- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.14:20-27) продолжает знакомить нас с самыми яркими моментами первого путешествия апостола Павла. Мы слышали, что апостол Павел вместе с Варнавою проповедовал Святое Евангелие в Дервии и приобрел в этом городе много учеников и последователей Христовых. Обратно проходили они Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Новоначальные христиане нуждались в опытном духовном окормлении. Умное наставническое слово помогало им укрепляться в истинной вере и вести жизнь по заповедям Божиим. Оставляя своих учеников в разных городах и странах, апостол Павел предупреждал их о предстоящих трудностях. Такое отношение было честным и искренним. Никто не обещал последователям Христа «золотые горы», материальный достаток или земное благополучие. Не ради всего этого вступали они на путь спасения, а ради Божественной любви, исповедания имени Господа Иисуса Христа и наследования блаженной вечности в Царствии Небесном. Люди понимали, что в этом, погрязшем в грехе и разврате мире, им надлежит претерпеть немало горестей и скорбей только лишь по той простой причине, что они более не хотят жить так, как живут все окружающие, что их души просвещены неизреченным светом Христовым. И это благо, которое, по милости Божией, им довелось познать, не сравнимо ни с какими преимуществами и достоинствами временной, земной жизни! Ведь главное богатство, нетленное и вечное сокровище, которое обретают верующие, есть Господь наш Иисус Христос — Путь, и Жизнь, и Истина, и Спасение. Все вмещается в Едином Господе. И нет ничего невозможного для Божественного Промысла Его. Конечно же, апостол Павел и спутники не могли долго оставаться с христианами, просвещенными ими в вере Христовой. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. Возложением рук было совершено благодатное посвящение на пресвитерское служение. В каждой новой общине оставались свои духовные наставники и пастыри, которые продолжали дело благочестия и духовного просвещения. Так Церковь Христова ширилась и укреплялась, становясь достоинством не только одного, избранного народа, но и многих людей, представителей разных наций и народностей. Возвращаясь из своего путешествия, апостол Павел проповедовал слово Божие в Пергии, Атталии, а оттуда вместе с собратьями во Христе отплыл в Антиохию. Как мы помним из церковной истории, именно отсюда святой апостол и его спутники были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. Когда они вернулись в Антиохию, то собрали возлюбленных своих братьев во Христе Иисусе и рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. В словах этих видится величайшее смирение апостолов, которые все заслуги и достижения своей проповеди относили не к себе, а к благоволению Божиему. Сила Божия производила те блага, которые были явлены свету через верных и преданных Христу апостолов. Автор Деяний святых апостолов пишет о том, что Сам Бог отверз дверь веры язычникам. Стоит остановиться на этом моменте подробнее. Это для нас, братья и сестры, теперь вполне ясно, что Святое Евангелие имеет вселенское значение, а потому и должно быть проповедано всем людям. Но в среде первых христиан бытовало мнение, что язычники недостойны благодатного слова Божия. Принятие язычников в лоно Церкви Христовой ломало целое мировоззрение, расширяло горизонты восприятия веры и благочестия. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Через это устрояется великое дело. Надлежало, наконец, свободно проповедовать язычникам; потому они (апостол Павел со спутниками) и приходят возвестить, дабы те (христиане антиохийской общины и все другие верующие) могли знать об этом, ибо случилось, что тогда же пришли и возбранявшие беседовать с язычниками».
Возлюбленные о Господе братья и сестры! На что особенно обращает наше внимание сегодняшнее Апостольское чтение? На честность исповедания христианской веры. Обычно, когда кто-либо агитирует нас принять участие в том или ином проекте или деле, как правило, старается выставить перед нами лишь преимущества предполагаемого мероприятия, скрывая или умаляя все, связанные с его осуществлением, огорчения и трудности. Напротив, проповедуя Святое Евангелие, возвещая миру благую весть, святые апостолы отнюдь не молчали о предстоящих лишениях и скорбях. Слово Божие не могло проникнуть в души людей, подкрепленное полуправдой или, хуже того, откровенным обманом. Нет, апостол Павел был категоричен и однозначен, поучая своих духовных чад в том, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Он не опасался, что правда отпугнет учеников, оттолкнет их от веры. Порукой тому была чистая и искренняя христианская любовь, которая пробуждала в людских сердцах самоотверженность, желание послужить Богу и ближним. По словам же святителя Григория Богослова, «боголюбивой душе свойственно подчинять Божеству все человеческое». Для верующего человека любовь к Богу — достаточное утешение при всех испытаниях мира, во всех трудностях и невзгодах земного бытия. Более того, ощущение Божественного присутствия обеспечивает ни с чем не сравнимое душевное спокойствие и неизреченную благодать. Терпение скорбей — неизбежность для каждого верующего, потому что именно через трудности и бедствия мы прилепляемся к Богу, уповаем на Его помощь и заступление, становимся верными чадами Божиими, наследниками Царства Небесного. Стало быть, временные скорби — не для наказания посылаются нам Богом на жизненном пути, а для нашего блага. Умение же их терпеть означает степень нашей духовной зрелости. Скорбями душа научается хранить заповеди Божии, быть кроткой, смиренной, мудрой и внимательной к чужим бедам. Через скорби упражняемся мы в добродетели, обретаем бесценное сокровище истинной веры, учимся обуздывать собственную гордыню. Святитель Василий Великий говорит: «Скорби для хорошо приготовленных есть как бы укрепляющая пища и упражнение в борьбе, приближающие подвижника к Отеческой Славе». И далее: «Если не терпишь скорбей, то не ожидай и венцов там, как не выходивший здесь на подвиги и труды, какие назначены для получения венцов».
Господь наш Иисус Христос в этой нашей временной жизни не обещал людям покой и Свое Царство. Мы проживаем свой земной путь, дабы научиться блаженной вечности в Царствии Небесном. Поэтому даже если случаются с нами скорби и огорчения бытия, не следует встречать их с негодованием или противоборствовать, обвинять Бога в несправедливости. Как часто мы не разумеем того, что скорбями и невзгодами отверзаем двери благословенного рая. Желающему спастись невозможно прожить жизнь без трудностей, болезней, искушений. Претерпевая все это со смирением сердечным, мы всегда можем рассчитывать на милость Божию, на помощь с небес. Бог посылает страдания, и Он же являет долгожданное избавление, дабы закалить нас в горниле временной жизни для торжества ликующей вечности. Наверное, у каждого человека бывают периоды относительного благополучия, умиротворенности и покоя. Когда все хорошо, все получается, все удается. На первый взгляд кажется, что такое время — благо. Но на самом-то деле оно представляет для человека не меньшее испытание, чем терпение скорбей. Как правило, в период покоя мы склонны к беспечности, ведущей к вседозволенности, к греховности и через нее — к оторванности от Бога. Возникает ощущение самости, когда собственное волеизъявление выставляется на первый план, а Божественная воля забывается или умаляется. Это — страшное состояние. В нем ничего благостного нет. Наоборот, при потере венца терпения и кротости теряется и награда на небесах. Вот почему надо научиться смотреть на скорби и печали жизни как на истинную пользу, приносимую нам же, для будущего светлого и чистого Божественного воздаяния. Преподобный Нил Синайский пишет: «С усердием должны мы прибегать к Богу без всяких жалоб или ропота, но во всякой скорби ограждаясь благою надеждой». И пусть Всемилостивый Бог упражняет душу нашу страданиями и болезнями, чтобы она не зачерствела, не охладилась от обыденности, не упразднилась в духовной лености и плотских наслаждениях. Будем всегда помнить о том, что наша земная жизнь только путь к Небесному Отечеству, который нам должно достойно пройти. Потому что, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), «тесен и прискорбен путь, ведущий в жизнь вечную, мало ходящих по нему, но он — неотъемлемое и неизбежное достояние всех спасающихся». Аминь. Христос воскресе!
Комментировать