митрополит Владимир (Иким)Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы

…просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, победную поющия…

Ирмос 1-й песни пасхального канона

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Ныне у нас праздников праздник и торжество из торжеств — Святая Пасха Господня. Начинается Светлая седмица, пронизанная неизреченной пасхальной радостью, время хвалений, песнопений и благодарственных молитв. Христос воскрес! И попрано жало смерти, трепещет ад, отверзаются благодатные двери Царства Небесного. Вся вселенная ликует: и мир Горний и мир дольний славословят воскресшего Спасителя!

Мы приветствуем друг друга вечно живым апостольским возгласом: Христос воскресе! Это радостное, жизнеутверждающее приветствие возвещает миру важнейшую, великую истину, с которой после сошествия Святого Духа и началась вселенская Евангельская проповедь. Христово Воскресение, как учит преподобный авва Исаия, сделалось жизнью и исцелением от страстей для верующих в Него, чтобы они жили в Боге и приносили плоды правды.

Действительно ли воскрес Христос? Было ли оно — Светлое Христово Воскресение? Вот основной вопрос всех человеческих исканий. Воскреснуть мог только Бог. И потому вопрос о Воскресении по сути своей является самым главным вопросом бытия — «Есть ли Бог?» Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна, — говорит апостол Павел и тут же победно утверждает: — Но Христос воскрес (1Кор.15:17, 20).

Для чего вообще нужно было распятие на Кресте и Воскресение Сына Божиего? Подумаем еще раз о том, Кто есть Страдавший, Распятый и Погребенный в образе раба, Чье Воскресение мы празднуем? В первую очередь, Он — Бог, Единородный Сын Божий, Творец мира, Богочеловек и Спаситель всего человечества, а затем уже исторический Мессия-Христос, потомок Давида и Царь Израилев.

Как Крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому Воскресение Христово есть предмет постоянного торжества Церкви, не умолкающего ликования, достигающего своей вершины в празднике Святой христианской Пасхи. Ибо Воскресением не только побежден ад, но, самое главное, — положено начало бытия Церкви Небесной и земной и ниспослан от Отца Святой Дух. Именно для этого нужно было распятие на Кресте и Воскресение Сына Божиего.

Отныне упразднено Адамово падение, и человек уже не невольник греха. Святой Григорий Нисский поучает: «Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с Неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда через грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество через правду. Тогда один отверз вход смерти: и ныне Единым вводится снова жизнь. Тогда через смерть мы отпали от жизни: ныне жизнью упраздняется смерть. Тогда от стыда скрылись под смоковницею: ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая, ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно громам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: Горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии (Пс.113:6). Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение Креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных».

Из Библии мы знаем, что Бог не сотворил смерти (Прем.1:13), напротив, Он создал человека для нетления (Прем.2:23), для вечной жизни в состоянии внутренней гармонии. Человек должен был утверждаться в добре, являя Богу послушание любви, как благоговейный сын Отцу. Но человек не выдержал испытания любовью и свободой и по его вине грех вошел в мир, и грехом смерть (Рим.5:12). Преслушание благой воли Творца и называется «грехопадением». Преступая заповедь Божию, первый Адам полагал самого себя центром жизни. Из-за преобладания эгоизма утрачено было единение не только человека с Богом, но и человека с человеком, исчезла любовь, появилась вражда и, как худшее проявление ее, — убийство.

Итак, до подвига Христова человечество было порабощено грехом. И только Господь наш Иисус Христос Крестом Своим соединил человека с Богом. Он сделался за нас клятвою (Гал.3:13), принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (Евр.9:28) и снять с нас вину. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от греха, жили для правды (1 Пет.2:24). Этой жертвой покрыты все наши грехи не только прошедшие, но и настоящие, и будущие. Страданиями Спасителя человечество обрело душевный мир, примирение с Богом, невыразимую великую радость сыновней близости к Небесному Отцу. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен чрез Него (Ин.3:16-17). А Воскресением открыты врата Царствия Небесного и мир спасен.

Христос воскрес! Значит, у всех нас появилась надежда на наше воскресение и жизнь вечную. Как радостно осознавать себя не своими, а Божиими! Как тепло ощущать в душе своей благодать истинной веры! Ежедневно с благоговением сердечным произносим мы слова Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Это значит, что мы веруем и исповедуем, что жизнь человека физической смертью не заканчивается. Подведен итог только временной, суетной, тленной земной жизни.

Но смерть — не просто рубеж, через который проходит каждый человек. Смерть — начало бессмертной, вечной, безболезненной и совершенной жизни. «Чаю воскресения мертвых…» Мы верим величайшему свидетельству Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, а потому надеемся на воскресение наших любимых, родных, близких.

Радость великая — Спаситель воскрес! Бог, воскрешающий мертвых, с нами всегда, во все дни до скончания века (Мф.28:20)! И там, в пречистых небесных обителях, по милости Божией растворится горечь земных потерь и разлук, мы воссоединимся с теми, кто нам дорог, кого мы любим.

Бог есть Любовь (1 Ин.4:8). Может ли быть что выше этого благодатного Откровения?! Господь Сам просвещает нас светом Божественной любви, и, распявшись за грехи рода человеческого, [явил делом], что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их (Ин.13:1). Сердце чистое, смиренное, чуждое тщеславия и корысти, в эти светлые дни озарит не только пасхальная радость, но и всепобеждающая, жертвенная любовь Господа нашего Иисуса Христа.

Евангельское чтение (см. Ин.1:18-28) повествовало нам сегодня о человеке, который всей жизнью своей явил образец истинной верности Богу. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн… Он не был свет, [но был послан,]чтобы свидетельствовать о Свете… (Ин.1:6, 8).

Жизнь Иоанна Предтечи настолько изобиловала пресветлой благодатью, что для тьмы не оставалось в ней места. Почему же евангелист говорит о том, что святой Иоанн не был свет? Да, он являл собой пример многим, но пришел в мир этот для того, чтобы явить свидетельство об истинном Свете, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Каждый может быть просвещен! Только не желающего истинный Свет не коснется.

Святой Иоанн Предтеча свидетельствовал. В чем же выражалось величайшее свидетельство его? Не в мудрости, не в рассуждении, не в доказательстве, не в объяснении и даже не в молитве. Набатом звучали над людскими душами могучие слова: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3, 2). Проповедь Иоанна поражала, заставляла трепетать человеческие сердца. И призыв этот был услышан многими. Царством Небесным по Божеству Своему, как подлинный Царь Небесный, здесь назван Сын Божий, о Его-то приближении пророчествует святой Иоанн. Господь приблизился, как можно скорее исправьтесь, приведите души свои в соответствующий благодатной встрече вид.

«Ты, Христос — Царство Небесное, Ты — земля кротких, Ты — рай зеленеющий. Ты — чертог Божественный», — взывает преподобный Симеон Новый Богослов.

Христос воскрес! А чем же мы с вами, братья и сестры, встречаем Святую Пасху Господню?! Как часто изобилие праздничных столов наших уступает числу совершенных во славу воскресшего Спасителя добрых дел, изобилию веры и молитвенного подвига?! Не к нам ли сегодня обращен призыв Иоанна Крестителя: «Покайтесь!»? И мир услышит свидетельство того, кто был гласом вопиющего в пустыне. Святой Иоанн говорил: Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете: Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня; я недостоин развязать ремень у обуви Его (Ин.1:6-27).

Иоанн Предтеча являет полнейшее смирение пред величием Господним. Сам же Иоанн Креститель тот, о ком Спаситель сказал, что из рожденных женами нет ни одного пророка больше. Вот чье свидетельство мы слышали сегодня в Евангельском чтении.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! И мы с вами в эти благодатные, лучезарные, пронизанные пасхальной радостью дни являемся свидетелями и исповедниками. Пасхальным приветствием «Христос воскресе!» являем мы веру нашу. Вот почему эти слова должны быть наполнены торжеством, благодарностью и ликованием — чувствами, с которыми спешили некогда жены-мироносицы от опустевшего Гроба, чтобы возвестить всем небесную радость. И нет ничего выше этой благословенной радости, ибо воистину воскресе Христос! Аминь.

Комментировать