- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру.
(Ин.9:4-5)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Сегодня в Евангельском чтении (см. Ин.9:1-38) мы слышали, как, по благодати Божией, произошло невиданное чудо — исцеление слепорожденного. В то же время нашему вниманию был предложен пример того, как люди зрячие, но порабощенные грехами и беззакониями, оказались слепы к видению Божественной истины.
На пути Господу попадалось много больных, несчастных, страждущих, надеющихся на Его помощь, искавших от Него исцеления. Но этого человека Спаситель увидел Сам и обратил внимание учеников. Слепой сидел у ворот храма и собирал подаяние. Человек этот был довольно известным в Иерусалиме, он просил милостыню, рассказывал людям свою историю, привлекая сострадательные сердца. Апостолы знали, что источником болезней обычно является грех. Это мнение было довольно широко распространено в верующих кругах. Поэтому ученики, не ради любопытства, а для назидания, спросили: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Только в данном случае болезнь служила не наказанием, а источником, из которого должно было совершиться Божественное знамение. Господь отвечал: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
Просто нам не дано понимать дела Божественного Промышления. И до прихода в мир Спасителя Отец Небесный заботился о Своих созданиях. Связь Бога с людьми не прекращалась ни на минуту даже после грехопадения. Но только в деятельности Господа нашего Иисуса Христа, в Его проповеди, делах чудотворения воочию явились дела Божии. Именно об этом говорит Иисус Христос ученикам: Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру.
Спаситель понимает, что деяния и проповедь Его крайне озлобили вождей иудейских, может быть, это чудо вызовет не меньший ответный гнев. Однако благодатное дело, поучающее многих, должно сейчас совершиться. Тому есть причины: время земной жизни Господа подходит к концу, совсем скоро Искупительной Жертвой на Кресте Он завершит Свое пребывание среди людей и плодотворную проповедническую деятельность. Тогда и наступит ночь. Так же будет светить солнце, но Господь уже не станет озарять мир Своим пришествием, прекратятся чудеса, которые Он совершал. Господь пророчествует о предстоящем Ему подвиге и называет себя светом миру.
Он действительно Свет, Который просвещает всех. Господь отверзает не только физические очи, но и открывает духовные, жаждущим увидеть Его, мечтающим о свете вечном.
А теперь посмотрим, братья и сестры, какими действиями Господь совершил это знаменательное чудо. Ведь, казалось бы, Сыну Божиему ничего не стоит единым словом исцелить болящего, зачем же было производить еще какие-то действия? Как мы слышали в Евангельском чтении, Господь плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный.
Слепорожденный смиренно и радостно, с надеждой в душе, исполнил повеление Христа, пошел, умылся и пришел зрячим. Евангелист Иоанн Богослов переводит еврейское слово «Силоам» как «посланный». Так называлась купель, и нам в этом видится особый смысл.
Известно, что Силоамская купель вместе с водоемом располагалась на юго-восточной стороне Иерусалима, у подошвы гор Сион и Мориа. Вода поступала из источника, расположенного выше, на западном склоне горы Кедронской. По преданию, Пресвятая Богородица Сама приходила сюда черпать воду вместе с другими женами и девами. Из Силоамского источника, вода которого имела сладковато-солоноватый вкус, в праздник кущей брали воду в храм. Именно эту воду торжественно возливали на жертвенник в последний день праздника и обязательно из специального золотого сосуда. Вода Силоамского источника считалась священной, люди верили в ее целительную силу. Конечно же, Господь мог не посылать несчастного слепого к Силоамской купели, а тут же, на месте осуществить его чудесное прозрение. Но видимые знаки — брение, помазывания очей — послужили для того, чтобы передать этому человеку особую силу и уверенность в полном исцелении, пробудить в нем доверие, подготовить к восприятию веры. Кроме того, слепой должен был стать живым воплощением чуда, свершившегося силой Божией, перед всеми знавшими его. Ему надлежало в этот знаменательный час всеми силами стремиться к исцелению, полностью изгнать из своего сердца страх перед неизвестным, далеким путем к Силоамскому источнику. Этот путь, совсем нелегкий для него, с верой и надеждой именно он должен был пройти. И прошел. И вернулся зрячим.
Дивное прозрение слепого взбудоражило иудейское общество, вызвало споры и расспросы: Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я. Естественно, людям не терпится узнать, как произошло такое чудо, кто смог исцелить слепого от рождения? Но в этот момент бывший слепой действительно не знал ничего о своем Спасителе, чудесном Враче, кроме имени Его: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
Через некоторое время исцеленного слепца привели для расспроса к фарисеям. Была суббота, день покоя, когда никакое деяние у иудеев совершать было нельзя. Вожди иудейские не желали видеть чуда, но возмутились и ополчились против Господа, посмевшего исцелением нарушить день субботний. Но вот что интересно: даже в среде фарисеев по этому случаю произошел немалый спор и разброд. Одни обвиняли Иисуса Христа, говоря: Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: Как может человек грешный творить такие чудеса? Спросили прозревшего, и тот с большой уверенностью заявил: Это пророк. Призвали к ответу родителей его, но те испугались законников, потому и заявили о своем сыне: Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Когда же вторично призвали человека, исцеленного от слепоты, и спросили, что сделал Господь и как отверз ему очи, тот отвечал: Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками? Фарисеи, конечно же, возмутились, почувствовали себя оскорбленными оттого, что им смеет указывать человек из низших слоев общества, из черни. Они гордо называли себя учениками Моисеевыми и заявили: …мы знаем, что Человек Тот грешник. Только ничто не могло теперь поколебать веру слепорожденного. Его ответ честен и прям: …грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. И далее: …если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
Выведенные из себя вожди иудейские сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? Сами того не осознавая, они признали свое поражение перед правдой, которую раскрыл этот простой, неученый человек. Им не оставалось ничего другого, как выгнать его. Фактически это означало, что перед обществом он был признан полностью испорченным, порочным, не заслуживающим никакого прощения.
Всевидящий Господь не оставил исцеленного слепорожденного в незнании и неведении. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? На что тот просто и искренне ответил: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? И тогда услышал долгожданное: …и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Тогда бывший слепой произнес со всей убежденностью: верую, Господи! И поклонился Спасителю. Поклонился не как Человеку, а как Богу, Сыну Божиему, вступившему на путь страданий за грешный человеческий мир.
На бывшем слепом, таком незаметном, скромном и, казалось бы, никчемном человеке исполнились слова Господа: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф.5:11-12). Фарисейское общество, кичащееся своим благочестием и верой, изгнало его, но Сам Господь принял его в число Своих последователей, дабы навсегда приобщить его к овцам избранного стада.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Как много мы можем почерпнуть для своей души из сегодняшнего Евангельского чтения! Перед нами был слепой, который, покорившись воле Божией, обретя истинное смирение и кротость душевную, получил исцеление — прозрел. Его никогда не видевшие света очи озарились не просто солнечными лучами, а сияющей благодатью Солнца Правды, Коим пришел в мир воплотившийся Господь, Сын Божий. За твердость упования слепой обрел исцеление, а за твердость исповедания — просветился истинной верой, ибо Господь не оставляет вверяющих Ему свою жизнь.
Мы, братья и сестры, иногда бываем в положении слепорожденных. Разве грех не затмевает наши душевные очи? Нам многое нравится в этом мире, временное и тленное, но часто ли мы задумываемся о собственной душе, о вере, о любви, о вечности в Царствии Небесном? Разве не ослеплены мы пороками, страстями, соблазнами? Не жалкие ли мы слепцы в этом случае? А гордыня, тщеславие? Кто может с уверенностью сказать, что в полной мере избавлен от таких грехов? И сердце наше так трудно уберечь от слепоты, если речь идет о собственном благосостоянии в ущерб другим. Зависть, осуждение, стремление к наживе, к обогащению приводят к ослеплению души, к обману сердца, к жестокой изощренности ума. Ведь для потерявшего совесть человека ничего не стоит солгать, оклеветать. Если дело будет касаться его выгоды, не остановится он ни перед чем.
Ученики спрашивали Божественного Учителя о грехах слепорожденного и его родителей с особым намерением. Устами выражали они любопытство, а мыслями — осуждение. Едва увидели, а уже приняли помыслы осуждения несчастного слепого: мол, за свои грехи страдает, значит, — заслуженно. Господь же велит не судить, а милосердствовать.
Всегда ли мы поступаем так? Или имеем ту же скоропалительность в суждениях и осуждении ближних, дерзаем оценивать степень их греховности по внешнему виду или положению? Только как часто внешнее не соответствует внутреннему, и наоборот! И даже в том случае, когда вроде бы осуждение наше справедливо, а факты подтверждают действительность, творя свой суд над другими, мы сами делаемся орудием клеветников, подстрекаемых на ложь врагом рода человеческого. Один Бог знает меру вины или добродетели каждого человека. Мы же, осуждая кого-то, не только себя ввергаем в грех, но и вводим людей в соблазн, в беззаконие, сбиваем с пути спасения. И это вменится нам в еще больший грех, в большее отступление от Бога.
Пример деятельного и доброго отношения к ближним дает нам сегодня Господь. Казалось бы, в многообразии различных дел, трудностях проповеднических начинаний, Спаситель мог просто не заметить слепого нищего и пройти мимо. Нет же, желая помочь страдающему человеку, Господь спешит, говоря: Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день. Это значит, что Сын Божий не медлит с исполнением благого дела, не откладывает его на более поздний срок. Вот и нам с вами, братья и сестры, надо всегда спешить делать добро, дела любви и милосердия, не уставать в благодеяниях. Потому что никто из нас не знает, когда придет Судный день и в каком состоянии душевном и духовном Справедливый Судия застанет нас.
Человеку свойственно жить по любви и созидать доброе. По природе своей мы все таковы, а жестокосердными, ненавистными, озлобленными, корыстными мы сами себя делаем, поддавшись рабству греха, соблазнившись искушениями и страстями. Можно до такой степени довести себя, что за злобой каждодневности мы перестанем видеть в человеке образ Божий.
Посмотрите на Евангельского слепорожденного. Разве твердой верой своей, надеждой на исцеление, благоговением ко Спасителю, он не достоин нашего подражания? Его сердце было преисполнено благодарности к Богу и Тому Великому Пророку, Который дерзнул совершить Свой труд в субботу, пренебрег условностями мира ради высшей цели — помочь ближнему, во имя Божественной любви. Кроме того, исцеленный человек не побоялся предстать пред грозными вождями иудейскими, смело отвечал на коварные вопросы фарисеев. И от души благодарил, славословил своего Небесного Врача. Научимся же и мы у слепорожденного защищать своих благодетелей, духовных наставников от лжи, клеветы, мракобесия, не будем безучастно молчать, когда несправедливо поносят тех, кто нам дорог и любим. Да явятся девизом жизни для нас слова святителя Иоанна Златоуста, который призывал всех христиан: «Будем бдительны и не станем безрассудно следовать обычаю других, но каждый день будем испытывать свою жизнь и смотреть: в чем мы согрешили и что необходимо сделать доброго, чтобы быть угодными Богу». Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать