- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви
Духовная красота и изящество песнопений и богослужебных чтений Цветной триоди (от первого дня Пасхи до Недели всех святых) открываются перед нами в новой книге митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима) «Сияние Пасхи». В этом издании впервые собраны не только проповеди на Евангельские, но и на ежедневные Апостольские чтения. Слово архипастыря с особой силой касается сердца, располагая душу к глубокому пониманию Священного Писания и к усвоению святоотеческого толкования слова Божия.
Книга рассчитана на широкий круг благочестивых читателей, может служить как основой для подготовки проповедей, так и ежедневным душеполезным чтением.
Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
Даже гениальный философ становится невеждой, если чужд спасительной веры, потому что он не может составить себе и малейшего понятия о той радости, которую черпает христианин из любви Иисуса Христа.
Свт. Иоанн Златоуст
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Радость всех радостей — это Воскресение Спасителя. Господь всеобъемлющ, Его любовью создано и животворится все мироздание. Полнотою Божественного счастья, дарованного человечеству, явилось Христово Воскресение. Это чудо чудес пронизывает каждую мысль и чувство, просветляет все существо и всю жизнь христианина. Только злое начало в нас противится этой несказанной радости. Только духовная спячка мешает нам ликующим сердцем внимать пасхальному благовесту слов апостола:
…как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим.6:4).
И до явления Спасителя в мире были люди, способные любить, стремившиеся к добру и красоте, искавшие справедливость и истину. Но словно бы в непроглядном мраке исчезали их высокие порывы. Словно бы в черную землю ложились самые жизни праведников. Из загробного мира не приходило никаких вестей, а добро, обреченное смерти, казалось не имеющим смысла. Уделом пытливых умов становилась леденящая премудрость Екклесиаста: Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому… мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния… и любовь их и ненависть их… уже исчезли (Екк.9:2, 5-6). Но ошибалась земная премудрость. Ледяные пальцы смерти, сжимавшие горло человечества, разжались — когда вышел из гроба воскресший Христос!
Этот миг подарил людям светозарное знание. Спаситель распахнул перед нами врата Вечного Царствия. Нет, не бесследно ложатся человеческие любовь и милосердие, благочестие и разум в черную почву гробниц. Это те семена, которые возрастают дивными всходами в Небесном Отечестве нашем. Не напрасно проливают на земле кровь и слезы праведники. Земной посев высоких чувств и благородных дел приносит золотой урожай бессмертия. И сами люди — не сгустки мыслящего праха, обреченные на уничтожение, но возлюбленные создания Всевышнего, призванные к славе детей Божиих. Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба… И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1Кор.15, 20, 47, 49).
Воскресший Спаситель вырвал у смерти ее страшное жало — грех. Господь дал людям силы для того, чтобы победить в себе древнюю порчу: низкое животное начало и темные движения души. С благодатной помощью Божией мы можем сделаться светлыми и чистыми — вырваться из земной грязи, омыться в небесных источниках. Христос Искупитель лишил сатану-человекоубийцу власти над нами: теперь древний змий способен только совращать, но не порабощать. Спаситель возрождает нас в водах Крещения. Всещедрый Господь милует падших, вновь и вновь омывая их в слезах покаяния. Всех нас зовет Иисус Сладчайший войти в радость бессмертного Света, приникнуть к неиссякаемому роднику чистого счастья. «Христос Воскресе, и горесть греха в сладость райския жизни преложися», — воспевает Святая Церковь в акафисте Воскресению Христову.
Какой свободой и каким бесстрашием наделил Спаситель верных! Каким могуществом наделяет Он души Своих последователей! Мы не сироты в этом мире. С нами Отец Небесный! Пусть мучительны земные скорби — тем сладостнее сбудется вечное утешение. Пусть мучительны земные болезни — тем светоноснее воссияют преображенные наши тела. Пусть лютует вселенская злоба — с нами Господь Всемогущий! Пусть грозят нам тысячи смертей — с нами Бог, воскрешающий мертвых!
Если бы собрать в одно все радости, все наслаждения, все светлые мгновения, которые испытывало человечество в своей истории, — несравненно выше всего этого ликование о Христе воскресшем.
Вечное сокровище, не сравнимое ни с чем временным, даровано нам Святою Пасхою. Милость Божия возносит нас в океан сияния, где каждый спасенный умножает своим светом общее блаженство. Мы призваны в великую семью Небесного Отца, где торжествуют лучшие сыны и дочери человечества всех времен, где родные души не знают разлуки, где беспечальна любовь совершенная. Там встретим мы дорогих ушедших и позабудем горечь земных утрат.
«Христос воскресе!» — это восторженная песнь ликующей вселенной. Такое чудо невозможно описать человеческими словами. Божественного Жениха не удержала гробовая пещера — и Небеса обручились с землей. Так началось восстановление падшего мира — к превосходящей всякий ум красоте и славе, осеняемой всесовершенным Творцом.
Бог есть любовь (1 Ин.4:8) — эту согревающую сердца сладостную истину поведал людям Господь Иисус. Вот благодатная тайна Богопознания, прозрение возлюбленных детей Пречистого Создателя, призываемых к высочайшей взаимности. Христос воскресе! Эти слова означают: ЛЮБОВЬ БЕССМЕРТНА! Это не просто разрешение вопросов о смысле человеческой жизни — это сама жизнь жизни нашей. Так бесконечность любви Господней возводит на Небеса любовь человеческую. Любовью Господней созданные и искупленные, Кровью Господней омытые и возрожденные своей ответной любовью воскресают люди для полноты счастья любящих и возлюбленных. По слову Господню, возрадуется сердце ваше, и в тот день вы не спросите Меня ни о чем (Ин.16:22-23).
Радость о Господе воскресшем и всевоскрешающем! Немыслимо вообразить, невозможно в самых радужных мечтах представить себе что-то прекраснее того, что явил нам вселюбящий Бог. Все чистое, святое, разумное, светлое, что есть в мире, — все это в сердце христианина сливается в одно Божественное сияние, имя которому — радость Воскресения.
Церковь возводила нас к пасхальному торжеству по ступеням священных воспоминаний. Незаживающими ранами в памяти верных горели дни Страстной седмицы. Перед нашим духовным взором въяве представали жуткие картины унижения, бичевания, распятия нашего Спасителя. Мы сострадали Христу, терзались пыткой крестного Его умирания, вместе с Ним сходили в гробовой мрак.
Принять в свое сердце мучения Пречистого Страдальца — это и значит быть христианином. Только через жгучую боль распятия мы можем возродиться к счастью Воскресения.
На Небесах, где Спаситель является во славе одесную Бога Отца, нет места никакой скорби. Но здесь, на земле, нам необходимо плакать. Вокруг нас бушует всемирная злоба, осатаневшие толпы кричат: «Распни!» — и все длится и длится жуткая казнь Иисуса Христа. Для Бога нет времени.
Однажды — и во веки веков — воскрес Сын Человеческий. Но также однажды свершившееся, вплоть до Страшного Суда Божия над падшим миром, продолжается распятие Искупителя, ибо Он страждет за грехи всех поколений: былых, ныне живущих и еще не рожденных. Ради каждого из нас, для нас и (что страшнее всего!) из-за нас предается на казнь Безгрешный Иисус — здесь и сейчас…
Нам не нужно оглядываться вокруг, чтобы отыскать злодеев-богоубийц. Всмотримся в собственную совесть и тогда поймем, что сами находимся в толпе распинателей. Это мы, попирая заповеди Божественного Учителя, заигрываем с врагом Божиим — диаволом — и так предаем нашего Спасителя за Иудины сребреники нечистых удовольствий. Это мы, впуская в свои сердца злые страсти, отпускаем на волю мерзавца Варраву и обрекаем на смерть Пречистого Иисуса. Ради нашего спасения взошел Господь на Крест — а мы своими грехами насмехаемся над жертвенной любовью Его, выставляем Его подвиг напрасным, ибо упрямо катимся в адскую бездну. Каждый совершенный нами грех — это новый гвоздь в кровоточащем Теле распятого Христа. Нам нужно плакать! Нам должно рыдать о грехах своих, вспоминая страдания Божественного Искупителя. Только спасительной болью сокрушатся окаменевшие сердца.
И вот — наши глаза наполняются слезами, и мы каемся.
И ныне Милосердный Господь прощает нас всех, как простил плачущую блудницу и опамятовавшегося разбойника. Из печальных сумерек Страстной седмицы воссияла нам светозарная ночь Воскресения. Вселюбящий Бог стоит посреди нас и говорит: «Мир вам! Вы имели печаль, но Я увидел вас опять, и радости вашей никто не отнимет у вас» (см. Ин.20:19; 16, 22). Эта радость ни с чем не сравнима.
Искупил Всещедрый Спаситель грехи каждого из нас и вот теперь наделяет всех Небесным счастьем — совосстания, совоскресения с Ним. Очистившись душою для высочайшего блага, мы воспеваем: «Новыя жизни начало положил еси мирови, Господи, Твоим славным Воскресением. Свободна убо вся тварь познавается, и прежде омраченнии, ныне яко сынове Божии, ликуют». Пасха наших сердец тем прекраснее, что мы воздвиглись на праздничный пир из горькой печали: так еще сладостнее становятся нам небесные дары и глубже наше благодарение Всемилостивому Богу.
Нам, рожденным в Новом Завете, легко дается взлет от горестной печали Голгофской к торжеству Воскресения. Сквозь слезы Великого поста мы уже видим близящееся сияние, мы уже знаем о грядущем чуде чудес.
Насколько тяжелее были испытания, выпавшие на долю лучших из людей древности, святых апостолов Христовых. Разум учеников Иисуса был еще скован ветхозаветными предрассудками, еще чужд тайнам вечности — и в какое горе были повергнуты они казнью Божественного Учителя! Словно гигантская глыба зла, обрушившись, похоронила все их надежды. Если Пречистый и Пресветлый Иисус, Безгрешный Праведник, был отдан на такой позор, так жестоко умерщвлен, — значит, в мире нет и не может быть никакого добра и света, значит, нет места ничему, кроме безысходной бессмысленной тоски.
Так им казалось.
Отчаявшиеся, охваченные животной дрожью за свои жизни, апостолы рассеялись — сыны Света страха ради иудейска бежали прочь от сынов погибели, чтобы за запертыми дверями предаться безутешным рыданиям (см. Ин.20:19). Счастливее их оказались святые жены-мироносицы, чья нерассуждающая любовь упорствовала в служении Умершему.
Восстав из мертвых, Любвеобильный Спаситель спешил обрадовать избранников Своих вестью о Воскресении. Ангелы благовествовали женам-мироносицам предивное чудо. Сам воскресший Христос явился святой Марии Магдалине, предстал двум ученикам Своим на дороге в Еммаус. Но как трудно раскрывались окаменевшие от горя сердца апостолов навстречу высочайшему счастью. Один юный святой Иоанн — единственный, кто не бежал, а оставался у Креста Господня рядом с Матерью Божией, — пламенной душой сумел довериться всерадостному чуду. Остальные не верили ни словам жен-мироносиц, ни свидетельству Еммаусских путников. Даже когда Сам Иисус воскресший встал посреди них — они почувствовали не радость, а испуг, думая, что видят призрак. Чтобы убедить учеников в истине Воскресения, пробудить их от косного отчаяния, Господь вкушал перед ними рыбу и мед, предлагал им коснуться ран Своих на руках и ногах, объяснял им смысл древних пророчеств. Только тогда они наконец уверовали — и возликовали. Еще нескончаемую неделю длились мучения святого Фомы, который настолько замкнулся в своем горе, что отъединился от собратьев-апостолов. Но и этой душе даровал Всещедрый Господь всерадостное озарение. Господь мой и Бог мой! — воскликнул святой апостол (Ин.20:28), когда на восьмой день после Воскресения Христос явился ему и показал Свои раны.
Вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Ин.16:20), — обещал Спаситель ученикам перед Своим крестным подвигом. И в какую алмазную веру претворились сомнения апостолов, каким мужеством сменился их испуг, какой пламень счастья возгорелся из пепла их скорби! Радостью о воскресшем Христе осветили они весь мир, ликуя в скитаниях и лишениях, торжествуя среди пыток и самой смерти, — в предчувствии своего воскресения в любви Господней.
Вслед за ними немеркнущим пасхальным сиянием озарили свои жизни многие миллионы верных во всех концах земли.
Без заслуг, по великой милости Божией, мы с вами стали наследниками апостольской веры. На своем пути к воскресению мы счастливее самих учеников Христовых: нам несравненно легче, чем им, ибо нам известно неизмеримо больше. Наша вера сродни знанию. Мы утверждаемся на письменах Евангелий, на бесчисленных свидетельствах, на знамениях многовековой истории Церкви Христовой. Такие знамения не оскудевают в мире и в наши дни.
Ради укрепления нашей веры и обращения заблудших Господь в канун каждого праздника Пасхи ниспосылает на Гроб Свой в Иерусалиме чудесный благодатный огонь. Еще в Великую Пятницу в священной Гробнице при многих свидетелях гасятся все светильники, и вход опечатывается, чтобы замкнуть уста маловерам. Перед святою ночью нисходит на мраморную плиту небесное пламя — зримое свидетельство Воскресения Спасителя.
И множество чудес сопровождают этот чудесный огонь.
В первые минуты после схождения с неба благодатный огонь не обжигает.
А по свидетельству епископа Кесарийского Евсевия Памфила, однажды, во II веке, когда не хватило лампадного масла, патриарх Иерусалимский Нарцисс благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы.
Велико значение и того, что чудо схождения благодатного огня совершается только по молитвам православного духовенства. Это опыт, проверенный столетиями. В 1579 году в Великую Субботу православного Патриарха со священнослужителями не пустили в храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями храма с внешней стороны и молились. Благодатный огонь не нисходил на Гробницу. Вдруг раздался громовой удар. Мраморная колонна, возле которой молились православные, треснула, и из этой трещины показался огонь. Православный Патриарх, молившийся перед храмом, встал с колен и зажег свечи, а от него получили благодатный огонь и все православные. И ныне эта обугленная треснувшая колонна близ Гроба Господня знаменует благоволение Христа воскресшего к Православной Церкви Его. Представители других христианских вероисповеданий обязательно присутствуют в храме в Великую Субботу, но получают огонь только из рук православного Патриарха.
Русские паломники прошлого века привозили священное пламя на родную землю. Один из них писал: «Возвращаясь с паломниками, отправляющимися тотчас после Пасхи, можно видеть не один теплящийся неугасимый фонарик, в котором паломники везут на родину великий дар — благодать, нисходящую на Гроб Господень. Священный огонь прибывает в Россию и расходится по ней; он широко разливается паломниками по церквам Святой Руси». Православные, которым удалось поклониться святыням Иерусалима, привозят в отечество свечи, возжженные некогда от благодатного огня в храме Гроба Господня — Христа воскресшего.
Свет истинный… просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин.1:9). Ничто не мешает нам дышать воздухом вечности. Настежь растворены врата, ведущие в пасхальное Царствие на пиршество нескончаемой радости о Христе воскресшем. Наша вера утверждена на несокрушимых твердынях явных знамений Божиих, закреплена свидетельствами веков, а в новейшее время — выверена еще и открытиями науки. Самому пытливому уму представлена исчерпывающая полнота доказательств. Чтобы прозреть духовно, от нас не требуется подвига пламенной любви святого апостола Иоанна и страждущей верности святых жен-мироносиц. Нам дано больше, чем «святому упрямцу» Фоме, которого Господь призвал вложить пальцы в язвы от крестных ран Своих. Для нас, сполна просвещаемых сиянием непобедимой победы Христовой, было бы позором рассеяться от земных испытаний, разбежаться страха ради иудейска. Ныне для каждого, искренне стремящегося к встрече со Спасителем, въяве сбывается обетование Его: Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20). В изобилии дарована нам Божественная Истина — и потребна только добрая воля, чтобы совоскреснуть Пресветлому Господу нашему. Как важно затеплить в своем сердце благодатный огонь от Гроба воскресшего Господа!
Пасхальный благовест зовет нас не к краткой вспышке веселья, не к мимолетным праздничным чувствованиям — а к чувству радования глубокого, полного, неослабного. Мать-Церковь приглашает нас к вечному веселию о воскресшем Христе, пронизывающему и земную жизнь верных.
Святые Божии достигали таких высот духа, что каждый земной день их озарялся пасхальным светом. «Христос воскресе, радость моя!» — так постоянно приветствовал приходивших к нему людей преподобный старец Серафим Саровский, ибо всегда носил в сердце воскресшего Господа. Телом находясь еще на земле, святой старец душой уже праздновал счастливейшую Пасху небесную и делился с ближними этой Божественной радостью. Если бы и нам научиться хранить свет торжествующей веры, то не смутили бы мира душ наших ни скорбь, ни беда, ни болезнь, ни смерть.
Окровавленные раны крестных страданий на преобразившемся Теле Христа воскресшего стали знаками преславной славы, непобедимой победы Его. Так же и скорби земной Церкви Христовой, страдания верных ее сынов и дочерей являются залогом их торжества в Отчем Царствии. Воскресением Спасителя дарована нам несокрушимая надежда, твердое знание того, что любые горчайшие бедствия Его последователей увенчаются завершением счастливейшим.
Бог есть любовь (1 Ин.4:8) — такое дивное откровение принес людям Сын Божий. Последовать Господу Иисусу — значит подражать Божественной Его любви. Распявшись за грехи наши, Иисус явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их (Ин.13:1). Христос воскреснет в наших сердцах, если в них пробудится жертвенная любовь Его.
Любовь Спасителя всеобъемлюща. Христос омывает Пречистой Своей Кровью и созывает на небесное пиршество всех заблудших, осквернившихся, немощных, убогих — лишь бы раскрылись их сердца навстречу Его зову. Никто из людей не забыт, не оставлен любовью Всеблагого Господа. Только жертвенная, самоотверженная любовь, чуждая корысти и тщеславия, воскрешает человеческую душу к негасимой пасхальной радости.
Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1 Ин.3:16, 14; 4, 7), — говорит нам верный ученик Христов, святой апостол Иоанн Богослов.
Жертвенная, самоотверженная любовь есть истинный путь в Царствие Божие. Только это святое чувство способно претворяться в небесную всесоединяющую любовь, которой созидается великая семья Господня — и светлое ангельское воинство, и несметное множество людей всех времен и народов, спасенных жертвенной любовью Божией. Обращения каждого из нас ждет, о нем радуется весь Горний мир, торжествует Сам Иисус Сладчайший! Нелицемерной любовью к ближним должны наполниться наши сердца, чтобы сполна познали мы Святую Пасху. Если воцарится между нами любовь взаимная — это сбудется праздником для Самого Господа Вселюбящего.
Сроднившись в святом братолюбии, мы сможем откликнуться благодарной любовью к воскрешающему нас Господу. И сколько благодатных сил обретем мы в этом светлом порыве! По слову святителя Иоанна Златоуста, «если земная любовь так покоряет душу, что отвлекает ее от всего и привязывает только к любимому человеку, то чего не сделает любовь ко Христу и страх быть отлученным от Него?»
Дорогие во Христе братья и сестры!
В Воскресении Спасителя — наше с вами воскресение. Чем, как не сиянием Святой Пасхи, рассеем мы туман житейских печалей и дым мелочных своих обид? Когда, как не в светозарный этот день, послужим мы друг другу братским утешением и радованием, раскроем сердца ближним и Господу? Весь мир ныне сверкает дивным торжеством, во всех концах земли единодушно ликует множество верных, воспевая Воскресение Христово. Пробудимся же и мы к счастью жизни во Христе Иисусе, Сладчайшем Господе нашем!
«Христос воскресе! — Воистину воскресе!» — вновь и вновь звучит эта дивная весть, открывая нам несказанную красоту вечности, животворящее таинство любви Божией. Да сподобит Господь каждого из нас сберечь в своей душе высокую пасхальную радость, не разменять эту чудесную жемчужину духа на гроши земных соблазнов, не обронить ее в суете житейской. По завету апостольскому, будем же сохранять себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни (Иуд.1:21). Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать