митрополит Владимир (Иким)Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.

(Деян.9:15)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Вчера нашему вниманию в Апостольском чтении был предложен рассказ о том, как по воле Божией благовестник диакон Филипп пришел на помощь царедворцу Кандакии и обратил его в истинную христианскую веру. Сегодня перед нами предстает другое знаменательное обращение к Богу — известного гонителя христиан Савла, будущего всехвального первоверховного апостола Павла (см. Деян.8:40-9, 19). В этом случае Сам Господь пришел на помощь, чтобы призвать к служению и вере будущего Своего замечательного последователя.

Савл, как мы знаем, искренно боролся с христианством, считая его «назорейской ересью». Будучи фарисеем, воспитанником знаменитого Гамалиила, всю свою жизнь Савл посвятил защите чистоты иудейской веры. Савл любил Бога всем сердцем, со всей ревностью о чистоте веры. И заблуждение его было самым искренним: в будущем апостоле не было ни зависти к делам Христовым, ни тщеславия, ни желания занять высокое общественное положение. Савл был далек от меркантильных интересов и устремлений. Углубленный в книги, в толкования Священного Писания, в учение и науку, он даже не удосужился увидеть Спасителя при Его земной жизни, не слышал Слова Божиего. Савл просто верил вождям иудейским, которые представляли Христа врагом веры, богохульником и еретиком. Со всем вдохновением ревнитель иудейской веры Савл присоединился к гонению христиан. В Деяниях сказано, что он терзал церковь, входя в домы и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян.8:3). Но и этого ему было мало, и потому он, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы в главном городе Сирии гнать и преследовать последователей Христа, арестовывать их для предания суду в Иерусалиме. В сердце Савла не было жалости ни к женщинам, ни к старикам, ни к детям, если они осмеливались открыто проповедовать Господом и Сыном Божиим распятого Иисуса.

И вот с Савлом на пути в Дамаск случается настоящее чудо: Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Савл понял, что ему вещает Сам Господь, Всевышний Бог, а потому бывший жестокий гонитель теперь смиренно и робко, как послушная овечка, спрашивал: Кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Не человек, а Бог обращался к нему.

Бог видел его готовность бороться за утверждение закона Моисеева. Милосердный Господь, как всегда, пожалел Своего гонителя, посочувствовал ему, говоря: Трудно тебе идти против рожна. И эти добрые, всепрощающие слова Бога в один миг преобразили самого Савла. В его душе не осталось ничего агрессивного и жестокого. Ему вдруг открылось то, что, оказывается, не христиане, а он сам был богоотступником, не исповедующим Христа, что он, сын фарисея и истинный фарисей, творил преступные беззакония, обрекая на мученическую смерть невиновных людей. Когда все это предстало пред его духовным взором, он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? Савл за страшные злодеяния свои готов был понести самое тяжкое наказание. Отныне только Бог мог повелевать его действиями. Потому что он смиренно признал в явившемся ему свете и гласе Вездесущего Господа, а себя осознал самым ничтожным и недостойным рабом Божиим, готовым на любые повеления и распоряжения. Господь повелел ему идти в Дамаск: …и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Савл встал с земли, глаза его были открыты, но он ничего не видел. Спутники за руку привели его в Дамаск, где три дня он не видел, и не ел, и не пил. Только непрестанно молился, всей душой ощущая свою страшную греховность.

Люди, находившиеся вместе с Савлом при чудесном видении, удивительный свет видели, глас Божий слышали, но обращение Господа было понятно только Савлу. Спутники его ничего из услышанного не могли воспринять, потому что то было не для их ушей. Блаженный Феофилакт писал об этом: «Всех и бывших с ним осиявает свет, чтобы они свидетельствовали об этом явлении, но ослепляет он не всех, а одного только Павла, чтобы не подумали, что это было общее и как бы случайное несчастье, но чтобы открылось, что это было вполне действие Божественного Промысла». То, что прочие люди не ослепли от невиданно яркого света, говорит о том, что слепота была для Савла отчасти наказанием за бывшие его злые поступки, отчасти для того, чтобы он, духовно слепой, ощутил на себе действие Божественной воли и силы. Разве раньше гонитель Савл видел истину? Нет! Он стал жертвой и одновременно преспешником человеческой клеветы и обмана. Строжайший пост, который Савл добровольно на себя наложил, свидетельствовал о его искреннем раскаянии и служил подготовкой для будущих великих событий.

Когда Господь послал Ананию для обращения Савла, тот не мог не произнести горьких слов: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но людям не может быть открыто то, что наперед знает Отец Небесный. Казалось бы, если Бог повелевает, то человек должен беспрекословно слушаться, Анания же позволяет себе возражать Господу, высказывать свое мнение. Но Бог милостиво поясняет, как бы по-отечески вразумляя Своего возлюбленного сына Ананию, что тому, по естественной человеческой природе, из совершающегося ежечасно не все дано постигнуть и разуметь. И потому Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. После таких слов Господа Анания совершил то, что было велено. Нашел Савла, возложил на него руки, в знак сообщения благодати Святого Духа, и назвал его братом не по племени или роду, но во Христе и по истинной вере христианской. Дальнейшее, произошедшее с Савлом, явилось настоящим чудом: И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его; и вдруг он прозрел, и встав, крестился; и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

Не только духовное, но и физическое укрепление понадобилось Савлу после крещения. Впереди его ждал нелегкий апостольский подвиг. Он сам хорошо понимал, что таким необыкновенным способом Сам Господь не только вразумил его, наставил на истинный путь, но избрал и призвал ко служению. Святитель Иоанн Златоуст пишет о том, что Савлу понадобились на духовный подвиг новые силы: «Ибо он изнемог от путешествия, от страха, от поста и от скорби. И желая усилить эту скорбь его, Господь попустил ему оставаться слепым, пока не пришел Анания». Но вот, по милости Божией, прозрели ослепшие глаза Савла, открылись и очи духовные. Новым взглядом смотрел христианин Савл на весь этот мир. И совсем не много оставалось времени до того момента, когда стал он святым апостолом Павлом и вступил на путь преславного апостольского благовестия.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня в Апостольском чтении мы слышали о том, как Сам Спаситель пришел на помощь Савлу. Но почему Бог не сделал этого раньше, если видел в нем будущего Своего ревностного служителя? Почему оставлял Савла караулить вещи убийц архидиакона Стефана, когда они на его глазах забивали камнями первомученика? Почему не связал руки и не затмил очи Савлу, как яростному гонителю христиан, и попустил совершать злодеяния? По той лишь причине, что, пройдя через горнило искушений и религиозной борьбы, Савл сумел достигнуть необыкновенного совершенства, которое выражалось в глубоком сердечном смирении. Потом он был, безусловно, лучшим, но все равно ощущал себя самым скверным и худшим. Апостол Павел со всей откровенностью писал в Послании к коринфянам, что он недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию (1Кор.15:9). И вот это понимание своей недостойности и тяжести совершенного греха апостол Павел пронес через всю праведную и Богоугодную жизнь.

Он оставил нам очень загадочные строки, по поводу которых толкователи не перестают вести споры: Ичтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился (2 Кор.12:7). О чем тут пишет апостол? Возможно — о каком-то тяжком недуге, телесной болезни, которая подтачивала его силы, возможно, — о не менее тяжелом жизненном воспоминании, когда он, будучи непреклонным и жестоким фарисеем Савлом, гнал на страдания и смерть последователей и исповедников Христовых. Но чем более апостол Павел удручался прошлым своим, тем ревностнее и благочестивее служил в настоящем — Возлюбленному Господу и Церкви Христовой, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно (Деян.28:31).

Разнообразны и многочисленны пути, которыми призывает Господь людей в Царство Небесное, указывает правду, говорит о спасении и блаженной вечной жизни. Но, прежде всего этого, Спаситель приводит нас в храм Божий, в благословенную Святую Церковь, которой Он есть неизменная и вечная Святая Глава. Бог желает, чтобы все люди спаслись и все пребывали в Истине. Только погрязший в грехах род человеческий забывает об этом. Мы часто не помним, что искуплены слишком дорогой ценой — Распятием и Крестной смертью Сына Божиего. Мы не задумываемся над тем, что, призванные и избранные Богом, считающие себя христианами не только по названию, но и по духу, каждодневными грехами своими мы опять и опять распинаем Господа нашего.

Как страшно и лицемерно считать себя Божиими и одновременно Бога предавать! Чем мы в таком случае лучше предателя Иуды?!

Но подлинной правдой является и то, что Отец Небесный всегда готов простить и помиловать заблудших чад Своих, подать руку помощи, наставить, вразумить и преобразить, как это было с гонителем христиан Савлом, сподобившемся стать впоследствии святым всехвальным и первоверховным апостолом по обилию и значимости совершенных для Церкви Христовой деяний и трудов.

Если мы действительно любим Бога, то будем стараться так жить, чтобы не огорчать Его. Верой своей мы исповедуем Господа Владыкой, Создателем и Творцом, Подателем всяческих благ, а разумом, знанием и чувством понимаем, что должны соблюдать и хранить заповеди Божии. Ведь Сам Спаситель говорил: Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин.15:10). Сын Божий хранит заповеди не по страху, а по любви, и нас всех через святых апостолов к тому призывает: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15).

Многое может любовь. Ведь каждый из нас, братья и сестры, знает священную заповедь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душею твоею и всем разумением твоим (Мф.22:37). Любовь к Господу необходима нам, так как является ни с чем не сравнимым благом. Мы ищем этой любви, потому что в ней заключено все — радость, благость, свет, богатство, утешение, мир, жизнь. Кто познал Божественную любовь, тот сподобился стать обладателем бесценного дара Божия.

Ради любви к Господу с радостью шли на смерть святые мученики Христовы. Ради Божественной любви совершались и совершаются различные добрые деяния. Ради этой благословенной любви мы живем, веруем, дышим. Мы становимся другими ради этой любви. Недаром преподобный Исаак Сирин пишет: «Сердце, ощутившее любовь к Богу, не может вмещать и выносить ее, но по мере усиления этой любви испытывает необычайное изменение». Человек, познавший любовь к Богу, стремится ко всему доброму, светлому, Богоугодному, чистому. Для него становятся противными прежние греховные устремления, пороки и страсти. Он отвращается от всего того, что может огорчить Возлюбленного Бога и предать Его любовь. Напротив, многими благими и милосердными деяниями мы еще в большей степени возгреваем в себе Божественную любовь.

Совсем недостаточно верить, что Бог есть, или разумом пытаться постигнуть небесные истины. Важно тепло и искренне любить Господа, пребывать в чистоте сердечной, в бодрствовании духовном, чтобы никогда не отпасть от этого лучезарного и животворящего света. Этому стоит посвятить всю жизнь, праведность которой будет ощущаться как нечто необходимое и само собой разумеющееся. Любя Бога, мы просто не сможем жить иначе, чем по благословенным заповедям Его. Поэтому мы говорим сегодня о том, что не по страху Божию хранятся нами заповеди, а по высшей, совершенной и неизреченной любви. Именно о такой любви писал апостол Павел, который возгорелся ею на всю жизнь: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение?.. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.8:35, 38). Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать