митрополит Владимир (Иким)Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать.

(Деян.2:4)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В сегодняшнем Апостольском чтении рассказывается о том, как Дух Святой сошел на апостолов при наступлении дня Пятидесятницы (см. Деян.2:1-11). Ученики Христовы с надеждой и благоговением ждали обещанного Господом Утешителя, все они были единодушно вместе.

В истории Церкви Христовой после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа сошествие Святого Духа и основание Святой Церкви представляются особенно знаменательными событиями. Произошло невиданное чудо, описываемое в Деяниях святых апостолов: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. Чудо было великим. Но для нас более важно то, что сошествие Святого Духа на апостолов стало источником всех других бесчисленных Божественных чудес, откровений и знамений, направляющих христиан по спасительному пути к достижению Царствия Небесного.

Действие Святого Духа присутствовало и в Ветхом Завете. Мы знаем, что в ветхозаветный период тоже были проявления Его влияния, но это происходило лишь в отдельных случаях, в определенные времена. Только избранные люди удосто-ивались благодатного озарения Святого Духа для того, чтобы возвестить миру слово Божие и донести до людей Божественную волю. Но после того, как Господь наш Иисус Христос вознесся на небо и перед отшествием Своим к Небесному Отцу обещал ученикам послать Духа Истины, Который будет с ними всегда, в день Пятидесятницы Дух Святой навсегда вселился в общество людей, верующих в Искупителя. И с тех пор Церковь Христова во все времена зиждется Его нескончаемой благодатью и милостью, руководимая, сохраняемая и оберегаемая Духом Святым.

Мы помним, что Господь велел ученикам Своим не отлучаться из Иерусалима, пока не будет исполнено Его обетование. Это тоже не случайно. По пророчеству Исаии, от Сиона мир получит закон, и слово Господне — из Иерусалима (Ис.2:3). Далее мы должны обратить внимание на то, что событие это открылось сразу множеству людей, потому что был один из трех великих еврейских праздников. В этот день, день Пятидесятницы, в Иерусалим стекались иудеи из разных городов и стран. И все они стали свидетелями удивительного чуда. Раздался шум с неба, как будто от несущегося сильного ветра, который наполнил собой дом, где пребывали апостолы и Матерь Божия. Необычайность происходящего предвещала близость Божественной силы. Дух Святой сошел на ближайших учеников Христовых, которые сами стали источниками благодатного света, наполнившись духовным разумением, невиданными способностями и знаниями. В этот благословенный миг души их озарились Божественным вдохновением. И теперь в проповедях, речах и делах своих апостолы укреплялись всей полнотой благодати Святого Духа. Так началось их апостольское служение. Так прозвучал призыв Господа нашего Иисуса Христа и даны были благодатные силы для благовестия Святого Евангелия. Так исполнилось обетование о спасении рода человеческого. Так родилась первая христианская Церковь.

С того самого времени Дух Святой не оставляет Церковь Христову, пребывая в ней Святыми Дарами, способствуя ее расширению и распространению христианской веры. Со святыми апостолами в одночасье произошло невиданное преображение, они мгновенно научились говорить на незнакомых языках. И именно Дух давал им провещавать. Апостолы стали проповедовать и истолковывать слово Божие на разных наречиях и диалектах. Кроме того, они получили от Духа Святого особое разумение и дар премудрости, проповедничества христианской веры, духовного наставничества и учительства. Именно благодаря этим способностям могли они теперь управлять Церковью Христовой, руководствуясь исключительно Божественными заповедями и любовью к Господу. В святых апостолах не было теперь ни прежнего малодушия, ни сомнений, ни неуверенности. Их не могли отклонить с избранного пути никакие испытания, жизненные трудности или опасности. Все скорби встречали они теперь радостно. Даже тяжкие муки, даже сама смерть не могли испугать истинных вестников Христовых, вдохновленных бесценными Божественными дарами Святого Духа.

И вот люди, собравшиеся в Иерусалиме из разных мест, услышали проповедь Евангелия на родных языках. В недоумении и удивлении говорили они: …сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в которомродились. Все изумились невиданному чуду. И были среди них: Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты… В первый же день создания Церкви Христовой слово Божие восприняли многие люди. Потом они разошлись по своим странам, стали рассказывать об увиденном на празднике, зажигая в душах соплеменников интерес к христианской вере и способствуя приуготовлению их к восприятию Божественной истины. Таким образом, из Иерусалима благая весть попала в самые отдаленные уголки земли и отозвалась в человеческих сердцах. Вот каково было значение и действие сошествия Святого Духа на апостолов.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! И ныне благодать Святого Духа незримо пребывает в наших душах. И сегодня по вере молящихся совершаются удивительные исцеления от святых мощей угодников Божиих и чудотворных икон. Не оскудела помощь Духа Истины в постижении христианской веры и стремлении к духовному совершенствованию, в Божественном познании. Ни одно доброе дело не совершается без благодати Духа Святого, ибо это Бог действует в вас, производя и хотение и действие, по Своему благоволению (ср. Флп.2:13).

Дух Святой наставляет нас на правильную и должную молитву: Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией (Рим.8:26-27). Дух Святой награждает нас в духовном делании неизреченной радостью, неземным миром, душевным спокойствием и благодатью: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим.8:28). Все наши шаги в духовной жизни, благодатные знамения, нами испытываемые, дарованы нам Святым Духом. Нам же должно воспринимать их со смирением, благодарностью и благоговением, как бесценное сокровище, неподвластное ни тлению, ни действию времени.

Когда мы слышим в Апостольском чтении о том, что Дух Святой сошел на апостолов, не следует представлять это сошествие подобно человеческому пришествию. Дух Святой — Вездесущ и Всеведущ. Он — везде и все Собой наполняет. В человеческом языке нет слов, выражающих Божественные действия. Сошествие есть новое проявление силы Божией, откровение присутствия Бога. В святых апостолах в этот день открылось действование Божественной благодати. И это событие стало чрезвычайно знаменательным для всего человечества. Мы помним, что даже ближайшие ученики Христовы в свое время ожидали не небесного, а земного царствования Спасителя. Прощаясь с ними, Божественный Учитель говорил: …печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам (Ин.16:6-7). И далее: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, даже будущее возвестит вам (Ин.16:12-13). Это предсказание запечатлелось в сердцах апостолов. Но в день Крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа верные ученики Его на какое-то время совершенно забыли эти слова Божии. Все в них было затуманено болью и печалью, ужасом невосполнимой потери. Но последующее Воскресение Христово рассеяло всякие сомнения, возвестило блаженную радость и уверенность в правоте Божественного откровения. Возносясь же на небо, Господь заповедал ученикам ждать Утешителя. И с тех пор они непрестанно думали о грядущем чудесном событии, пребывая все вместе в молитве и духовных трудах. Никто и не думал оставлять Иерусалим. Всего собралось сто двадцать человек. Среди апостолов была и Пресвятая Богородица. И вот, в праздник Пятидесятницы, все свершилось: Дух Святой навсегда наполнил Собой души и сердца апостолов. Отныне они вещали о великих делах Божиих, о бесконечных Божественных совершенствах, чудных делах Промысла Божия.

И для них дело благовестия не было трудным, наоборот, они благовествовали с особой радостью о воскресшем Спасителе. И слова их понеслись по всей вселенной. Результатом этого стало полное торжество Святого Духа.

И всякий христианин, братья и сестры, является причастником Божественного Духа. Это настолько важно, что, как пишет святитель Феофан Затворник, «кто Духа не имеет, тот не Христов». А потому присмотримся хорошенько к себе, братья и сестры, есть ли в нас эта благодать Святого Духа, не растратили ли мы ее среди мирских житейских проблем, суматошных земных дел, злонравных действий? Тот же святитель Феофан Затворник называет три ступени присутствия в христианине благодати Духа истины: «Сначала находит дух покаяния и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни; дух покаяния, совершив свое дело, передает христианина духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, дух сыноположения. Свойство первого — трудолюбивая ревность; свойство второго — теплота и сладкое горение сердца; свойство третьего — чувство сыновности, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: Авва, Отче (Рим.8:15)».

Задумаемся теперь, а на какой же ступени в духовном развитии находимся теперь мы? Если нет в нас ничего из перечисленного, то стоит серьезно озаботиться состоянием своей души, исправляться и размышлять о духовном попечении.

Святитель Василий Великий пишет: «Дух Святой — возвращает нас в рай, вводит в Небесное Царство, возвращает нам усыновление, дарует дерзновение именовать Отцом своим Бога, сделаться общниками благодати Христовой, именоваться чадами света, приобщиться вечной славы, одним словом, дарует всю полноту благословения в этом и в будущем веке, какие предназначены нам по обетованию и которыми через веру мы наслаждаемся, как уже настоящими».

Святой Дух открывает нам истинность выбранного пути. Если бы не было сошествия Святого Духа на апостолов, мы не могли бы называть Господа нашего Иисуса Христа своим: …никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор.12:3). Без Духа Святого не было бы у Церкви Христовой духовных наставников, проповедников, благовестников и учителей, ведь благодатью Святого Духа призваны они на столь важное служение: . Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога. (Деян.20:28). Без Святого Духа и Церковь не могла бы существовать.

Научимся же во всех делах наших, в молитве, в трудах и духовных подвигах видеть проявление действия Святого Духа. Будем ценить ту радость, когда, по словам преподобного Симеона Нового Богослова, «Божественный луч коснется сердца, тогда и его осветит, и ум очистит, и на высоту поднимет, и, возведя на небо, соединит с Божественным светом».

Аминь.

Комментировать