- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше; то не может увидеть Царствия Божия.
(Ин.3:3)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
В дни земной Христовой проповеди в Палестине весть о Божественном Учителе распространялась быстро. Очень многие хотели увидеть и услышать Господа. Ученики приходили к Спасителю и днем и ночью. Днем шли смелые, те, кто имел в себе веру и решимость последовать за Ним, отбросив все мирское, тщетное, суетное. Ночью приходили нерешительные, опасающиеся, не готовые отказаться от мирских привязанностей, но всей душой жаждущие истины. И Господь наш Иисус Христос с любовью принимал каждого, духовно согревал и наполнял настолько, насколько человек по немощи своей мог в себя вместить.
Сегодня мы с вами, братья и сестры, слышали отрывок из Евангелия от Иоанна (см. Ин.3:1-15), рассказывающий о некоем Никодиме, фарисее, одном из начальников иудейских. Никодим пришел к Господу ночью, так как боялся людского осуждения. Фарисеи вели строгий надзор и презирали всех, приходивших к Иисусу Христу открыто. Но стремление познать истину для этого человека оказалось даже выше страха быть отлученным от синагоги. Ведь он хорошо знал, к Кому шел, был тайным учеником Господа: Равви, мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Да, Никодим был много наслышан о необыкновенном Учителе, общался с Ним, считал Его величайшим пророком, пришедшим от Бога, чтобы спасти Израильский народ, был свидетелем совершаемых Им чудес. Но Божественная природа Господа им пока не ощущалась, он думал, что Иисус Христос вершит чудеса не Своею силою, а силою Бога, в которой по естеству нуждается, как все люди.
И вот Никодим слышит от Господа такие слова: …кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим пришел к Спасителю говорить о другом, но Господь заговорил о главном: о необходимости для каждого родиться заново, чтобы пребывать с Богом.
Какие загадочные, непонятные для человеческого ума слова! Как можно взрослому, уже прожившему жизнь человеку, родиться вновь?!
Вот и Никодим поразился, воскликнув от всего сердца: Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей? Из этих слов видно, что Никодим представлял себе буквальное, телесное рождение человека, тогда как Господь говорил о рождении духовном.
Господь наш Иисус Христос имел в виду Святое Крещение, в котором человек рождается от воды и Духа в жизнь вечную, усыновляется Отцу Небесному. Такое рождение гораздо выше, чем физическое. Только Таинство Святого Крещения отворяет для нас двери в Царство Небесное, свет которого не сравним со светом всего земного мира.
Когда ребенок появляется в мир из темноты материнской утробы, его сразу же окружает столько нового: предметы, звуки, ослепительный свет, тепло, холод, воздух. Осознание того, что с ним произошло, ощущение самой жизни приходят постепенно, когда ребенок растет и развиваются его способности анализировать, запоминать. Так же и при Крещении. Не всем дано испытать все глубину и полноту чувств, ощутить в полной мере благодать Святого Духа, Который на каждого сходит в момент Крещения. Но величайшее событие уже свершилось, а дальше при соответствующей духовной пище последует духовный рост. И принятие сего Таинства есть первый шаг к блаженному бессмертию.
Глас Отца Небесного звучит для каждого православного христианина. Это то, о чем Спаситель говорил Никодиму: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Благодать Святого Духа пребывает с нами в молитве, в храме во время Богослужений, в чтении Священного Писания, в делах веры и благочестия. И, конечно же, та пасхальная радость, которой наполнены сейчас наши сердца, она тоже ниспослана по благодати Святого Духа.
Мы скорбим, когда хороним наших близких, мы хорошо знаем, что земная жизнь временна, что и нас тоже ждет впереди смерть. Но отныне со скорбью соединена ликующая радость от сознания того, что смерть не имеет отныне власти, что она попрана однажды и вовек смертью Христовой. Это явствует из самого факта Воскресения Господа. Только Победитель смерти мог войти во гроб, чтобы выйти из него навсегда!
Не для Себя одного воскрес Спаситель, а для всех сынов человеческих. Но почему же люди продолжают умирать и по Воскресении Христовом, как и до Воскресения? Ведь распятием, крестными страданиями и смертью Господь наш Иисус Христос «смертию смерть» попрал! Значит ли это, что теперь смерти вовсе не должно быть?
Возлюбленные о Господе братья и сестры, полное торжество бессмертия над телесной смертью наступит в конце истории мира, после Второго пришествия Господня. По учению святых отцов, все человечество несет на себе последствия Адамова греха, которым и является смертность, физическая и биологическая тленность. Как отмечает один из великих учителей Церкви, преподобный Иоанн Дамаскин, Бог сотворил человека по образу Своему — разумным и свободным: «Он создал его в неистление …возвел его до нетления. После же того, как через преступление заповеди мы помрачили и исказили черты образа Божия в нас, то мы, сделавшись злыми, лишились общения с Богом, оказались вне жизни, подпали тлению смерти».
Можно сказать, что люди умирают, поскольку через преступление смерть пришла в мир, который стал падшим и временным. Но остановиться только на этом заключении было бы неправильно, поскольку смерть не абсолютна. Христова смерть, по глубочайшему изречению Литургии святителя Василия Великого, — «животворящая». Смерть! где твое жало? — восклицает апостол Павел (1Кор.15:55). Христос уничтожил смерть как духовную реальность, как отлучение человека от Бога, от вечной жизни. Для этого искупительного дара, этой жертвы за нас и произошло вочеловечение Христа, и Его распятие, и Его Воскресение. Для этого же, принимая Святое Крещение — новое рождение, мы умираем со Христом и воскресаем в Нем. В крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха и сатана изгоняется из его сердца. Хотя возможность искушать за диаволом остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха, в сущности, не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить. И некогда, подобно нашему Спасителю, мы тоже восстанем из гробов. Умирая, не умираем навсегда, умираем для того, чтобы воскреснуть. Так как же не радоваться пасхальной радостью, как не торжествовать торжеством Воскресения Христова?!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Нет числа тем благодеяниям, которыми Господь одарил род человеческий. Наступит срок, земля наша соделается способною стать Небом, тогда воскреснем, по милости Божией, обновимся телами и пребудем как Ангелы Божии на небесах в блаженной вечности вместе с Отцом и Сыном и Святым Духом, Пресвятой Богородицей, со всеми небожителями и святыми угодниками Божими во славу воскресшего Спасителя. Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать