митрополит Владимир (Иким)Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня от руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

(Деян.12:11)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Преславное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа не могло не отразиться на дальнейшей жизни и мировоззрении ближайших учеников Его, которые открыто и дерзновенно подняли знамя бла-говестия, дабы возвестить всему миру Божию истину о вечной жизни и Царствии Небесном. То величайшее чудо и благословенное событие, которое совершилось на их глазах, в огромной степени укрепило веру святых апостолов и позволило им все жизненные невзгоды встречать со стойкостью и терпением.

В сегодняшнем Апостольском чтении мы слышали об аресте апостола Петра и чудесном его избавлении от уз (см. Деян.12:1-11). Церкви Христовой в это время было нелегко, надвигалась новая волна преследований. Инициатором жестоких гонений выступал сам царь Ирод Агриппа I, который поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Нужно заметить, что вообще дом Иродов вошел в историю, запятнанным множеством злодеяний и убийств. Ирод Агриппа был внуком Ирода Великого, который искал убить родившегося Господа нашего Иисуса Христа, но, не найдя Его, истребил всех Вифлеемских младенцев. А дядя царя Ирода Агриппы — Ирод Антипа Галилейский — после известных событий приказал отсечь голову Иоанну Крестителю.

Известно, что до вступления на престол Ирод Агриппа воспитывался в Риме. Когда римским императором стал Калигула, Ирод получил от него тетрархию (то есть четвертую часть страны) своего дяди Ирода Филиппа, первого мужа Саломеи, виновной в смерти Иоанна Крестителя, и тетрархию Лисания, а также титул царя. Вскоре ему досталась и тетрархия другого дяди — Ирода Антипы. Наконец, Клавдий, преемник Калигулы на императорском престоле, присоединил к его владениям и Иудею с Самарией. Однако процарствовал Ирод Агриппа не более четырех лет, умер в 44 году по Рождестве Христовом. После его смерти Иудея снова стала римской провинцией.

Апостол Иаков, о котором сегодня шла речь, был братом Иоанна Богослова и вторым мучеником христианским, сподобившимся принять мученическую кончину ради Господа нашего Иисуса Христа и исповедания христианской веры. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, «уже не иудеи и не синедрион, но царь поднимает руки, чтобы сделать зло. Это высшая власть, тягчайшая брань, тем более, что была в угодность иудеям». Для того чтобы доставить удовольствие фарисеям и прочим вождям иудейским, после смерти Иакова, вызвавшей широкий резонанс, царь Ирод приказал арестовать апостола Петра, намереваясь жестоко расправиться и с ним. Но, как пишет автор Деяний, тогда были дни опресноков, особые, святые дни, когда запрещалось казнить, дабы не омрачать праздник.

Праздник опресноков начинался со дня пасхи и продолжался семь дней. Обычно Ирод Агриппа пребывал в Кесарии, но в этот раз он приехал в Иерусалим на праздник пасхи. Именно в его приезд гонения на христиан значительно усилились. Такой вот подарок решил приготовить высшей церковной власти жестокий царь Ирод. Но требовалось переждать праздничное время. В связи с этим в темнице, где пребывал ученик Христов, были предприняты усиленные меры охраны. Ирод приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Таким образом, апостола стерегли четыре смены по четыре человека в каждой. Известно, что подобная усиленная охрана полагалась лишь самым опасным преступникам.

Чем же заслужил такую царскую немилость апостол Петр? Тем, что слово его, вдохновенно звучавшее в храме и на улицах Иерусалима, глубоко проникало в души слушавших людей. Тем, что совершал много чудес исцелений, укреплял расслабленных, изгонял бесов, помогал отчаявшимся, вразумлял заблудших. Даже тень апостола Петра обладала исцеляющей силой. Но все эти деяния верный ученик Христов совершал не для собственного возвышения или тщеславия, а ради прославления Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, хорошо понимая, в Ком источник его дарований. Каждое чудо творилось во славу Божию, дабы зажечь в сердцах людей святую христианскую веру.

Вот почему боялся царь Ирод, что Петру удастся избежать наказания. Как мы слышали: Итак Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Безусловно, пламенная молитва христиан была услышана. По милости Божией, когда Петр спал, между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу, явился к нему Ангел Господень, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. Как мы видим, сон Петра был крепким, только толчок мог разбудить его. Столь безмятежный сон перед казнью свидетельствует о том, что апостол не испытывал ни страха, ни уныния, во всем предаваясь воле Божией. Небесный гость отдавал конкретные приказания. Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что для того Ангел Господень повелевал ему «опоясаться и обуться, чтобы и этим внушить ему, что это не привидение, чтобы он воспрянул от сна и убедился, что это — истина; для того тотчас же и цепи упали с рук его, и сказано было: встань вскоре. Это — слова не смущающего, но убеждающего не медлить». Апостол Петр, естественно, подчинялся Ангелу и выполнял все то, что небесный гость повелевал. Но самому апостолу все еще казалось, что он пребывает во сне: Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Так чудесным образом апостол Петр вместе с Ангелом прошел первую и вторую стражу, железные ворота, которые сами отворились перед ними. Но когда они оказались на свободе и миновали одну улицу, вдруг Ангела не стало с ним. И тогда Петр понял, что все действия были реальны, происходили на самом деле, а не во сне, что Сам Бог посредством Своего посланника освободил его из темницы. Апостол Лука пишет: Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня от руки Ирода и от всего, что ждал народ Иудейский.

Известно, что желали вожди иудейские! Жестокой расправы над апостолом. Они жаждали насладиться кровавым зрелищем, как было недавно с апостолом Иаковом и первомучеником архидиаконом Стефаном. Странное желание, не правда ли? Желание плоти, страстей и похотей телесных, желание порочной человеческой натуры, лишенной определяемой Богом духовной основы.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Истина Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа так важна, что определяет не только полноту веры, но всю сущность христианской жизни. Апостолы Христовы убедились в ней воочию, когда воскресший Спаситель пришел к ним со словами: мир вам! Но разве у нас с вами нет примеров, которые бы неоспоримо свидетельствовали о правде Божией, о правде Воскресения?! Конечно же есть! Разве не убедителен тот факт, что робкие, боязливые и смущенные ученики Христовы внезапно превратились в смелых, решительных проповедников Господних?! А сами иудеи, те, которые еще недавно кричали: распни Его! — после Воскресения Господа стали тысячами обращаться в христианство! Как мы знаем, Божественный Учитель призывал апостолов следовать за Собой. Они оставляли свои дома, родных, близких, чтобы всегда быть рядом с Господом, внимать Его проповеди, становиться свидетелями удивительных чудотворений. От нас, братья и сестры, сегодня не требуется покидать родственников, отметать от себя все, что связано с земной жизнью. Не все духовно и морально готовы к такому самопожертвованию. Но это не значит, что для нас не существует обязанности следовать за Христом. Всей жизнью своей мы должны это делать, если дерзаем называть себя христианами, учениками Спасителя. И наше следование есть не что иное, как исполнение заповедей Господних, стремление к Божественному познанию, снискание христианской любви и смирение перед волей Божией.

В основе праведности и святости лежит любовь к Богу. Истинная любовь всегда жертвенна, ради любимого человека мы готовы на любые испытания и лишения. Но любовь к Богу еще более возвышенна, потому что она совершенно лишена эгоистического начала. Человек, действительно верующий во Христа и любящий Господа, никогда не захочет очернить свою душу греховным смрадом и порочными помышлениями, дабы не огорчить Возлюбленного Бога. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая и являющая добрые дела». Но для того, чтобы снискать истинные добродетели, угодные Господу, предстоит немало потрудиться. И хотя мы понимаем, что над всеми событиями в жизни стоит воля Божия, это не значит, что сами мы должны сидеть, сложа руки, пребывая в лености и бездеятельности. Надежда на спасение и духовное совершенствование появляется тогда, когда не к наслаждению и покою приуготовляем мы душу, а к трудам, испытаниям и непрестанной борьбе с собственными грехами. Вспомним в связи с этим мудрые слова святителя Иоанна Златоуста: «Хотя мы должны всё относить к Богу, однако и сами должны быть деятельны, брать на себя труды и подвиги. Где подвиги, там и награды; где войны, там и почести; где борьба, там и венец».

Жизнь христианская заключается в исполнении всех заповедей Господних и тщательном хранении их, а цель ее — благословенное спасение души. Даже за то малое, которое мы здесь, на земле, совершаем, всещедрый Господь награждает нас сторицею на небесах, даруя нам великое дерзновение и упокоение по исходе из мира сего. И пост, и молитвы, и бдение, и изнурение плоти — все это лишь средства к спасению и духовному совершенствованию, дарованные нам от Бога. И, подвизаясь, неразумно ждать за это награду от Господа или кичиться своим служением и подвижничеством. Если мы терпеливо проходим путь испытаний, укрепляемся добродетелями и милосердием, любовью к Богу и ближним своим, и при всем этом храним смирение сердечное и духовный разум, мы тем самым спасаем самих себя. Потому что не Богу, а нам нужно спасение! Не Богу, а нам нужно душевное здравие! Не Богу, а нам нужна благодать! Когда же мы, наконец-то, просыпаемся от духовного небытия, воскресаем духовно и преображаемся душевно, вот тогда, в доступной для каждого мере и степени, познаем Истинного Бога, преславно воскресшего и нас от смерти души воскресившего. Не начало христианского подвига, а его окончание заслуживает похвалы. В Таинстве Святого Крещения нам дается все, чтобы снискать Божественную благодать и жить угодно Богу. Только мы сами, грехами и нерадением, растрачиваем эти бесценные дары, отдаляемся от Господа. Иные из нас, братья и сестры, начинают-то хорошо, но потом, под давлением соблазнов и искушений, греховных мыслей и деяний, теряют благодать христианского подвига и радость подвижнического труда. А ведь Сам Господь говорит каждому верующему в него человеку: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр.2:10). А святитель Тихон Задонский поучает: «Начни хорошо и закончи добром, и будь блажен». Для человека подвизающегося в равной степени важен и телесный труд и внутреннее духовное делание. Авва Агафон говорит: «Человек подобен дереву: телесный труд — листья, а хранение сердца — плод. Поскольку же, по Писанию: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф.3:10), то очевидно, что мы должны все попечение иметь о плоде, то есть о хранении ума. Впрочем, для нас нужно и лиственное прикрытие и благоукрашение — телесный труд». Вот почему каждый христианин должен разумно сочетать молитвенный подвиг, духовное делание с трудом, совершающимся во благо ближних и Церкви Христовой.

Внешние же подвиги ценны и необходимы только тогда, когда они определяются главной целью праведной и подвижнической жизни — наследованием Царства Небесного. Отцы Церкви учат о том, что у каждого христианина руки всегда должны быть за делом, а мысль с Богом. Совершенно недостаточно для каждого из нас, братья и сестры, просто ходить в церковь, молиться и поститься. Все это, безусловно, важно и занимает значительное место в христианской жизни. Но подражание Христу заключается не в этом, а в непрестанном стремлении очиститься от греха, отречься от всех страстей и беззаконий, которые живут в естестве человеческом, и пребывать в воле Божией, наполняя свою жизнь духовными подвигами и милосердными делами. Святитель Игнатий (Брянчанинов) очень хорошо однажды сказал: чтобы действительно угодить Богу, «недостаточно быть добрым по естеству, нужно быть добрым по Евангелию». То есть жить, соблюдая и храня заповеди Господни. Обычное добро человеческое не лишено поврежденного начала, так как проникнуто грехом тщеславия или самолюбования, соблазном славы или общественного возвышения. Только христианское добро совершается из любви к самому добру, всему благому и добродетельному, из желания помочь ближним и делами добра восславить Бога. Христианин по сути своей просто не может быть злым или эгоистичным, ведь в нем обитает и животворит неизреченная любовь к Господу нашему и всем людям, которых Спаситель заповедовал любить.

Однако далеко не всегда мы соответствуем этим требованиям. И злимся, и сетуем, и ропщем, и осуждаем. Но все это в нас не от Бога, все это не является нашей сущностью. Наоборот, мы знаем, что созданы по образу Божию и подобию. И образ этот ни в коей мере не может быть злым. Образ этот красив, гармоничен и светел, но мы сами, грехами своими, затмеваем его, искушаясь действиями врага рода человеческого. Между тем преподобный Нил Синайский пишет: «Телесные добродетели должны соответствовать душевным, душевные — духовным, а духовные — Богопознанию». Вот ясный смысл и цель истинной христианской жизни. Однако правильно и то, что несение жизненного креста, совершенствование в добродетелях невозможны без терпения и сердечного смирения пред Промыслом Божиим. Господь принимает от нас не все дела милующего сердца, а только те, которые совершаются во славу Божию и согласуются с Божественным законом. Служа Господу нашему Иисусу Христу, утверждаясь в вере и исповедуя Истинного Бога, мы, братья и сестры, уже здесь, в земной жизни нашей, обретаем бесценную награду. Ведь жизнь во Христе — сама по себе неизреченный дар Божий, которого сподобляются не все. Жизнь во Христе определяет любовь. Любовь влечет за собой стремление помочь ближним и порадовать Возлюбленного Бога. Если есть любовь, то будут и другие христианские блага — твердость веры, спокойная совесть, душевный мир и, конечно же, сердечная радость о воскресшем Спасителе. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Кто не живет по закону Божию, тот и Бога не боится. Кто не боится Бога, тот не видит Его. А кто не видит Бога, тот не имеет в себе духовного света. Кто не имеет этого света, тот не верует во Христа. Кто не верует во Христа, не имеет в себе жизни». Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать