митрополит Владимир (Иким)Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

(Ин.8:23)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

В сегодняшнем отрывке Святого Евангелия продолжается повествование о свидетельстве Господа нашего Иисуса Христа о Себе как о Сыне Божием и о проповеди спасения (см. Ин.8:21-30). Как много успел сказать людям в Своей земной жизни Спаситель. Если бы все правильно понимали вдохновенные Его слова и поступали как должно, то многих ошибок и преступлений в истории человечества можно было бы избежать. Но, увы, далеко не до всех доходили Божественные глаголы.

Мы слышали за Божественной литургией, как Спаситель продолжает прерванную фарисеями речь о следовании за Ним и о предстоящем отшествии к Отцу Небесному. Иисус Христос говорит: куда Я иду, туда вы не можете придти. Людям, которые слышали это высказывание, оно кажется, по меньшей мере, загадочным и странным. Как это так, почему им нельзя достигнуть того места, о котором говорит этот Проповедник? И тогда звучит насмешливое: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: куда Я иду, вы не можете придти? В этих словах звучит плохо скрываемое злобное торжество: вот, смотрите, кого вы слушаете и за кем идете! Ведь самоубийство всегда считалось особенно тяжким грехом. Или, может быть, Учитель хвастается, пренебрегает слушателями, превозносит Себя над всеми? Вот, слышите, дальше говорит Он совсем непонятное: вы от нижних, Я от вышних; вы от сего мира, Я не от сего мира. Ох, как эти слова не понравились книжникам и фарисеям! Разве они, считавшие себя выше всех людей на земле, могли согласиться с тем, что ведут происхождение от нижних, а какой-то сын плотника из Назарета утверждает, что Он выше любой знати?! Какая вопиющая наглость, какое самомнение! Уже за одно такое изречение этот Человек достоин суда синедриона.

Вот Он говорит долгожданное для их слуха, что отходит… и пусть! Нечего баламутить и возбуждать Своими проповедями народ! Но как понимать Его угрозу: И будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Вожди иудейские в недоумении, между тем слова Господа легко объяснимы, если принимать их с верою в Него как в Сына Божия. Естественно, когда Христос по преславном Воскресении Своем взойдет на небеса и займет место одесную Бога Отца, никто из грешников не сможет подняться за Ним. Раскаяться в своих заблуждениях и обнажить согрешения можно, лишь познав Сына Божия и приняв Его в душе своей.

Но так как фарисеи и книжники из корыстных побуждений и злобы сердечной не только не признают Иисуса Христа, но и явно отвергают Его, им предстоит лютая духовная смерть во грехах, потому что жизни без Бога просто не существует. В этом случае и раскаяние с трудом может помочь. Тем более, кто знает, будет ли оно действительно искренним?

Беда слушателей Господа — в маловерии, в том, что все слова Его они воспринимали с точки зрения человеческой, даже не допуская мысли о том, что перед ними Сам Бог. Они не хотят отрешиться от своих земных, низменных понятий. И поскольку для всех этих людей существует только один мир, мир, в котором они занимают определенное положение, пользуются всякими материальными благами, почетом, уважением и даже поклонением, им не понять слова Господа о мире ином — мире небесном. Спаситель видит, что все мысли, желания и помышления Его слушателей связаны исключительно с этой временной земной жизнью, и хочет пробудить сердца их от духовной спячки: если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. И тогда из уст фарисеев звучит вопрос: кто же Ты? В вопросе этом заключен подвох.

Иисус еще ни разу не назвал Себя Мессией, Избавителем, Спасителем, Которого так ждали иудеи. Но разве непонятно это было из других слов Господа, когда Он уже несколько раз говорил о Своей Божественной сущности, об Отце Небесном и о том, что Его учение — не Его, а Пославшего Его. Но нет, фарисеи будто ничего не понимают, а скорее всего, просто издеваются, упорствуя в мнимом непонимании. Вот почему Господь не хочет отвечать на их вопрос прямо, не называет Себя Мессией, не говорит, что Он — Тот, Кого все они так долго ждут. Но из уст Его все-таки прозвучало, что Он есть от начала Сущий, то есть Тот, Кто был всегда, в самом начале, Безначальный, а таковым может быть только Бог. Стало быть, Иисус Христос объявил Себя Богочеловеком.

Но почему же и эти слова не дошли до сердец людей, стоявших в храме? Опять-таки потому, что в мыслях их сквозило лишь земное, а земное диктовало свое: зачем мы слушаем этого много возомнившего о Себе Человека? А может быть, у Него даже с головой, с психикой не все в порядке? Может быть, лечить Его надо, а не слушать?! Как бы хотелось фарисеям и книжникам представить все именно так! Но нет, не получается. Этот Пророк пользуется людской славой и говорит разумные вещи. И совершает совершенно потрясающие чудеса.

Иисус Христос продолжает Свою речь, прерванную вопросом фарисеев, и сострадательно говорит: …много имею говорить и судить о вас. Спаситель знает, что произносит неприятные для иудейского народа вещи, что обличает их упорство в неверии, но далее Он поясняет, что должен это говорить, так как Его устами говорит Сам Бог: …что Я слышал от Него, то и говорю миру.

Слушатели не поняли, что Христос говорил им об Отце, но Спаситель предрек им: …когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною.

Господу не нужны суетные пререкания с фарисеями. Это сейчас неважно. Важно лишь донести людям то, что хочет Бог. А Сын Божий знает, что Отец Небесный по великой Своей любви желает одного — спасти род человеческий. И разве кучка самолюбивых гордецов сможет удалить от Него людские души, устремленные к познанию истины? Нет! И потому не тщетны все эти разговоры, и потому нужна эта проповедь.

Господь говорит о насилии, которое должно свершиться над Ним. Но, сами того не понимая, враги Его, добиваясь этой расправы, самим свершившимся фактом ее вознесут Христа к Отцу Небесному. Спаситель не останется во гробе и во аде, а взойдет на небо, туда, откуда снисшел в этот земной мир, откуда был послан Богом Отцом: …тогда узнаете, что это Я… Ведь Бог всегда пребывает со Своим Божественным Сыном, ни на минуту не оставляет Его. И даже когда наступит срок Искупительной Жертвы, когда Распятый Господь примет смерть на Кресте, Бог будет пребывать с Ним, ибо Господь наш Иисус Христос всегда делает то, что Ему угодно.

Вот знание, которое открыл иудейскому народу Спаситель. Одних оно привело к вере и раскаянию в грехах, других — к еще большей зависти, ненависти и отчаянию. Но таков человеческий мир.

И обнадеживающе, и радостно звучат последние строки читаемого нами сегодня Святого Евангелия: когда Он говорил это, многие уверовали в Него. Значит, все-таки поняли, уверовали, не испугались начальников, не убоялись осуждения со стороны неверующих людей! Свет истины озарил их души. А дальше — их ждет упорная работа над собой, потому что недостаточно одного только согласия. Нужно все свои мысли, все переживания, все дела, всю любовь и жизнь свою устремить ко Христу, следуя по указанному Им единственно верному пути спасения. Многим это только еще предстояло понять.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня приоткрылась перед нами тайна Святого Креста, на котором Господь принес спасение миру. Для того и вступил на эту землю Сын Божий, чтобы сокрушить поток человеческой злобы, греха и ненависти. Спаситель знает, куда идет. В Его ведении предстоящее предательство, страшные мучения и унижения, позорное распятие на Кресте. И будет смерть. Но будет и Воскресение. И это явится величайшей победой над адом и самой смертью! И тогда страшнейшее зло обратится в неизреченное благо!

За каждого из нас, братья и сестры, была принесена эта Святая Жертва. Но мало кто из нас помнит и размышляет об этом. В суете своей жизни мы очень редко обращаемся к Господу с благодарением, гораздо чаще звучат просительные молитвы. А порой и не просим даже, требуем: дай нам желаемое! Как те иудеи, которые в подтверждение истины принуждали Господа совершить необыкновенное чудо. Но Спаситель неустанно взывает к нам, пытается достучаться до душ и сердец наших. Услышим ли то, что Он говорит нам?

Да сподобит нас Бог быть чуткими к добру и любви! Через веру христианскую, через дела милосердия, совершаемые во благо Церкви Христовой, приблизимся же к Господу с величайшим желанием Его слышать, слушать и понимать. И тогда никто и ничто не сможет одолеть нас. Потому что, как говорит святитель Тихон Задонский: «Пусть иные защищают себя хитростью и хитросплетенным словом, иные золотом, серебром и прочими своими сокровищами, иные саном… обманет их надежда. Мы именем Господним защитим себя и не посрамимся. Смотри, христианин, будь только Божий, и имя Господне защитит тебя от всех вражьих наветов». Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать