митрополит Владимир (Иким)Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни.

(Ин.6:68)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Как много сказано этими двумя словами: «Христос воскресе»! Какой радостью и каким благоговением озаряются наши души при одной только мысли о Пресветлом Христовом Воскресении! А вы задумывались когда-нибудь, братья и сестры, почему так происходит? Почему все то, что связано с Господом, безмерно дорого нашему сердцу? Недавно мы с вами говорили о любви к ближним. Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Ин.6:56-69), звучавшее за Божественной литургией, побуждает нас поговорить о самом важном в христианской жизни — о любви к Богу.

Сначала давайте попытаемся понять, Кто же для нас Господь Иисус Христос? Кем в своем бытии и сознании мы Его воспринимаем? Ответ первый, мгновенный и безоговорочный — Иисус Христос —Сын Бога живаго, Сам Бог. Он — Тот, Который все сотворил, все видит, все знает, всем руководит. Господь Вседержитель.

Далее: Бог есть Любовь. По величайшей любви к людям была совершена Искупительная Жертва, за нас распялся на Кресте безгрешный Сын Божий. Нет ничего выше, совершеннее и беззаветнее Божественной любви. И ведь к кому адресована эта жертвенная любовь? К нам, людям, грешным, ошибающимся, порой предающим и непотребным. И все равно Господь нас любит, за нас скорбит, за наши грехи распинается!

Скажем также, что Господь Иисус Христос — наш Спаситель. Действительно, если бы Он не воплотился, не принял на Себя немощную человеческую плоть, не перенес страдания, страшные унижения и саму Крестную смерть, то врата в пречистые Небесные обители оставались бы закрытыми не только для грешников, но и для праведников. Смерть имела бы безоговорочную власть над всем родом человеческим. Но смертью Своей Господь победил смерть и даровал всем верным чадам Божиим спасение, вечную блаженную жизнь.

Но откуда мы узнали обо всем этом? Из Священного Писания и Священного Предания, бесценного наследия, оставленного Церкви учениками и последователями Иисуса Христа, непосредственными свидетелями Его земной жизни, проповеди и совершаемых удивительных чудес. Значит, Господь для нас всех является также незабвенным Божественным Учителем и Наставником. И мы должны не только хорошо знать преподаваемое Им и — далее — святыми апостолами и отцами Церкви Христовой учение, не только как губка впитывать в себя истину, но и творить волю Его, стремиться во всем подражать Господу.

Конечно, все это нелегко. Очень трудно слабому по плоти и немощному по духу человеку уподобиться Богу, всю жизнь свою направить на служение Творцу. Для этого необходимо обладать, прежде всего, сильной верой и, безусловно, не менее сильной и самоотверженной любовью к Господу. Трудно, хотя, в общем-то, для нас вполне понятно и возможно.

Но в шестой главе Святого Евангелия от Иоанна, которую мы слышали сегодня, Господь говорит вещи, которые кажутся немыслимыми и потому загадочными. Вот, к примеру, с чего начиналось наше чтение: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и И в нем.

Чтобы понять сие благословенное обетование, необходимо воспринимать сказанное Господом не умом, а душой! Здесь недостаточно одного разума, которым мы привыкли анализировать различные события. Главное и основное, что поможет нам действительно не просто принять эту необыкновенную мысль, но и с радостью открыть ее в себе, есть вера. Вера истинная, сильная, вдохновенная и неизменная. Истинная, потому что открыл нам ее Сам Господь, Который есть Свет Истины. Сильная, потому что основана на полнейшем доверии Богу, путем следования воле Его. Вдохновенная, потому что верой христианской питается все самое светлое, доброе, талантливое и Богоугодное. И, наконец, неизменная, потому что веру сию не одолеют никакие превратности жизни, события, обстоятельства и время, и даже врата ада не одолеют ее.

Мы веруем, что в Таинстве Святого Причащения действительно имеем возможность вкушать истинное Тело Христово и пить истинную Кровь Спасителя, и через это неизреченное Таинство Церкви становимся с Господом нашим Иисусом Христом единым целым. Сын Божий пребывает в очищенной и убеленной покаянием душе, и мы сами пребываем в Боге.

А теперь спросим себя, братья и сестры, почему самое важное и основополагающее Таинство нашей Церкви носит название Причащения? Что значит это слово? Оно значит, что все мы становимся не просто последователями Господа Иисуса Христа, а причастниками Его Божества, Которое входит в нас и таинственным образом преображает саму нашу немощную человеческую плоть. Со страхом, любовью и благоговением принимаем мы в себя Плоть и Кровь Господни. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Плоть Господня есть животворящий дух, потому что она зачата от животворящего Духа и рожденное от Духа есть дух (Ин.3:6)». Сказано это было не для того, чтобы умалить естество Тела Христова, но с желанием показать животворность и Божественность Его, которые в Таинстве Святого Причащения озаряют и нашу немощную плоть.

Слова же Господа: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и И в нем — ярче всего свидетельствуют о том, что Плоть и Кровь Христовы, которые Сын Божий отдает за спасение рода человеческого, составляют необходимое средство к общению всех верующих со Христом, к единению всех нас во Христе Спасителе. И потому мы говорим, что недостаточно только верить в Сына Божия, надо соединиться с Ним теснейшим образом. Ведь когда Господь будет пребывать в нас, а мы в Нем, основой жизни станет стремление к совершенству, старание походить на Господа не только как на Бога, но и как на Человека, ибо всей земной жизнью Своей Господь наш Иисус Христос показал, каким должен и может быть человек.

Даже ученики Господа неоднозначно воспринимали слова Своего Божественного Учителя. Еще и еще раз, втолковывая им и всему народу иудейскому, Сын Божий говорит о том, что Он есть хлеб, сшедший с небес и что ядущий хлеб сей жить будет вовек. Многие из людей, слушавших Его, называли слова эти странными и даже вопрошали: Кто может это слушать? Теперь уже не фарисеи и книжники роптали, а последователи, ученики Господа, вернее те, кто себя таковыми считали.

И тогда Спаситель заговорил о будущем, которое может еще в большей степени соблазнить неверующих: …что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Слово: восхождение употреблено здесь Господом в широком смысле. Оно подразумевает не только само Вознесение Сына Божиего, но и весь путь ко славе Его, предшествующий Пресветлому Вознесению: а именно, страдания, мучения и Крестную смерть. Почему почти все ученики оставят своего Божественного Учителя в тот трагический момент? Потому что по плотскому разумению испугаются за собственные жизни.

Но ведь все, что связано с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа, а также высокие истины учения Христова необходимо воспринимать с верою и любовью, духовно, а не чувственно. Вот почему Спаситель говорит далее: Дух животворит, плоть не пользует нимало. Что имеется в виду? Если смотреть на все события нашей жизни, на все, что с нами происходит духовными очами, то есть с точки зрения Божественной целесообразности, то душа не ввергается в соблазн ропота, недовольства происходящим, а оживотворяется присутствием и участием Бога, приближается ко Христу. Потому у верующего человека, что бы ни случилось, есть вера в то, что Сам Отец Небесный руководит всей его жизнью. И даже те несчастья, трудности, испытания и болезни, которые бывают, происходят не сами по себе, а по воле Божией. Если же следовать только пожеланиям плоти, то, кроме греха, это никакой пользы человеку не принесет.

Завершая Свой разговор о хлебе небесном, Господь еще раз подчеркивает: Слова, которые говорю И вам, суть дух и жизнь. Это значит, что понимать их надо духовно, а не телесно. Но для духовного понимания, как мы уже говорили, нужна вера во Христа. Неверующие Его слов не разумеют. Вот почему после этой беседы многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Они поняли, что Иисус Христос вовсе не тот Мессия, которого они ожидали, и что Он не собирается бороться за власть, принимать на Себя почести, богатство, славу, становиться земным царем-избавителем еврейского народа. А значит, сколько за Ним ни ходи, им ничего не перепадет, никакими материальными благами они отмечены не будут. Конечно, Господь наш Иисус Христос скорбел, что не смог достучаться до всей этой толпы, настроенной на земное, ждущей от Него постоянного повторения чудес, следовавшей за Господом не по душевному порыву, а по любопытству и желанию что-то от Него получить.

Разделение должно было произойти рано или поздно. И вот оно произошло: теперь с Божественным Учителем были только лишь немногие ученики. Остались самые верные, остались те, кто вслед за апостолом Петром воскликнули: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога живаго. Хотя и среди них был неверующий, о котором Господь от начала знал, кто предаст Его.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Исповедание святыми апостолами Господа как Христа, Сына Бога живаго, созрело не сразу, потребовалось определенное время, чтобы эта величайшая истина глубоко укоренилась в их сознании. И основывалось это исповедание на вере и любви к Богу. Таким образом, общение с Господом стало для верных учеников Его высшим благом и успокоением, светом и надеждой, действительным вкушением блаженства вечной жизни. Они отозвались на любовь Бога своей любовью. У каждого верующего человека однажды в жизни наступает такой момент, когда любовь к Богу достигает наивысшего накала, когда по-другому невозможно жить, и чувствовать, и переживать. И тогда всеми силами хочется изречь вслед за святителем Феофаном Затворником: «Ты — Христос, Господь мой и Спаситель. Ты спасение мое, свет мой, сила моя, утешение мое, надежда моя и жизнь вечная».

Сподобимся же и мы, братья и сестры, достигнуть такого блаженного состояния Божественной любви, будем неустанно стремиться угождать Богу, жить по заповедям Божиим в мире с ближними и со своей душой. Как учит святитель Тихон Задонский: «Истинно любящий Бога в незабвенной памяти имеет Бога, Его любовь к нам и благодеяния Его. Это видим и в любви человеческой. Ибо кого любим, того часто и поминаем. Так, кто Бога любит, часто о Нем поминает, размышляет, Им утешается и к Нему восхищается: …ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6:21)». Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать