<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Оглавление

Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)

…плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

(Еф.5:9)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В светлый, ликующий праздник Святого Духа мы слышали чтение из Послания апостола Павла к ефесянам, в котором в полной мере раскрыта сущность благодати Духа Святого (см. Еф.5:9-19).

Верный ученик Христов, обращаясь к своим духовным чадам, призывает их к жизни света, а не тьмы, веры, а не безверия, дабы никто не обольстил их пустыми словами или греховными соблазнами: …потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Христиане должны жить так, чтобы являться светочами веры Христовой, быть чадами света, потому что, уверовав в Господа нашего Иисуса Христа и приняв Таинство Святого Крещения они преобразились настолько, что истинно просветились Божественным светом, испытав подлинную благость, став знаменательным и примечательным примером для других людей.

Распахнув свои души для благодати Духа Святого, преисполнившись ею, преданные последователи Христа должны являть миру благословенные плоды христианской жизни. Такими плодами может стать всякая благость — добродетельность, праведность, честность, милосердие, справедливость, гармонично сочетаемая с истиной, выражаемой в твердости веры, силе убеждения и пламенности проповедания христианского учения. Из этого следует, что всякое дело христиане должны соизмерять с Божественной целесообразностью, то есть с тем, что угодно Богу, а что — нет.

Апостол Павел призывает: Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. О чем идет речь? Дела нечестивые, греховные, плотские есть дела тьмы. Они бесплодны, потому что ничего доброго не приносят человеку и — не угодны Богу, поскольку отдаляют Божественное общение, умаляют молитву. Дела нечестивые ведут только к погибели и духовной смерти. Потому-то христиане должны, как говорит апостол Павел, не участвовать, отдаляться от них. Но ограничиваться только этим в духовном совершенствовании мало, апостол призывает обличать, то есть не соглашаться с греховными соблазнами и искушениями, а непрестанно воевать с ними словом и делом — увещеваниями словесными и подвигами христианскими. Обличение нечестивых дел в христианской среде необходимо потому, что они настолько противны, что о них даже стыдно и говорить. Апостол предупреждает, что все порочное не может быть предметом обсуждения или разговоров в христианской среде. То, что несет развращенность нравов, разжигает греховные страсти или побуждает к возбешению плоти, должно быть полностью исключено из среды последователей Христовых.

Господь наш Иисус Христос Сам был настолько чист и безгрешен, что ничто скверное не может быть рядом с Ним. И если не только душа, но и тело христианское есть нерукотворный храм Божий, то не должно оно быть источником разврата или страстного плотского искушения.

Но, чтобы достойно бороться с человеческим естеством, склонным к греху по немощи своей, не надо иметь ни в видении, ни в душе, ни в разуме, ни в помыслах греховных соблазнов. Эти слова апостола Павла актуальны и в наши дни, братья и сестры. Тот поток грязи и нравственного разврата, который льется с экранов телевизоров, страниц популярных романов, «желтой» прессы, — не может не соблазнять неокрепшие духовно души. Это страшно. Особенно, когда речь идет о молодежи, о подрастающем поколении. Посмотрите, на чем воспитываются наши дети! Какие фильмы они смотрят, какие книги читают, в какие игры играют. А мы молчим, мы ничего не говорим им, оправдываясь занятостью или тем, что все через это проходят. Но ведь молчанием своим, равнодушием или беспечностью мы тоже страшно грешим, попустительствуя распространению беззакония! Мало задумываясь над тем, что машина разврата современной цивилизации может сломить, подмять под себя и духовно растоптать наше будущее. И что будет дальше? Кто в таком случае станет праздновать победу?! Наверное, не мы. Ибо итог будет самым плачевным. Им станут потерянные для Бога души наших детей! Задумаемся об этом, пока еще не поздно, пока есть время что-то изменить и исправить.

Будем помнить о словах апостола Павла, который считал христианское обличение не только нужным, но и весьма полезным, так как через него можно пробудить от духовной спячки самых закоренелых грешников, что в истории Церкви Христовой и было во все времена. Вот почему верный последователь Христов говорит: Посему сказано: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос.

Господь наш призывает к Себе всех. Нет человека, к которому бы не был обращен Его благодатный призыв. Только далеко не все слышат и правильно воспринимают слово Божие. Но апостол одновременно предостерегает и о высокой степени ответственности христиан. Если уж нам от Бога дано право обличения других в неправедности и беззаконии, то паче всего должны мы следить за собой, своими мыслями, желаниями и поведением: …поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем. И далее: …не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. Ибо никакая мудрость человеческая не сравнится с Премудростью Божественной, никакое рассуждение людское несоизмеримо с Промыслом Божиим. И потому над всем главенствующе пребывает воля Господа, воля Вседержителя Творца.

Но, чтобы познать и понять Божественную волю, надо всегда иметь трезвый ум и незамутненное сознание, а потому не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

Отчего бывает истинная духовная радость? От сознания Божественного присутствия и постоянного общения с Богом. Выражение этой христианской подлинной радости может проявляться в различных формах высшей духовной поэзии: песнопениях, славословиях, одах, гимнах. Среди христиан первых времен все эти проявления благодарения Богу были очень распространены и любимы. Ощущение же духовной радости зависит не столько от внешних признаков, сколько от внутреннего сознания и вознесения непрестанного благодарения Богу за все, за ощущение самого Божественного присутствия, неустанного воспевания Господа нашего Иисуса Христа во глубине христианской души и трепетного, неравнодушного верующего сердца.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Душа человеческая так устроена, что не терпит пустоты. Если пустота ощущается, то мы начинаем искать из нее выход. Человек плотский, земной, находит временное забвение в греховных соблазнах и искушениях мира, наполняя себя вином, утехами плоти и прочими мирскими удовольствиями. Счастье же христианина и главная цель — снискание благодати Святого Духа, наполнение исстрадавшейся души Божественным светом и небесными устремлениями.

Ранние христиане воспитывали себя в благодарности Богу. Можно говорить о том, что христианская Церковь первых времен была Церковью поющей, вдохновенно и самозабвенно воспевающей Господа. Непрестанно пелись псалмы, песнопения, гимны, оды. Все излучало духовную радость. Душа человеческая торжествовала и ликовала от встречи с Богом. И это ощущение подлинной духовной радости не оставляло верующих людей ни на минуту.

Потому что и сами они были гораздо более чистыми, более святыми — и в делах, и в мыслях. Ум их мало прилеплялся к земному из-за явного и зримого Божественного присутствия.

Церковь Христова излучала радость, а верные чада ее купались в лучах этого ликования. Кроме того, ранние христиане были людьми очень благодарными, они благодарили Бога за все и всегда. Благодарили даже за испытания, понимая Божественный источник их происхождения. Христиане были поражены силой благодати Духа Святого и тем, что неизреченная Божественная любовь снизошла до них, грешных и далеко не совершенных, для того, чтобы спасти, указать верный путь бытия, когда все буквально пронизано ощущением Господнего участия. Вот и мы с вами должны проникнуться этим восприятием первых христиан и понять — и умом, и сердцем, принять на веру душой, что все в этом мире находится в руках Божиих. Ни одно наше желание или устремление не может быть реализовано без воли Господа. Сколько бы мы ни старались, ни строили свои планы, ничто не состоится, если не будет угодно Небесному Отцу. Все под Богом ходим!

Почему в ранней Церкви Христовой люди так любили и почитали друг друга? Потому что все они ощущали свою сопричастность к Господу нашему Иисусу Христу, видели в собратьях во Христе не представителей той или иной национальности, социального круга или рода профессиональной деятельности, а таких же последователей Господа, в каждом из которых явлено Божественное достоинство, слава воскресшего Спасителя.

Вот этому и нам, братья и сестры, у ранних христиан стоит поучиться. Потому что в современной Церкви порой все происходит совсем иначе. И человека, приходящего в храм Божий, мы вдруг начинаем рассматривать, обсуждать, а потом и осуждать, — судить о нем по одежде, по его происхождению и социальному положению, по роду занятий. И вот уже пошли в нашем сознании разграничения — с этим должно общаться, может быть польза, а с этим нет, никчемный он, мне ничего не даст. Так, сами того не замечая, не придавая этому серьезного значения, фарисействуем, ищем собственную выгоду, отдаляемся от Господа нашего Иисуса Христа, Который одинаково сильно и жертвенно любит всех без исключения людей и за каждого в отдельности ежечасно проливает Святую Кровь Свою.

Услышанное нами сегодня Апостольское чтение может многому научить. Сверяя свою церковную жизнь с жизнью первых христиан, научимся у них той же преданности Христу и Его учению, той же верности и благодати, поступая как чада света, во всякой благости и истине.

Это нас призывает апостол Павел к познанию Божественной воли, бережному отношению ко времени, потому что дни лукавы, дни земной жизни очень быстро и незаметно проходят, с каждым мгновением приближая нас к смертельному рубежу, к ответу перед Господом за прожитые годы.

Свет Христов просвещает всех. Господь есть Свет, а где Господь, там нет тьмы, там не властвует грех, там бессилен враг рода человеческого и сатанинские происки не пройдут. Только надо очень внимательно присмотреться к своей душе и понять, есть ли в ней проблески христианского света или затуманена она мирскими беззакониями и порочными соблазнами, в духовном забвении пребывает. Быть чадами света— значит приносить Богу плоды любви, дела милосердия, проявлять себя во всякой благости, нести окружающим людям мир, добро, сочувствие, сострадание, милость души. Апостол Павел всех нас призывает к этому непрестанному добру и любви, не ожидая в ответ ни благодарности, ни человеческой славы. Да и что значит почет от людей по сравнению с благодатью Святого Духа, щедро изливаемой на всех верных чад Божиих?! Слава христианская — в непрестанном прославлении всей жизнью своей Господа, спасшего нас от ада и смерти, открывшего нам путь в Царство Небесное. Как наставлял верных последователей Своих Сам Господь: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5:16).

Трудами, делами, свершениями, мыслями и начинаниями прославим возлюбленного Бога! Если сподобимся любить Господа не только словом, но и делом, через благословенные христианские подвиги наши, и окружающие люди, всмотревшись в наше бытие, почувствуют душой благость присутствия Божия, ибо с нами Бог, Бог любви, добра и мира.

Праведная жизнь не возникает сама по себе. Она является плодом, результатом истинной и искренней веры в Господа. Истина Божия, проникая в ум, в душу и сердце человека, отныне и повсеместно руководит всеми его поступками и устремлениями. Слово Божие открыто для всех. Только от нас зависит желание познать Истину Божию, преклонив к ней свое ищущее сердце. И тогда воля Божия становится прежде и значительнее воли человеческой, а нам отныне близко и дорого лишь то, что благоугодно Богу.

Познать такое состояние души способен каждый. Но как часто мы чуждаемся поработать Богу словом и делом! Обремененные земными заботами и хлопотами, а еще хуже — греховными соблазнами и удовольствиями, мы сознательно отдаляемся от духовных потребностей нашей души, зачастую в христианской жизни ограничиваясь лишь исполнением обряда. Страшно, но даже Святые Таинства Церкви порой входят для нас в привычку, и мы участвуем в них не по призыву сердца, а по приличествующей церковному устроению необходимости. Все причащаются — и я! Все соборуются — и я! А почему, для чего? Эти вопросы как-то не акцентируются в нашем сознании, проходят мимо. Привыкание ведет к равнодушию, а равнодушие — к оскудению души, к бедности духовной, к всяческим греховным непотребствам. Именно об этом говорил сегодня в своем послании апостол Павел.

Когда же истина Божия переполняет душу, начинают свидетельствовать уста. Христианское учение животворит и просвещает всех устремленных к его восприятию. Сильна и благодатна вера православная, способная пробудить от духовного сна всякого человека. И ею познается благодать Святого Духа и та неизреченная духовная радость, которая есть лишь преддверие благословенного небесного вечного блаженства.

Если мы действительно любим Бога, то и радуемся. Искренняя любовь порождает ликование сердечное, ведь где Бог наш со Своей благодатью, там и радость, там и счастье, там и вера несомненная. Там непрестанное славословие Божие, когда вдохновенные слова псалмопевца Давида становится нашим усердным восхвалением: Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих (Пс.33:2).

Аминь.

Комментировать