<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы

…не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

(Мф.4:4)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Всю Светлую седмицу вкушали мы с вами изобильный невещественный хлеб слова Божия и сладчайших пасхальных песнопений, согревающих и преображающих душу. Ныне же Святая Церковь собрала нас для того, чтобы оказать еще одну благословенную милость — преломить для нас хлеб вещественный. На всерадостнейшей пасхальной службе был освящен в память о Воскресении Спасителя артос, чтобы и все мы явились также участниками святого небесного благовествования. Слово «артос» — греческое и означает «хлеб». Но это не просто освященный хлеб, преподаваемый нам. На артосе запечатлены изображения Воскресения Христова или Животворящего Креста Господня.

Почему же с памятью о Воскресении Христовом соединилось понятие о хлебе? Прообразом нашей Пасхи служит пасха ветхозаветная, совершавшаяся в память об исходе Израильского народа из Египта. Празднуя ветхозаветную пасху, принято было вкушать семь дней особенный, освященный хлеб — опресноки. Ныне раздробляя и вкушая артос, мы помним об этом событии и о преемственности Ветхого и Нового Завета.

Историческое происхождение артоса таково. Апостолы, привыкшие разделять трапезу с Господом, и по Вознесении Его на небо часть хлеба оставляли для Своего Божественного Учителя, мысленно представляя Его как бы присутствующим среди них. Ученики твердо знали и истинно верили, что Спаситель не оставит верных чад Своих и милостиво благословит дары земные. Радостно поднимали они благословенный хлеб над головой и приветствовали друг друга ликующим приветствием: «Христос воскресе!» Приготовляя артос, Церковь подражает апостолам. Вместе с тем, артос напоминает, что Иисус Христос Крестной смертью и Воскресением сделался для нас истинным Хлебом Жизни. Ведь в душе каждого православного христианина постоянно звучит — не может не звучать — торжествующее непреложное обетование Самого Господа: Я с вами во все дни (Мф.28:20).

Если обратиться к свидетельствам Священного Писания, мы с вами, братья и сестры, найдем немало событий, в которых Господь после преславного Своего Воскресения вкушает или благословляет трапезу. Вот Он идет в Еммаус с Лукой и Клеопой, не узнавшими Его на протяжении всего пути, но познавшими в преломлении хлеба. Потом, в Иерусалиме, среди учеников благословляет трапезу и Сам вкушает рыбу и мед, чтобы апостолы убедились, что видят перед собой не призрак, а действительно телесно воскресшего Господа. В Галилее, при Тивериадском озере, Сын Божий уготовляет целую трапезу для учеников, утомленных безрезультатной ловлей рыбы. И, вы помните, именно там, за трапезой апостол Петр был дружески вопрошаем Господом: Любиши ли Мя? (Ин.21:15).

Сколько непреложных и незабвенных моментов связано теперь с вкушением артоса!

Получая сегодня артос, благословенный хлеб сей, будем же держать в памяти все эти важнейшие события. Вспомним об исходе израильтян из Египта и подумаем о том, не в рабстве ли ныне пребывает душа наша, порабощенная грехами и страстями. Только Сын Божий способен освободить людей от рабства греху. Сподобимся же стать смиренными и послушными исполнителями Божественной Его воли. При помощи Божией, начнем поражать врагов своего спасения — нечистые помыслы и желания, грехи и плотские наслаждения — радостным и созидающим исполнением заповедей Божиих. И взойдя в пустыню покаяния и самоотречения, да не возжелаем чрезмерных наслаждений, но да насытимся хлебом ангельским — манной небесной, той духовной пищей, которой питает Господь верных рабов Своих.

От ветхозаветной пасхи, принимая артос, перенесемся мысленно к событиям, связанным с явлениями миру воскресшего Господа. Проследуем вместе с Необыкновенным Путником и двумя учениками, не узнавшими Его на пути. И задумаемся, а всегда ли мы узнаем Спасителя на пути нашей жизни, взывающего к нам, обращающегося к нам с величайшей любовью и состраданием? Разве можно что-то совершить без Бога? Нет. Но насколько же, в таком случае, полно в нас осознание того, что нет ни на земле, ни на небе другого имени, о коем можно было бы спастися (Деян.4:12)?!

Вот Господь вкушает пищу перед учениками в Иерусалиме в удостоверение, что они видят пред собой не призрак, а действительно воскресшего Христа. А наша вера, братья и сестры? Задумаемся, не является ли она призраком, лишь видимым, показным благочестием? В чем же тогда состоит истинное христианство? Человек может годами ходить в храм, соблюдать посты, посещать Богослужения, получить много знаний, но при этом творить непотребное, жить не по образу Христа, подчиняясь страстям и похотям. В этом случае и вера бывает тщетна, пуста, голословна. Только тот, кто готов к каждодневной, нелегкой, изнуряющей борьбе со своими грехами и страстями, совершает благие дела во славу Божию, кто возрожден в духе и смиренно несет свой внутренний крест, может ликовать и радоваться истинной пасхальной радостью о воскресшем Спасителе. Воскресшем в чистой и любящей душе!

Есть о чем поразмыслить, вспоминая вечерю на Тивериадском озере… Сколько трудились апостолы, стремясь поймать рыбу, но все их усилия были тщетны. Только когда Господь, внезапно явившись, повелел им закинуть вновь сеть, был пойман достойный улов. Вот так же и мы что-то пытаемся делать, тщетно уповая на собственные силы, самонадеянно радея о духовном совершенствовании. Но ведь без благословения Божия невозможно преуспеть в духовных подвигах. Об этом должны мы взывать к Господу в молитвах, просить силы в сражении со злом, гнездящемся в наших душах. Бог есть Любовь (1 Ин.4:8). По нашему желанию и молитвам, Господь отверзет источник добра — любви к Богу и ближнему, текущий в жизнь вечную, и никакие силы ада не способны будут заглушить его.

Вспомним также, как на вечере тивериадской Господь трижды спрашивал апостола Петра: Любиши ли Мя? Так хочется сразу же ответить утвердительным Петровым ответом. Но что является признаком и доказательством этой любви? Наша вера, которой порой так мало?! Или все-таки добрые дела, творимые во имя Христово? Вы помните, Спаситель Сам определил однажды, как следует Его любить: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его; и мы придем к нему, и обитель у него сотворим (Ин.14:23). Любить Господа — значит всю жизнь свою строить по Закону Божиему, соблюдать слово Господне, очищать душу искренним покаянием. И как радостна и благодатна за то будет милость Господня: Кто имеет заповеди Мои, и соблюдает их, тот любит Меня: а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам (Ин.14:21). Может ли что быть драгоценнее сего обетования?!

Вкушая святой артос, в светлые и лучезарные пасхальные дни, уподобимся апостолам в твердости веры, в уверенности незримого присутствия среди нас воскресшего Спасителя. Мы, читающие Евангелие сегодня, не присутствовали на Тайной вечери, не сшестовали с апостолами в Еммаус, но если сердца наши горят любовью, Господь и нам откроется в преломлении благословенного хлеба. Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать