- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, войдет, и выйдет, и пажить найдет.
(Ин.10:9)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.9:39-10, 9) звучат удивительные слова Господа — грозные, обличительные и вместе с тем дарующие надежду верным. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Только что Спаситель исцелил слепорожденного у Силоамской купели. Чудо это потрясло всех. Однако некоторые, особенно ревностные к исполнению закона Моисеева иудеи, помня о том, что исцеление произошло в субботу, повели исцеленного человека к фарисеям. Вожди иудейские, ненавидящие Господа, призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник (Ин.9:24). Но слепорожденный не слушал слов фарисейских о греховности своего Благодетеля. Вместе с физическими очами отверзлись у него и очи духовные. На все лживые обвинения он уверенно отвечал: …мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (Ин.9:31-33). И когда, рассердившись, посрамленные иудейские вожди выгнали этого человека, он встретил Господа. Вера исцеленного возросла до такой степени, что тот стал последователем Христа и сказал: верую, Господи! — поклонившись Спасителю.
И вот Господь определяет далее Свое назначение: …на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Какие удивительные слова! И какие истинные! Действительно, зрящие фарисеи оказались духовными слепцами, а слепорожденный через исповедание веры прозрел и духовно. Спаситель видел, что фарисеи из сотворенного чуда извлекли для себя больше вреда, чем пользы. Их зависть, злоба, корысть обнажились до такой степени, что они готовы уже были разделаться с ненавистным Чудотворцем. И через это навлекали на себя еще большее осуждение. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Фарисеи, всегда хватавшиеся за чувственное, подумали, что (Христос) говорит о слепоте чувственной, и сказали: неужели и мы слепы? Они стыдились одной только этой слепоты телесной. А Господь хотел показать им, что лучше быть слепыми по телу, чем неверующими, и сказал: если бы вы были слепы, то не имели бы греха.
Вы спрашиваете о телесной слепоте, которой одной и стыдитесь. А Я говорю о душевном вашем ослеплении, что если бы вы были слепы, то есть несведущи в Писании, то не имели бы на себе столь тяжкого греха, ибо грешили бы по незнанию. А теперь вы говорите, что видите, и выдаете сами себя за разумных и опытных в законе, посему вы сами себя осуждаете и имеете на себе грех больший, потому что грешите сознательно».
Господь пришел в мир для суда над людьми, но выражение суд не следует понимать буквально как судебное производство, совершаемое по определенным законам. Под судом разумеются те последствия, какие будут иметь для людей познание Христа и проповедь Святого Евангелия: одни окажутся способными принять учение, другие — нет. Для первых духовные очи раскроются, вторых постигнет духовная слепота. Фарисеи поняли, что слепыми, естественно в духовном отношении, Господь называет именно их, но указывает им и путь исцеления — через Него, Сына Божия, пришедшего в мир. И фарисеи возмутились: разве они не знают закона Моисеева, разве не чтят обычаи и традиции отцов еврейского народа, разве не достаточно начитаны, не достаточно просвещены и образованы? А кто-то, какой-то сын плотника из Назарета, еще смеет упрекать их, признанных лидеров, в духовной слепоте?! Даже будучи непосредственными свидетелями чуда исцеления слепорожденного, фарисеи продолжают пребывать в стойком неверии, в упорном противлении Христу, стало быть, и грех их нераскаянный остается неизгладимым. Грешить сознательно пред Богом куда как более тяжко, чем по неведению или неосознанно.
Евангелист Иоанн очень подробно рассказывает нам о совершенном чуде, о допросе исцеленного и родителей его, малодушно ушедших от ответа. Детализация эта не случайна. Мы с вами, братья и сестры, уже говорили о том, как иудеи не приняли, не захотели принять слово Божие. Теперь же фарисеи пытаются настроить народ так, чтобы не были приняты и дела Господни. Явно совершенное чудо пытаются затушевать, свести на нет и внушить людям, что ничего особенного не сделано. Это свидетельствует о том, что ненависть вождей иудейских к Господу, по мере Его проповеди и распространения преподаваемого Им учения, все более усиливается. С другой стороны, они решили подавить в народе всякое сочувствие ко Христу. А как это сделать? Опять-таки с помощью лжи, путем фальсификации, подтасовки очевидных фактов.
Но как же говорить с теми, которые, видя очевидное, — не видят, считая себя непогрешимыми руководителями еврейского народа и истолкователями данного Богом закона?! Господь использует иносказание. Для наглядности он сравнивает род человеческий со стадом овец, а руководителей народа — с пастырями этого стада. Чтобы понять эту притчу, рассказанную Иисусом Христом, надо знать, что на Востоке, по традиции, стада овец на ночь загоняли в загоны, для охранения от воров и волков. Обычно загонами служили большие пещеры или специально устроенные для этого дворы. На ночлег, как правило, сгоняли не одно, а несколько стад, принадлежавших разным хозяевам. Утром привратники открывали пастухам двери, и пастыри отбирали каждый свои стада. Овцы узнавали пастухов по голосу и виду и шли за ними. Воры же не смели войти в охраняемые стражниками двери, а перелезали через ограду. Все это, конечно же, хорошо знали фарисеи. Вот почему Господь говорит: Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
Естественно, что истинным пастырем Иисус Христос называл Себя. Он давал понять фарисеям, как неправильно они приравнивают Его к различного рода возмутителям народа и проповедникам ложных учений. И потому Господь выражается о Своей задаче еще более определенно: Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам… кто войдет Мною, тот спасется. Из этих слов становится ясным, что Господь говорит о Царстве Божием, о всех тех людях, которых объединяет искренняя любовь и вера в Него как в Истинного Сына Божия. Вот именно это Царство и уподобляется двору для овец. Но мы помним, что войти в такой двор можно лишь через хорошо охраняемые двери. Потому и в Царство Божие существует лишь один путь, одна дверь — через веру в Господа нашего Иисуса Христа, Который поучает и иудейский народ и нас с вами, братья и сестры: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Какой глубокий смысл заключен в услышанном нами сегодня Евангельском чтении! Да, действительно, только через веру в Господа нашего Иисуса Христа возможно войти в Царство Небесное, обрести надежду на спасение и блаженную вечную жизнь. Святое Евангелие, учение, проповеданное Господом, есть та дверь, которая открывает людям истинный смысл бытия, освобождает от земного плена и духовной слепоты. Но всегда ли мы готовы это увидеть?! Всегда ли в сердцах наших звучит убежденная уверенность исцеленного слепорожденного: верую, Господи! — или мы опять и опять готовы идти на компромисс, готовы уподобляться в малодушии родителям его, чтобы не нести ответственности за наши поступки, слова и мысли?! Все верующие во Христа есть овцы избранного и ведомого Им стада. Куда ведет нас Господь, где возможно найти добрую пажить? Только в спасительной Церкви Христовой, в лоне которой есть все, что дает нам возможность свободно ходить по стезям жизни и находить самое нужное, самое полезное для каждого из нас. Только во Святой Церкви, где священнослужители, пастыри духовных овец, от Самого Христа получают свои полномочия, прозреваем мы духовными очами и обретаем подлинное духовное окормление. Ведь, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), земная жизнь человека есть не что иное, как «тень жизни, ступень к жизни, преддверие к жизни вечной». А святитель Григорий Богослов говорит: «Единственная польза от здешней жизни в том, что само смятение видимого и подверженного бурям заставляет нас искать постоянного и незыблемого». Аминь. Христос воскресе!
Комментировать