- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного,
дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Ин.3:16)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
В Священном Писании часто можно встретить упоминания о грядущем Божием суде. И в утренних молитвах ежедневно взываем: «Внезапу Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовем в полунощи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». И в церковных песнопениях слышим: «Судии седящему, и Ангелом стоящим, трубе гласящей, пламени горящу, что сотвориши, душе моя, ведома на суд? Тогда бо лютая твоя предстанут, и тайная обличатся согрешения» (тропарь по 7-й кафизме). Какие чувства вызывают в нас эти слова? Невольно мы начинаем вопрошать: почему суд, почему Господь придет судить нас по делам нашим, почему все, и праведники, и грешники, должны пройти через это нелегкое испытание, когда обнажится и откроется все тайное, в чем стыдно даже самому себе признаться, что тщательно скрывалось в течение земной жизни? Неужели нельзя этого как-то избежать?!
Грешить-то мы все можем, а вот отвечать за это порой не очень хочется. Так устроен человек: мы не всегда думаем о последствиях того, что совершаем и творим. А Бог видит все! Перед Ним всегда открыты сердца и души человеческие. Ну, хорошо, скажете вы, если Всевышний и так все знает и видит, зачем опять и при всех Ему судить нас, обнажать наши пороки? Как и где же в таком случае милосердие Божие?
Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Ин.3:16-21), братья и сестры, позволяет ответить на эти вопросы и посвящается оно разговору о суде.
Господь в беседе с Никодимом, одним из начальников иудейских, тайным учеником Своим, говорит на тему суда всего несколько фраз. Но начинает разговор с главного — с определения причины Искупительной Жертвы: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Что означают эти слова? Господь наш Иисус Христос ясно и уверенно указывает на то, что Небесный Отец так возлюбил недостойный, погрязший в грехах, маловерный и сомневающийся род человеческий, который здесь именуется миром, что за рабов неблагодарных отдал Единородного Сына Своего.
Почему так произошло? Потому что так было угодно Богу! По безграничной любви Своей Творец предает Божественного Сына на страдание и смерть, возносит сначала на позорное орудие казни — крест Голгофский, а потом на славный Престол Небесный. Для чего и ради кого? Для того, чтобы Господь Спаситель взял на Себя грехи мира, для того, чтобы пострадал ради всех людей, ради нас с вами, братья и сестры! А сколь велика эта Жертва Бога, может судить каждый. Отец Небесный за грешных и недостойных Его неизреченной милости рабов совершил то, что никто не сделал бы и за друга, за самого дорогого и близкого человека. Именно об этом говорил апостол Павел: …едва ли кто умрет за праведника (Рим.5:7). За праведника, за достойного, за угодного Богу человека! А тут… Предающие, оскорбляющие, поносящие Господа, отвергающие Его любовь, сущие от земли и праха. И за них, и за нас (а мы с вами, братья и сестры, спросим свою совесть, чем лучше?) предан на смерть Сын Божий! Не Ангел, не Архангел, не раб, а Единородный Сын! Какое превосходство Божественной любви! Какая неизреченная милость Всевышнего!
Задумаемся: ведь если бы Бог и верного Ангела Своего отдал за людей — это тоже было бы немало. Ангел — чистый, преданный, сияющий светом служитель, а род человеческий — злой и отступный, преисполненный неблагодарности и беззакония. Но тут отдан Единородный Сын, Один, Единственный, Рожденный от Отца. И Ему предопределено было пострадать, потому что по собственной плоти, как Человек, Он действительно подлежал страданиям, испытывал муки, боль, холод, зной, жаждал и алкал. Какая же польза в Искупительной Жертве, в том, что Бог не пожалел, ради людей, Божественного Сына? По словам блаженного Феофилакта Болгарского, всякий верующий в Господа получает два неизреченных блага: «Одно — чтобы не погиб; другое — чтобы имел жизнь, и притом вечную». Если в Ветхом Завете праведникам было обещано долгое, но все-таки ограниченное по времени бытие, то по Новому Завету верующие в Бога и угодившие Господу могут снискать блаженную вечность на Небесах. Нам обещана жизнь — вечная, благословенная и неразрушимая, над которой отныне не властно жало смерти и тления! Спаситель даровал нам эту несомненную надежду Пресветлым Воскресением Своим! Он воскрес, и мы воскреснем, дабы наследовать новую землю, дабы иметь ни с чем не сравнимую возможность непосредственного Богообщения, бесценного дара видеть Господа пред лицом своим.
Мы слышали сегодня в Святом Евангелии: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Казалось бы, здесь прямо отрицается сама идея суда. Но о чем же сказаны были эти слова? Иудейский народ ожидал пришествия Мессии именно как грозного Судии, Который придет и будет судить тех, кто угнетает Богоизбранный иудейский народ. Но Господь наш Иисус Христос, желая восстановить истину и развенчать подобные мудрования, конкретно указывает на то, что сущностью Его призвания как Мессии является именно спасение мира, а не производство суда над людьми. Сын Божий несет человечеству прощение, а не осуждение. Потому что, по словам апостола Павла, все согрешили и лишены славы Божией и теперь получаем оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим.3:23-24). К тому же надо иметь в виду, что речь здесь идет о первом пришествии Господа, в котором Он учил, проповедовал, наставлял, благовествовал, чудотворил и исцелял, но не судил. Во Втором же пришествии Сын Божий будет судить всех и воздавать каждому по делам его.
Но как же понимать следующие слова: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия? Это значит, что суд над миром и каждым из нас уже совершается, потому что далее Господь поясняет: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир. И что происходит со всеми нами, братья и сестры?
В Евангелии сказано: …всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, — там, где светло, виднее грязь души; и в то же время: поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Мир, пребывающий во тьме заблуждений, грехов и предрассудков с приходом Господа озарился несказанным, лучезарным светом Христовой истины. Сам Спаситель говорит: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин.8:12).
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Когда мы обращаемся к Богу и вопрошаем святую Его волю, пред нами предстает не Грозный Судия, а Любящий Небесный Отец. Выходит, вопрос о суде и осуждении адресован прежде всего к нам самим. Это мы должны взглянуть на себя как бы со стороны, чтобы понять собственную душу, осознать как, для чего и почему мы живем, не осуждены ли неверием или злыми поступками своими?
Бог есть Любовь (1 Ин.4:8). Любовь, которая все покрывает и все прощает при одном лишь условии — при желании грешника покаяться, очистить свою жизнь, изгнать из нее тьму страстей и пороков, приуготовить для Божественного Света. Но всегда ли мы просвещены Светом Христовым, всегда ли веруем в Господа? Неверующий человек уже осужден, потому что лишен главного — Божественной благодати. И все ему не так, и все не этак, ведь душа его пуста, да и сама жизнь становится пустой и ненужной, а все те временные удовольствия и наслаждения плоти, ради которых поступился самым важным — любовью Бога, постепенно перестают радовать и удовлетворять. Вот потому Господь говорит: …неверующий уже осужден.
Верующий же человек и обращающийся всем сердцем своим ко Господу, стремящийся во всем выполнять Закон Божий и следовать Божественной правде, поистине не судится, потому что не желает оставаться во тьме осуждения. Радостно и благоговейно принимая учение Христово, надеясь и уповая на милосердие Божие, святой верой православной да просветим свои души, да высветим в себе зло и грехи наши Светом Божиим, беспощадно осудим себя за совершенные злодеяния. Мы можем это сделать, если не будем жалеть и оправдывать греховное естество свое, стремящееся к земле, но не к Небу. Как говорит апостол Павел: Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы(1Кор.11:31). Небесный Отец так возлюбил всех нас, что не пожалел Единородного Сына. Господь явился в мир не для того, чтобы осудить или наказать нас, а для того, чтобы спасти. Из любой тьмы, из любого греха и мрака возможно выбраться с помощью Божией. Ибо свет Христов просвещает всех и все возможно верующему. Аминь.
Христос воскресе!
Комментировать