этого счастья Божественного участия в твоем существовании нельзя сравнить ни с чем! Именно оно способно подвигнуть нас на высочайшие духовные подвиги, совершаемые по любви к Господу нашему. И тогда вместе с апостолом Павлом воскликнем от всего трепещущего и любящего сердца: …прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1Кор.6:20). Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать