- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Сегодня нашему вниманию был предложен отрывок из книги Деяний святых апостолов (см. Деян.8:5-17), о том, как диакон Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Апостолы, как мы знаем, в это время не покидали Иерусалима. Название самого города апостол Лука не указывает. Вполне возможно, что это была столица страны — Самария, или другой замечательный самарийский город — Сихем, в котором, как описано в Святом Евангелии, бывал Сам Господь наш Иисус Христос. И вот на земле Самарийской появился в качестве проповедника и благовестника молодой, вдохновенный, благочестивый диакон Филипп. Он с такой силой и убежденностью начал свою проповедь, сопровождаемую удивительными знамениями, что народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Верный последователь Христов не только вещал слова истины, он, как свидетельствует Апостольское чтение, исцелял расслабленных и хромых, очищал бесноватых, ибо, по его пламенным молитвам ко Господу, нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем. Люди, ставшие непосредственными свидетелями всех этих чудес, преисполнились глубокой веры в Господа нашего Иисуса Христа, Чьим благословенным Именем все совершалось. И, как пишет апостол Лука, была радость великая в том городе.
Чему радовался народ? Радовался тому, что наконец-то на каждого из них сошла Божественная благодать, ибо они сумели познать Истинного Бога и услышать правду о жизни и о себе. Духовное ликование переполняло их, и не было ничего выше и светлее этого явного знака Божественной любви. Любовь есть сладчайшая добродетель, без радости она ощущаться не может. Любовь переполняет сердце и душу, озаряет жизнь человеческую новым, неизреченным светом, дает силы, вдохновляет на добрые свершения. Без любви дни пусты и унылы. Ведь кого мы любим, о том и радуемся. Так же и в любви Божией. Насколько люди ощущают в себе благость Божественной любви, настолько и радуются о Боге. Недаром святитель Тихон Задонский пишет: «Как мед услаждает гортань нашу, когда вкушаем его, так увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, как благ Господь! (Пс.33:9) … Эта радость духовная, небесная и есть предвкушение сладости вечной жизни». Именно такой радостью преисполнились сердца жителей самарийского города. Познав Бога, они сподобились познать и любовь Его, щедро выражаемую в различных благах и явленных чудесах. Учение Христа привлекло внимание не только простых людей, готовых распахнуть навстречу душу, но и пособника недоброй силы, лукавого лжеца: Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Мученик Иустин говорил о Симоне-волхве, что тот происходил из самарянского селения Гиты. Он не был волхвом в лучшем смысле, как были те мудрецы, которые, ведомые Вифлеемской звездой, поспешили поклониться Богомладенцу. Симон был обычным колдуном, чародеем и фокусником. Конечно, ему было лестно и приятно, что народ принимал его за кого-то великого. Это, безусловно, тешило его тщеславие и самолюбие. Обман, мошенничество, ловкость рук, знание некоторых законов природы — вот что лежало в основе волхвования Симона, создавало миф о нем как о величайшем Божием кудеснике. Кроме того, ведь Симон со всей своей деятельности помимо славы, имел еще и довольно приличный материальный достаток. Но чудеса Филиппа и сила проповеди его были столь велики, что народ перестал внимать Симону и обратился через Филиппа к истинному Богу: …когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. И на волхва Симона слова Филиппа произвели большое впечатление: Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Изумлялся Симон потому, что видел настоящие чудеса, без хитрости и обмана. Но, по-видимому, вера Симона не была искренней, а удивление носило земной, плотский характер. И в этом новом положении Симон искал свою корысть, как в дальнейшем будет описано в Деяниях святых апостолов. Уж очень ему хотелось разгадать, в чем же сила диакона Филиппа, почему он так увлекает за собой народ?! Только одного не мог понять бывший волхв Симон, — что не своей волею действовал благовестник и чудотворец Филипп, а Божией. Что над всеми его свершениями возвышался вселюбящий, всевидящий и всемогущий Господь. Богу же было угодно просветить новообращенных христиан Святым Духом, чтобы они в полной мере ощутили на себе всю благодать Святого Крещения. Филипп, будучи диаконом, при всей своей праведности и чистоте, не имел апостольской власти на сообщение крещаемым Духа Святого. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «… Почему они (самаряне) по крещении не получили Духа Святого? Или потому, что Филипп не сообщил Его, — может быть, воздавая тем честь апостолам; или он сам не имел этого дарования (сообщать Духа Святого другим), потому что был из числа семи диаконов, — последнее можно сказать с большей вероятностью… Он, крещая, не сообщал крещаемым Духа, ибо не имел такой власти; это дарование принадлежало одним только двенадцати. Как, скажут, неужели они (самаряне) не получили Духа (совсем, при крещении)? — Они получили Духа отпущения грехов, но Духа знамений еще не получили». Восполнить это Таинство из Иерусалима посылают апостолов Петра и Иоанна, которые, придя, помолились., возложили руки на них и они приняли Духа Святаго.
Из услышанного нами сегодня Апостольского чтения можно познать значение Таинства Миропомазания, которое сообщает крещаемым Святого Духа. В апостольские времена Дух Святой низводился на новокрещаемых апостольской молитвой и возложением рук. Сегодня священник помазывает людей, принявших Таинство Святого Крещения, миром, дабы сошла на них Божественная благодать.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня перед нашим духовным взором поразительный пример исключительной силы Церкви Христовой. То, что диакон Филипп прибыл в Самарию и крестил там людей, имеет чрезвычайное значение. Самаряне для иудеев представлялись людьми нечистыми, «второго» сорта. Даже вошло в поговорку, как свидетельствует апостол Иоанн, что Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин.4:9). Эта неприязнь имела многовековую историю.
Самария, как известно, была столицей Северного Царства, которое в VIII веке до Рождества Христова завоевали ассирийцы. Большую часть населения завоеватели увели в плен, а на их место заселили другие народы. В VI веке до Рождества Христова вавилонянами было завоевано Южное Царство со столицей Иерусалимом. Население Иерусалима также было уведено в Вавилон, в плен. Но иудеи и там твердо придерживались своих национальных традиций, в плену оставаясь прежним, избранным Богом, иудейским народом, скорбящим о своей утраченной Родине. В V веке до Рождества Христова вавилоняне отпустили иудеев из плена и позволили восстановить разрушенный Иерусалим. Палестина в это время оказалась заселена оставшимися иудеями, которые постепенно смешались с другими народами, приведенными сюда завоевателями. Когда вернувшиеся иудеи Южного Царства принялись восстанавливать Иерусалим, самаряне предложили им свою помощь и сотрудничество. Но это дружеское предложение было самым категоричным образом отвергнуто. Более того, иудеи преисполнились к самарянам самым настоящим презрением, так как не считали их чистокровными иудеями. Самарян гнали, как предателей, опозоривших нацию и поправших отеческие традиции. С ними не позволялось общаться, разговаривать, сидеть за одним столом.
Теперь же посмотрим, что совершил диакон Филипп? Он добровольно едет в Самарию и просвещает людей светом истинной христианской веры. Таким образом, Церковь делает один из самых важных шагов в истории человечества, уравнивая в вере разные народы, воочию показывая, что Господь наш Иисус Христос принадлежит всем людям, а благой вестью о Христе должны просветиться народы всего мира.
Проповедническая деятельность диакона Филиппа, о котором, в общем-то, известно не очень много, имела исключительное значение для Самарии, народ которой познал благую весть о Господе нашем Иисусе Христе, озарился Божественной любовью, преисполнился несказанной радостью о Господе. Ведь любовь и истина всегда возвеличены торжеством и благодатью, излучают добро и мир.
Мы слышали рассказ о волхве Симоне, который был типичным представителем античного мира.
Люди того времени были склонны верить различным предсказаниям, хорошо поддавались внушению, были весьма легковерны. Все это, безусловно, было на руку обманщикам, каким предстает перед нами Симон, без зазрения совести наживавшийся на чужих бедах. Быть может, он, обманывая людей, и сам обманывался, веря в свою необыкновенную силу. Впрочем, обо всем Симон привык судить с точки зрения личной выгоды, его колдовская деятельность, если таковой ее можно называть, приносила приличный доход, высокое общественное положение и людскую славу. И Симон был не один… В апостольские времена было немало подобных колдунов, гадателей, предсказателей. Здесь нужно вспомнить, что Первохристианская Церковь развивалась в атмосфере чудес и удивительных знамений. Сошествие Святого Духа сопровождалось необыкновенными дарами Божиими, такими как: разумение различных языков или способность исцелять от болезней. Естественно, рядом с истинными чудотворцами, совершавшими благие поступки ради Господа нашего Иисуса Христа и в утверждение христианского учения, появлялись люди, которые пользовались общей обстановкой ожидания чуда и настроениями народа, выдавая себя за посланников Божиих. А разве в наше время нет всякого рода целителей, экстрасенсов и предсказателей, которые собирают многотысячные аудитории, выступают по телевидению, завораживают наговорами? Природу их чудес составляет не любовь Божия, а грех — стремление к славе и обогащению. Разве такие чудеса могут быть от Бога? Нет, конечно. Побудитель их и источник один — отец лжи, враг рода человеческого, так и ждущий нашего падения, стремящийся совратить с истинного пути спасения. И как же глубоко духовно заблуждаются те, кто считают себя людьми Божиими, а на самом деле потворствуют греху — и своему личному, и греху общества. Будем осторожны к проявлениям различных чудес, внимательны, дабы не впасть в бесовскую прелесть.
Святитель Василий Великий говорит, что «всего чудеснее — познать самого себя». Ведь это только кажется, что мы себя хорошо знаем. На самом деле мы так медлительны в познании собственных грехов, в постижении собственной души. Между тем преподобный Нил Синайский поучает: «Когда познаешь себя, тогда сможешь познать и Бога». Только выявить подлинную свою сущность мешает нам стремление к земному, к житейскому, временному, к соблазнам окружающего мира. Ради минутных удовольствий очень часто мы пренебрегаем вечностью, воспламеняемся пороками, а не верой и Божественной любовью. Что же делать, чтобы уберечь свою душу от греховного плена и угодить Господу? Хорошо говорит преподобный авва Исаия: «Устремляй внимание не к угождению себе, но к суду Божию, во всяком деле твоем имей Бога пред очами». Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать