<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Оглавление

Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)

…Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь.
Вот место, где Он был положен.

(Мк.16:6)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Необыкновенной радостью и торжеством, значительностью и загадочностью пронизано сегодняшнее Евангельское чтение (см. Мк.15:43-16, 8), в котором повествуется о погребении Господа нашего Иисуса Христа и о том, как жены-мироносицы первыми из всех людей на земле узнали о Преславном Христовом Воскресении. Богу было угодно именно им, преданным и любящим женщинам, открыть благодать величайшего чуда, дабы они, искренние и нелицемерные, стали светлыми благовестницами для самих благовестников Христовых, для святых апостолов.

Но прежде этого благословенного события пред нашими духовными очами встают горькие минуты, последовавшие после смерти Сына Божиего. Вот мы слышим, что знаменитый член совета, тайный ученик и последователь Христов, Иосиф из Аримафеи осмелился войти к Пилату и просил тела Иисусова. Со стороны знатного и уважаемого иудеями Иосифа этот поступок имел особенно дерзновенное значение. Ведь когда он шел к Пилату, то не ведал, не знал последующей реакции на его просьбу как самого римского ставленника, так и высших иудейских властей. Клокочущие злобой, преисполненные ненависти, душою чувствующие и понимающие свое поражение, вожди иудейские и с Иосифом Аримафейским могли расправиться самым жестоким образом: лишить всех титулов и званий, выгнать со службы, наконец, приговорить к смерти за пособничество Христу. Но все это в данную минуту не волновало и не пугало Иосифа. Всем сердцем ему хотелось одного — воздать должные погребальные почести возлюбленному Учителю, снять с Креста истерзанное, настрадавшееся от мук тело Господа, благоговейно упокоить Его в достойном месте. В данной ситуации Иосифа совершенно не беспокоил вопрос, что скажут власти, не осудят ли за содействие «преступнику» и «еретику», коим представал в их глазах наш Господь.

А что если бы не было такого вот Иосифа, некому было бы пойти к Пилату? По обычаю тела распятых на кресте людей никто не погребал. Они так и оставались на страшном древе казни под открытым небом, терзаемые хищными животными и птицами, обдуваемые ветрами, омываемые дождями. Только большое начальство, по своему высочайшему изволению, могло разрешить или не разрешить хоронить таких покойников. Обычно за позволением обращались близкие родственники. Здесь столь почетную миссию взял на себя Иосиф. Да и кому еще было идти к Пилату? Апостолы прятались, боялись за собственные жизни, исполненные ужаса и недоумения. Для них факт смерти Божественного Учителя оставался чем-то необъяснимым, нереальным… В будущее же скорое Воскресение Его они пока не смели поверить. Смерть Господа была для них слишком страшной болью и потрясла до глубины души. Пресвятая Богородица не могла опомниться от постигшего Ее горя, да и к римским властям, опять-таки по сложившимся обычаям, как правило, обращаться с просьбой имели право только мужчины.

Обычно распятые на кресте умирали не сразу, они продолжали мучиться на ужасающем древе казни в течение нескольких суток. Если же власти по какой-то причине хотели ускорить кончину осужденных, им перебивали голени. Смерть Господа произошла довольно скоро, спустя три или четыре часа после пригвождения ко кресту. Это объяснялось теми неимоверными, нечеловеческими страданиями, которые вынес Иисус Христос до распятия.

Пилат удивился быстрой кончине Спасителя и даже, призвав сотника, спросил его: давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

Господа распяли в пятницу, приближалась суббота, день для иудеев праздничный и святой. В этот день по закону нельзя было ничего делать, в том числе погребать мертвых. К тому же в тот год суббота совпала с началом пасхальных торжеств. Надо было спешить. Известно, что помогал Иосифу снимать пречистое тело Господа с Животворящего Креста некий Никодим, который также был тайным учеником Христа и одним из начальников иудейских. Именно он принес благовония — смесь из смирны и алоэ, чтобы по обычаю иудеев умастить ими тело усопшего Господа. Так делали люди для выражения своей любви и почтения к усопшему, а также для того, чтобы плоть избежала быстрого тления и гниения. Широко у иудейского народа применялось также бальзамирование. Но это была довольно сложная процедура, требующая, по крайней мере, трехдневного срока. Естественно, Иосиф и Никодим всей душой хотели бы сделать для Иисуса Христа все лучшее, что возможно, но, как мы знаем, они были ограничены во времени. Тем не менее, тело Спасителя было умащено благовониями, завернуто в плащаницу и с трепетом сердечным положено во гроб заботливыми руками любящих людей. При этом Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

И вот прошел субботний день, и женщины, верные последовательницы Христовы, решили пойти к гробу Господню, чтобы помазать купленными ароматами тело возлюбленного Учителя. Собрались они рано, на восходе солнца. Шли с некоторым опасением и недоумением, говоря между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? На свои небольшие женские силы они, конечно же, рассчитывать не могли. Однако желание воздать Господу погребальные почести было столь велико, что в глубине души они надеялись на чудо. И такое чудо произошло: И взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. Можно себе представить реакцию жен-мироносиц. Они, безусловно, удивились и даже испугались, но преодолели минутную слабость и вошли во гроб. Что ждало их там? Тела Божественного Наставника они не увидели, гроб оказался пуст, но на правой стороне сидел юноша, по словам евангелиста Марка, облеченный в белую одежду. Конечно же, это был Ангел небесный, посланник Божий, который радостно вещал и успокоил ужаснувшихся и оторопевших женщин: Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина,распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. И тут же последовало Божие указание: Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

Почему мироносицы ужаснулись видению Ангела? Блаженный Феофилакт говорит: «Необычайное видение смущает и святых». Поставим себя, братья и сестры, на место этих жен. Разве в наших сердцах не было бы при этом страха и благоговения пред совершенной тайной? Ведь все — и видимый воочию Ангел Господень, и отваленный от гроба громадный камень, и сама обстановка, и даже необыкновенная, трепетная тишина в природе — говорило о том, что произошло необыкновенное, потрясающее событие — Иисус Христос воскрес из мертвых. Что может быть радостнее и торжественнее этой благостной новости?! Доказательства были бесспорными: и пустое место, где Он был положен, и открытый гроб, и то, что усопшего Господа нет здесь.

Что оставалось женам-мироносицам? Идти и возвестить апостолам ангельскую весть. Евангелист Марк пишет, что они, выйдя побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Только представьте себе, братья и сестры, описанную в Святом Евангелии картину. Солнце уже взошло, люди просыпались и начинали заниматься своими делами. А от гроба Господня к апостолам спешили эти напуганные, еще не смеющие до конца поверить своему счастью, женщины. Конечно же, их вид удивлял встречных, наверное, не один человек по пути обратился к ним с вопросом о причине их странного в глазах прочих поведения. Но жены-мироносицы молчали. Прежде апостолов, учеников Христа, они никому не хотели возвещать о столь значительном событии. Ведь даже Ангел повелел им, чтобы апостолы первыми узнали о Воскресении Христовом. Евангелист Марк указывает нам на страх, который объял души женщин. А как могло быть иначе? Никогда ничего подобного раньше с ними не происходило. Только в кругу единомышленников, в равной степени любивших Господа, жены могли открыться, распахнуть свои души и произнести вдохновенные слова. Только среди апостолов им некого и нечего было бояться, и именно здесь впервые прозвучало вечно живое апостольское приветствие: Христос воскрес! И жизнеутверждающий, радостный, ликующий ответ: Воистину воскрес!

Заслуживает нашего внимания и тот факт, что когда Ангел Господень посылал жен-мироносиц возвестить благословенную новость апостолам, он сказал: …скажите ученикам Его и Петру. Почему Петр особо выделен из общего числа апостолов? Разве Петр не ученик Господа? Конечно же, да, — Господь наш Иисус Христос считал апостола Петра и Своим любимым учеником, и дорогим Его сердцу человеком. Но любовь здесь была особая. И этим особым ангельским благовестием Спаситель хотел послать Петру еще большее утешение и заверение в Своем полном прощении того, что в тяжкие минуты апостол Петр трижды отрекся от Господа.

Петр раскаялся всей душой, и потому теперь Сын Божий нисколько не умаляет и не отнимает его святого апостольства. Все это еще раз свидетельствует, что Бог слышит нас и готов принять любое покаяние, даже в самых страшных прегрешениях. Как мы знаем далее из Деяний святых апостолов, воодушевленный и вдохновленный истинным прощением апостол Петр будет сам призывать людей: Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа (Деян.3:19-20).

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Исключительно поучительное значение имеет для нас сегодняшнее Евангельское чтение. Перед нашими мысленными очами встают образы реальных людей, которые жили, чувствовали, совершали поступки во время Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это — не персонажи книг, не выдуманные писателем герои. Это — современники Спасителя и подлинные свидетели Его земной жизни, смерти и последующего Преславного Воскресения. Обратимся еще раз к бессмертным строкам Священного Писания, поймем для себя, что в них особенно дорого нам, что волнует.

До глубины души нам близок преданный Господу Иосиф Аримафейский. Дерзновенный, смелый, в одночасье сметающий всякие условности и предрассудки ради великой цели и любви к Божественному Учителю. Его пример служит для нас источником подражания. И провожая в последний путь своих близких, мы понимаем, что наш долг состоит не только в честном и правильном православном погребении, но и в наших молитвах, благодарении, делах милосердия, милостыни по усопшим. В доброте, изливаемой на нуждающихся людей ради памяти дорогих и любимых, ушедших от нас в мир иной. Именно это послужит к облегчению их посмертной участи, станет свидетельством того, что мы действительно любим и помним своих умерших, скорбим по ним и стремимся им благотворить.

А разве не потрясает нас любовь и преданность жен-мироносиц, которые всегда были с Господом — и в радостях, и в страданиях?! Апостолы разбежались, смелые мужчины поддались страху лишиться жизни за причастность к Господу. Только верные жены-мироносицы всегда сопутствовали Господу, находились недалеко от Христа, сопереживали Ему, разделяли Его страдания. Враждебно настроенные власти их тоже могли арестовать, наказать, подвергнуть пыткам, истязаниям, мучениям. Но слабые женщины в любви своей к Господу оказались сильнее самых сильных мужчин. Такова мощь и достоинство самоотверженного любящего сердца, готового ради любимого и его блага на любые трудности и испытания, и даже на саму смерть.

Их никто не понуждал, никто не уговаривал, по велению души отправились жены-мироносицы ко гробу Господню. Несмотря ни на какие опасности и препятствия, они стремятся почтить почившего Христа. Вот пример великой, бескорыстной, всепобеждающей христианской любви! Вот образец христианской преданности и самоотверженности! Безусловно, такая жертва была угодна и приятна Господу.

А мы? Разве в нас присутствует вся полнота Божественной любви? Разве мы умеем любить Бога больше, чем самих себя? А если любим, то как мы можем доказать Спасителю силу наших чувств к Нему?

Кто-то, наверное, скажет: вот если бы перенестись в то время, мы бы тоже пришли ко гробу и воздали соответствующие почести, не поленились бы отблагодарить Сына Божиего. Но ведь и сегодня эта возможность у нас есть! Господь во все дни, во все века Тот же и всегда пребывает с нами! Конечно, в силу обстоятельств и материального достатка не все христиане имеют возможность съездить на Святую Землю, поклониться Животворящему гробу Господню. Но все могут прийти в храм, подлинный дом Божий, и найти здесь всю полноту молитвы и Богообщения. Жертвой же нашей Богу и доказательством любви может служить глубина веры, преданность Господу, желание участвовать в Божественной литургии и других Богослужениях, благословенных Таинствах Святой Церкви, стремление жить по заповедям Божиим, как возвестил людям Сам Господь. Беспрерывной жертвой нашей будут также чистота душевная, смиренномудрие, порядочность и доброта.

Если мы научимся обуздывать свои страсти, подавлять в себе порочные мысли и помышления, если станем достойно противостоять грехам и во всем видеть проявление Промысла Божия, руководство Святой Божественной воли, то станем духовно богаче и ближе Возлюбленному Господу. Ведь чтобы подняться на самую высоту любви к Богу, надо во многом изменить себя, умертвить ради Христа в себе ветхого, греховного, земного, подверженного страстям и искушениям человека. Это трудно. Но с Божией помощью возможно.

Сегодня праздник женского сердца. Сегодня нашего уважения и внимания заслуживают все православные женщины, потому что это их день.

Ваш день, возлюбленные о Господе сестры! Будьте же достойны высокого имени жен, несущих миро, а приносящих душевный мир, пасхальную радость и непреложную надежду на спасение, жизнь вечную и наследование блаженного Небесного Царства, уготованного всем верным, всем преданным Господу. Сегодня мы прославляем святых жен-мироносиц радостными пасхальными песнопениями, но должны прославлять всей жизнью своей. Как они, по свидетельству евангелиста Луки, служили Христу имением своим, так и мы должны служить ближним всем, что имеем. Неизреченной и самоотверженной любовью жены-мироносицы заслужили великую честь первыми узнать о Воскресении Господа, стать благовестницами для благовестников Христовых. Воздавая хвалу и почитание этим любящим женщинам, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил в одной из своих проповедей, что они «сияют недосягаемым примером того, как мы должны всем сердцем любить Господа и служить Ему». И далее призывал: «Будем служить Ему в лице Его меньших братьев — всех нуждающихся в нашем милосердии». Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать