митрополит Владимир (Иким)Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Господи! приди, пока не умер сын мой.

(Ин.4:49)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Для истинной веры нет ничего невозможного. Если человек действительно верит, уповает на Господа, на всещедрую милость Его, то осуществимыми становятся даже самые трудные, казалось бы, неразрешимые дела. В этом убеждают нас Святое Евангелие, которое мы слышали с вами, братья и сестры, за Божественной литургией (см. Ин.4:46-54). Нам было рассказано о чудесном исцелении, совершенном Господом нашим Иисусом Христом, во второй раз побывавшем в Кане Галилейской. Событие это поучительно тем паче, что каждому из нас дает повод поразмышлять о силе христианской веры и своем духовном совершенствовании.

Итак, Спаситель в начале Своего путешествия по Галилее, как пишет евангелист Иоанн Богослов, пришел в Кану. В Кане, как мы помним, были у Иисуса Христа знакомые, и здесь Господь по просьбе Своей Матери совершил пред людьми первое чудо — сотворил из воды на брачном пиру вино. Естественно, это чудо не могло остаться незамеченным. За кого теперь почитали жители Каны Галилейской Иисуса Христа?

Те, кто знал о чуде, воспринимали Господа как Чудотворца, но обещанного Богом Мессию в Нем не видели. И вот между жителями Каны предстал пред Господом один царедворец из Капернаума. Он пришел к Спасителю со своей бедой — в доме его лежал при смерти любимый сын. Кто был этот царедворец? Некоторые исследователи Священного Писания считают, что это был Иродов управитель Хуза, жена которого станет замечательной последовательницей Божественного Учителя и явится меж святыми женами, послужившими Господу имением своим (Лк.8:3). По другому мнению, царедворцем был Манаил, совоспитанник Иродов. Но, может быть, и кто-то другой, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти.

Отец просит, но как просит?! Сердцеведец Господь видит, что в душе царедворца нет достаточной веры. Да, он пришел к Господу, тревога о здоровье сына привела царедворца к Человеку, о Котором он слышал, что Тот обладает особой силой. Но, чтобы уверовать, сомневающаяся и скептическая душа отца требует необыкновенного знамения. Не было бы нужды и горя в его доме, царедворец никогда не искал бы Спасителя, потому что душа его не скорбела от отсутствия истины и земная жизнь казалась ближе и желаннее, чем жизнь духовная, чем общение с Богом.

Иудеям, как видно из текста Святого Евангелия, вообще была свойственна чувственность и опытная практичность — увидеть, осязать, убедиться лично, и только после этого позволить себе поверить. Вот почему Господь строго упрекает: …вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

К одному человеку обращается Иисус Христос, а говорит при этом вы, стало быть, упрек Его относится не только к царедворцу, но ко многим-многим представителям иудейского народа. Из свидетельства евангелиста становится очевидным, что иудеи на тот момент были душевно слепы и не способны созерцать славу Христову, являемую в Его учении и личности. Но Бог милосерден, он не может оставить без помощи того, кто обращается к Нему. Есть упрек в маловерии, но нет отказа. И потому царедворец настаивает: Господи! приди, пока не умер сын мой. Вера этого человека слаба. Он верит, вернее стремится верить, как бы цепляясь в надежде своей за последнюю соломинку, что Иисус Назарянин может исцелить больного, но не допускает даже мысли, что, в случае смерти, Господь может воскресить отрока. Столь слабую веру должно укреплять только опытом. И чтобы разогнать сомнения царедворца, Спаситель не идет с ним, как тот просит, а показывает Свою Божественную силу, заочно исцеляя болящего: Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Таким образом, в одночасье Господь совершил два исцеления — сына исцелил от горячки, болезни телесной, отца — от неверия, болезни духовной, потому что, как пишет евангелист Иоанн, царедворец поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.

Примечательно, что царедворец поверил слову Христа, еще не видя его исполнения. Желаемое, ожидаемое по окрепшей вере стало для него как бы настоящим, свершившимся. Душа несчастного отца откликнулась, в ней засияла надежда, и он спокойно отправился в обратный путь. Это к Господу еще недавно весь путь до Каны он почти бежал. А сейчас? Шел не спеша, потому что уверенность в выздоровлении сына возрастала, а вера все сильнее укоренялась в душе. Не раньше следующего дня приблизился царедворец к своему дому. К чему спешить, к чему торопиться, если дома, царедворец был в этом уверен, его ждет уже здоровый сын. Так и случилось: На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров. Иного заявления счастливый царедворец и не ожидал, но он думал, что исцеление происходило медленно, постепенно, потому и спросил о часе выздоровления. И тут что же он слышит?! Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Страшная болезнь отступила в одно мгновенье и именно в тот час, когда повелел Господь! Для царедворца это известие явилось не просто радостной новостью, а еще одним, очень важным и весомым, подтверждением веры. И тогда произошло радостное благодеяние: И уверовал сам и весь дом его. Познав истинную веру, царедворец вступил на путь спасения, и это его решение в значительной мере повлияло на других людей, близких ему. Промыслом Божиим вслед одному уверовали многие.

Какова же теперь была вера царедворца, только ли Чудотворца видел он в Господе Иисусе Христе? Нет, отныне он уверовал не просто в необыкновенного Человека, но в Сына Божия, в истинного Мессию, Который пришел спасти род человеческий. Уверовал и вместе со всем домом своим вступил в число последователей Христа. Вот каким внушительным по значению для всех нас, братья и сестры, явилось это второе чудо, сотворенное Господом в Кане Галилейской.

Для чего евангелист Иоанн Богослов обращает наше внимание на место произошедшего события? Для того, чтобы подтвердить слова Господа: …пророк не имеет чести в своем отечестве (Ин.4:44). И действительно, иудейский, Богом избранный народ не принимал Спасителя без чудес и знамений, тогда как галилеяне уверовали без знамений, по слову. И потому именно они достойны большей похвалы.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! А разве мы с вами не напоминаем этого царедворца, стремящегося к Богу со своими бедами и переживаниями? Душа наша, отягощенная грехами, порочными помыслами и земными желаниями, как лежащий при смерти сын, страдает безмерно и близка к духовной погибели. Только Господь способен убелить ее паче снега, очистить паче живительного горного источника, но пока мы, как царедворец, не поспешим, не придем к Богу со слезами покаяния, не освободимся от всякой скверны, душа будет пребывать в духовной горячке, как тот несчастный отрок. Стоит лишь уверовать в милосердие Божие, стоит почувствовать, что для Господа нет ничего невозможного, стоит услышать призыв Его и внять этому призыву, как душа, подобно больному отроку, в одночасье исцелится, поднимется, воспрянет к свету Христову, откроется для добра, милосердия, сострадания и благодеяния.

Господь говорит: По вере вашей да будет вам (Мф.9:29). А что такое вера? Святые отцы учат значение ее искать в двух словах — доверие и верность. Таким образом, содержание веры проявляется в том, что через доверие Богу и верность Ему человек стремится всю жизнь свою посвятить Творцу и познанию истины. Так будем же всегда доверять Господу и будем верными Его последователями. Да живут в сердцах наших слова Господа: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин.14:6). Иного пути, иной истины и иной жизни для христианина просто не существует. Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать