<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Оглавление

Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

(Ин.8:12)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Святое Евангелие есть свет Христов, просвещающий каждого человека, стремящегося к духовному совершенствованию. Именно об этом мы с вами слышали в сегодняшнем чтении за Божественной литургией (см. Ин.8:12-20). Речь шла о днях праздника кущей, когда Господь наш Иисус Христос оставался в храме и продолжал проповедовать иудейскому народу. Спаситель знал, что среди Его слушателей очень много недоброжелателей, людей, враждебно настроенных против Него. Но как Истинный Бог Он не боялся их, потому что, при всем своем желании, книжники, фарисеи и прочие вожди иудейские ничего не могли сделать Сыну Божию, потому что еще не пришел час Его.

Однако были в храме и те, для кого слова Господа явились настоящим откровением. Постепенно из зрителей и свидетелей необыкновенных чудес, совершаемых Иисусом Христом, они становились учениками и приверженцами Господа. Называя Себя светом миру, именно о таких людях Спаситель сказал: кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. И слова эти адресованы не только им, но и всем христианам, всем людям, исповедующим православную веру. Через время обращение Господа озаряет и наши души неизреченной радостью Богообщения и соучастия.

О каком же свете говорит Господь наш Иисус Христос? Слово «свет», как термин, обозначающий духовное просвещение, встречается довольно часто у ветхозаветных пророков. Однако в устах Сына Божия это слово приобретает более глубокое звучание. Ведь Иисус Христос — Носитель Божественной Истины, не просто духовно озаряет сердца и души, питает лучшие чувства и преображает все человеческое существо, но также в силу Своего теснейшего единения с Отцом Небесным, Источником всякого света, Господь наш Иисус Христос по-особому просвещает весь мир. Сын Божий дал людям спасительное учение, открыл дорогу в Богопознании, ибо путь к Отцу Небесному невозможен без Его Сына. Потому что знание Бога Отца неотделимо от признания и понимания Бога Сына.

Как много говорил об этом Господь в Своих проповедях! Но мало кто слышал Его, мало кто воспринимал истину во всей ее полноте. Между тем именно от Господа нашего Иисуса Христа, от познания Его Божественного учения, от веры в Сына Божия и приближения через Него к Отцу Небесному зависит духовная жизнь каждого человека. Ведь что такое тьма в понимании Христовом? Это — не темнота ночи, но темнота всей жизни. Без духовной основы бытие человеческое теряет всякий смысл. Не помышляя и не стремясь к высокому, духовному, небесному, человек становится рабом греха, уподобляется скотам бессловесным и пребывает в духовной смерти. И хотя плоть его продолжает существовать, но душа близка к погибели, если уже окончательно не погибла. Впрочем, Господь милостив, а потому надежда остается всегда. Неизреченный Свет Христов способен просветить самые темные уголки человеческой души и озарить ее солнечными лучами Богообщения и Богопознания. И всего-то для этого счастливого мига требуется одно — покаяться, принести Богу искреннее раскаяние во всех совершенных злодеяниях с несомненною верою, что Вселюбящий Отец Небесный всегда готов понять, принять и простить заблудших чад Своих.

Поводом для Господа именовать Себя светом послужил один из обрядов праздника поставления кущей. По традиции, в ночь с первого на второй день праздника, в храме, во внутреннем дворе возжигались два огромных канделябра, на которых располагались четыре золотые чашки с маслом. Лампады эти постоянно пополнялись и за ними тщательно следили. Свет канделябров был очень красив и в ночное время разливался по всему Иерусалиму. В речи же Своей Спаситель, приводя понятный для иудейского народа пример, говорил о Себе как о таком свете, который освещает не только Иерусалим, а весь мир, каждую страну, каждый город, каждый дом и каждое готовое распахнуться Ему навстречу человеческое сердце.

Для евреев понятие света вообще имело особое значение, потому что они свято помнили о том огненном столпе, который освещал путь их предков, вышедших из Египта, когда даже ночью они не были во тьме. Слова же Господа означают то, что последователи Христовы не только не будут блуждать во тьме неведения Божественной правды, но просвещенные светом истины, сами понесут это святое познание в мир, сами станут светом, ведущим в блаженную вечность.

Фарисеи хорошо поняли, о чем хотел поведать миру Господь. Но, переполненные завистью и недобрыми чувствами, стали упрекать Спасителя за то, что Он Сам о Себе свидетельствует, и, значит, слова Его не могут быть правдой. В ответ на формальные обвинения Господь сказал: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно, потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. Вы судите по плоти; Я не сужу никого, а если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.

Попробуем разобраться в этих словах Спасителя. Здесь Господь раскрывает людям Свое Божественное происхождение и говорит о том, что после Своей Искупительной Жертвы, после совершения миссии, для которой Он пришел в мир, Сын Божий возвратится на Небо, к Небесному Отцу, потому-то Он знает, куда идет, а фарисеи того не знают, так как не признают Его Божественность, а судят по плоти. Вожди иудейские воспринимают Христа только по внешнему виду, для них Он всего лишь талантливый и способный Человек, простой раввин. Они берутся судить о том, чего не знают. Суд же Божий пока не настал, но когда наступит нужное время, Сын Божий будет судить весь мир судом истинным, каждому воздавая по делам его, а не по внешнему, не по плоти. И Суд этот тем паче будет праведным, потому что Божественный Сын неразделен с Богом Отцом, пребывает с Ним в теснейшем общении. Можно спрятаться от людей, можно скрыть от других свои дурные мысли и поступки, но от себя не спрячешься, а от Бога тем более. По иудейскому закону в каждом важном деле свидетелями должны были выступать хотя бы двое, только в этом случае признавалась истина. Второзаконие гласит: Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело (Втор.19:15). Так как Господь наш Иисус Христос постоянно пребывает в общении с Богом Отцом, Сам Всевышний выступает как бы вторымы свидетелем за Своего Божественного Сына, и потому слова Господа должны быть признаны иудеями, как непреложная истина: …и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. Спаситель употребляет слово вашем не из пренебрежения или отделения Себя от всего народа, а потому что фарисеи, кичась своими знаниями и мнимым благочестием, направляют этот закон против Христа и Его учения, соблазняя и запутывая простых, несведущих людей, готовых воспринимать проповедь Господа на веру.

И вот опять звучит этот вопрос: где Твой Отец? Уже столько раз Спаситель давал на него конкретный ответ. Но люди не слышат Его, не хотят слышать Сына Божия, потому что не воспринимают Его как Бога. Почему? Ведь даже дела, Им совершенные, давно должны были бы не только восхитить, но и вразумить иудейский народ! Но фарисеи вновь притворяются непонимающими и потому слышат укор: если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Как страшно! Ведь фактически Господь обличает этих людей в том, что они живут на земле, не зная Бога! Как же можно так жить?! Вот вам и духовная тьма, в которой, несмотря на всю внешнюю набожность и ритуальность, они пребывают. Так разве здесь не нужен спасительный Свет Христов?! Господь как бы говорит всем людям: остановитесь, задумайтесь, пока не поздно, для чего вы живете, как проводите дни жизни своей. Но в ответ — опять непонимание, опять равнодушие одних и злоба других! Опять готовы убить Христа, лишь бы не слышать обличительных слов Сына Божия. Но тогда никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! А разве мы с вами не нуждаемся в свете Христовом? Разве мы можем в полной мере назвать себя теми сосудами, из которых этот свет на мир изливается? Как много в человеческой жизни значит простой свет. Без него мы не можем ничего делать, без него мы даже не воспринимаем этот прекрасный мир, дарованный нам Богом. Но Господь превыше всего, Он лучезарнее любого, самого яркого и ослепляющего света, Он Сам Свет, потому что по великой благодати и милости просвещает каждого верующего человека.

А что же такое духовная тьма? Это тоже жизнь, но жизнь плотская, физическая, приземленная, без цели, без веры и, что самое страшное, без надежды на спасение. И если даже такой человек каким-то чудом приходит на исповедь, он просто не знает, в чем каяться, потому что не понимает, не осознает своих грехов. Это значит, что свет Христовых заповедей для него пока не открыт, неведом.

Мы все подвержены общему греху — строить жизнь по своей самости, потому что нам так нравится, потому что мы так хотим и мы так считаем. И мало кто задумается, а угодно ли это Богу, не преступаем ли мы воли Его? Ведь, в сущности, у нас ничего своего-то и нет, все Божие, все ниспосылается Отцом Небесным по величайшей любви и милосердию. И вот стоит только о том подумать, стоит только ощутить себя пред Всевидящим Божественным оком, многое в жизни и в восприятии всех происходящих событий меняется. Нас начинает привлекать чтение Святого Евангелия, не потому, что положено каждый день читать его, а потому что здесь мы начинаем искать ответы на многие волнующие нас вопросы, стремимся познавать Слово Божие во всей его глубине и полноте. И вот уже пробуждается совесть в душе, а совершаемые грехи становятся не привычными проступками, а мерзкими беззакониями, от которых так хочется избавиться. Груз согрешений давит столь невыносимо, что мы уже ищем возможность от него освободиться. И, к счастью, находим такую возможность — в Церкви, в Таинстве Исповеди. Зато как хорошо, как светло и радостно становится потом, когда разрешаются Богом все грехи, когда душа сияет первозданной чистотой, купается в лучах Божественного всепрощения и готова принять в себя Господа, открыта для Божественной любви! Мы сотворены Творцом для света, а потому не имеем никакого права пребывать во тьме!

Вы спросите, братья и сестры, а с чего же начинается для нас свет Христов? Ответ прост: с познания истины, с чтения Святого Евангелия. Нет никаких оправданий тем, кто говорит, что ему некогда читать Библию, слишком много повседневных дел, забот и хлопот. Это значит, что в погоне за земным, за насущным хлебом, мы отвергаем духовное, отвергаем хлеб небесный. То же самое можно сказать и о тех, кто по мнимой занятости слишком редко ходит в храм Божий, не исповедуется и не причащается. Раньше на Руси редкое принятие Святых Христовых Таин считалось тяжким наказанием, епитимией, которую накладывала Церковь за особо страшные прегрешения. А сегодня? Разве мы сами на себя не накладываем порой подобной епитимии?! По лености, по пренебрежению, по маловерию нашему. В своей беспечности мы не ценим те богатства, которые даются нам даром! Не ценим солнечный свет, не ценим воду, которую пьем, не ценим окружающую нас красоту и благодать. И даже сами дни жизни нашей не ценим, потому что размениваем их на какие-то второстепенные мелочи, не задумываясь о главном: для чего живем, почему Господь одарил нас благодатным временем этой земной жизни? Все какие-то пустые наветы, сплетни, злословия.

Но при вере нашей Господь не попустит нам пребывать без любви и в духовной пустоте! Он ждет от нас малого — одного лишь шага навстречу, чтобы просветить и озарить несказанным Своим Светом. Сделаем же, братья и сестры, этот шаг! Порой трудно идти к свету, но ведь позади не просто жизнь полная греха, там — тьма непроглядная, без надежды и любви. Там нет радости. Только радость духовная, радость о Господе Спасе, по словам святителя Тихона Задонского, о благости и человеколюбии Его, только сердечное принятие Евангелия предлагается верным, как самая необходимая и сладостная духовная пища, насыщающая не тело наше, но, что гораздо важнее, душу. Ведь утешение и спокойствие в совести и свет Христов приобретаются нами только тогда, когда мы сможем вместе с апостолом Павлом жизнеутверждающе сказать: …оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Рим.5:1). Аминь. Христос воскресе!

Комментировать