<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Оглавление

Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики.

(Ин.8:31)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

В сегодняшнем Евангельском чтении Господь наш Иисус Христос призывает уверовавших в Него пребывать в Своем слове (см. Ин.8:31-42). Что это значит? Давайте внимательно посмотрим и подумаем, к кому Спаситель обращается с этим призывом, кто слушает Его? Его словам внимают иудеи, которые, как пишет святой евангелист Иоанн, уверовали в Него. Но ведь Сын Божий есть Истинный Бог, Ему открыты сердца всех людей, и Он хорошо видит, что в них нет пока настоящей веры, они колеблются, сомневаются, они скорее готовы пойти за своими вождями — книжниками и фарисеями, чем за Человеком, говорящим такие удивительные вещи.

Однако Господь обещает им потрясающий дар: …и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Разве при слове «свобода» не встрепенется, не забьется в волнении всякое человеческое сердце? О какой же свободе идет речь? О свободе от греха, от ложных верований и понятий, о свободе от тлетворного фарисейского влияния на умы и души простых людей. Но что же слышит в ответ Господь? Опять обиды, опять самомнение и национальная гордость: …мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Получается, что они, ослепленные собственным тщеславием, ничего не видят вокруг, не понимают своей рабской зависимости от греха, не осознают несвободы в делах и мыслях. Не значит ли это, что с такими людьми и говорить-то бесполезно? Но нет, не уходит Господь, не оставляет их, а продолжает упорно стучать в эти очерствевшие сердца и затемненные души.

Господь должен сказать все, чтобы они, слушающие Его, но не желающие понимать, не могли упрекнуть Господа в отступлении от истины. И потому для вразумления иудейского народа и всех нас, братья и сестры, Спаситель говорит: всякий, делающий грех, есть раб греха. Действительно, когда мы из-за мнимых удовольствий плоти, из-за подпитки собственного тщеславия или себялюбия грешим, то постепенно как бы втягиваемся в грех. Сначала идет осознание того, что творим беззаконие, в нас говорит совесть, глас Божий в душе каждого человека. Но нам приятно жить в грехе, мы намеренно приглушаем свою совесть, начинаем жалеть себя, начинаем успокаиваться сравнениями, мол, так все поступают, так все живут. И в результате начинаем до такой степени любить грех, что все остальное становится неважным, лишь бы еще и еще раз удовлетворить свою похоть, побаловать себя, сделать приятной эту земную жизнь. Однако нет мысли о том, что вся эта приятность временная и мнимая. Придет срок и наступит горькое разочарование, мы начнем метаться в исступлении, и вот уже — несвободны, порабощены, пленены, и есть ли силы выбраться из этого духовного плена?

Вот и иудеи, упоминаемые в сегодняшнем Евангельском отрывке, услышав, что Иисус Христос обещает даровать им свободу, обижаются, потому что уже считают себя свободными. Они ведь семя Авраамово, они — Богом избранный народ. Естественно, речь здесь идет не о свободе политической, которой не было у иудейского народа, но они считают себя свободными в вере, свободными от языческого влияния. Так о какой же истине смеет говорить им этот Проповедник, если они и так пребывают в истинной вере отцов?!

И далее Господь произносит загадочные для его слушателей и не совсем понятные слова: но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Не все поняли, не все уразумели, но до некоторых слушателей дошел истинный смысл сказанного, а именно, что Сын — Господь наш Иисус Христос, рабы — все они, грешные люди, а дом — Царство Небесное. И, спрашивается, у кого надо искать защиты? Конечно, у Сына Божия, Который, как Сам сказал, освободит от греха и принесет всему человеческому роду подлинную свободу. Только так, заступлением сына, раб может изменить свое положение в доме господина.

Спаситель, являясь Сыном Божиим, преисполнен не только любви к Отцу, но и неизреченной любви к людям. Ради людей Он пришел в этот мир, готов на любые страдания и муки и даже на искупительную смерть на Кресте, потому-то Господь, исполняя волю Бога Отца, способен направить на путь истинный всех обитателей земли, этого большого дома. Но иудеи не знают Божественной любви, они служат Богу из страха наказания, а потому и поступки их зачастую лицемерны и преисполнены показного благочестия.

Ох уж эта национальная гордость! Мы — семя Авраамово! Что имели в виду эти люди? То, что уже само происхождение обеспечивает им будущую вечную жизнь в Царстве Небесном. Они — благородны! Они — особых кровей! И это значит, что не надо ни к чему стремиться, не надо совершать добрые дела во славу Божию, не надо познавать истинное учение. Зачем? Ведь все и так обеспечено, лишь соблюдай законы. Господь, обличая слушателей, не делает различия между ними — уверовавшими или враждебными, но одинаково принадлежащими к иудейскому народу, а потому говорит: …однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Да, слово Господа вошло в души Его слушателей, но по духовному своему развитию они просто не способны вместить, правильно воспринять это слово, пропустить его через свою веру. Вот отсюда и происходит недоумение, какого же такого отца имеет в виду Иисус Христос. И опять в них клокочет обида: …сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Тогда Сын Божий справедливо указывает им на несоответствие их слов поступков:

Теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. То есть получается, что считающие себя детьми и последователями Авраама, на самом деле по духу таковыми не являются. Какие же они чада Авраама, друга Божия, если не верят Сыну Божию?!

Вообще родословная для иудеев всегда имела особое значение. У каждого из них были составлены списки, восходящие не только к Аврааму, но и к первому человеку на земле — к Адаму, которого создал Бог. Адам вышел из Божиих рук, вот откуда берет начало гордое утверждение: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. На что Господь вразумляет их: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Защищаясь, иудеи называют себя Божьими детьми, но дела их свидетельствуют об ином. По своему собственному желанию, а, естественно, не по воле Божией, они стремятся убить Господа нашего Иисуса Христа, Того, Кого послал Сам Отец Небесный. Таким образом, Христос показывает, что слушатели его, преисполненные гордости и ощущения своей непогрешимости, на самом деле не только не есть дети Божии, но ярые противники Бога, поскольку в них живет зависть, ненависть и злоба, поскольку они не любят Сына Божия и потому не слушают, не воспринимают слова истины.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Господь наш Иисус Христос не только иудеям, как мы слышали сегодня в Святом Евангелии, но и всем нам говорит: Я избавлю вас от рабства, но к этому желанному обетованию предлагает лишь одно условие — возможность и свободную волю самим уразуметь это. А разве мы с вами, братья и сестры, не уподобляемся тем иудеям, не пребываем в рабстве греха? Всегда ли мы слышим спасительный призыв Господа? Или в каждодневной суете, думая о хлебе насущном, забываем о главном — о хлебе духовном?! А ведь Сын Божий действительно принес в мир истинную свободу духа. Но в основе этой свободы лежит подлинная чистота — сердечная и душевная, чистота мыслей и помыслов. Будем же стремиться всячески исправлять нашу жизнь, чтобы, по словам святителя Иоанна Златоуста, «ничто нечистое не служило для нас препятствием».

Стремление к Царству Небесному и восхищение этого Царства еще в земной жизни не только похвально, но и очень важно. Но, вы спросите, что же для этого нужно? Неустанная работа над собой, над своей душой. Если гневаемся, укротим гнев кротостью и смирением. Если прилепляется сердце к вещам и богатству материальному, противопоставим сему чувству радение о богатстве духовном, обогатимся милостью и милосердием, помощью ближним, от всего сердца творимою. Господь обещает нам великое благо свободы от греховного рабства. Обратимся же ко Спасителю за помощью, свято веря в то, что Сын Божий многое может в доме Отца Своего, и если освободит нас, то истинно свободными будем. Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать