- Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы
- Слово 2. О Воскресении Христовом. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 3. О спасительных плодах Воскресения. В понедельник Светлой седмицы
- Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 5. О Еммауских путниках. Во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 6. О Дне Господнем. Во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы
- Слово 8. Об укреплении в вере. В среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 10. Об отверзении райских врат. В четверг Светлой седмицы
- Слово 11. О новом рождении. В четверг Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 12. О Первохристианской Церкви. В четверг Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 13. О Живоносном Источнике. В пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
- Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса
- Слово 16. О благословенном артосе. В субботу Светлой седмицы
- Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
- Слово 18. Об уверении Фомы. В Неделю Антипасхи (по Евангельскому чтению)
- Слово 19. О чудесах апостольских. В Неделю Антипасхи (по Апостольскому чтению)
- Слово 20. О браке в Кане Галилейской. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 21. О покаянии. В понедельник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 22. О радости. На Радоницу
- Слово 23. Об Искупительной Жертве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 24. О вере и мужестве. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 25. О покое и делании. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 26. О верности Богу. В среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 27. О Божественном Суде. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 28. О силе молитвы апостольской. В четверг 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 29. О небесном предназначении. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 30. О лжи и лукавстве. В пятницу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 31. О пище небесной. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 32. О глаголах жизни. В субботу 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 33. О женах-мироносицах. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 34. О добросовестном служении. В Неделю 3-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 35. Об исцелении сына царедворца. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 36. О первомученике Стефане. В понедельник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 38. О чудесах и самопознании. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 39. О надежде и свободе. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 41. О доверии. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 42. О крещении царедворца. В четверг 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 43. О смерти и бессмертии. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 44. О призвании Савла. В пятницу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 45. О любви. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 46. О самоотверженности. В субботу 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 49. О жертвенной любви. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 50. О чистых и нечистых. В понедельник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 51. О зависти. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 52. О правой вере. Во вторник 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 53. О Божественном учении. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 54. О силе апостольской проповеди. В среду 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 55. О Божественном свете. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 56. О благовествовании язычникам. В четверг 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 57. О тайне Святого Креста. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 59. Об истинной свободе. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 61. О беседе с самарянкой. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 63. Об убийственности лжи. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 65. О сущности благочестия. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 66. О проповедничестве и послушании. Во вторник 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 67. О насыщении пяти тысяч человек. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 68. Об истине Божией. В среду 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 70. О терпении скорбей. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 72. Об Апостольском соборе. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 75. Об исцелении слепорожденного. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 76. О похвале и искушениях. В Неделю 6-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 77. О суде и любви. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 78. Об апостольских трудах и воле Божией. В понедельник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 79. О любви к Богу. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 80. Об истинном Богопознании. Во вторник 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 82. О ревностном служении Богу. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 83. На Вознесение Господне. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 85. О радости духовной. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 87. Об истинной любви к Богу. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 88. О чудесах. В субботу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 90. О творении добрых дел. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 91. О Божественных обетованиях. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 94. О тщетности компромиссов. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 99. О силе Божественной любви. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 101. О третьем явлении Господа. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 102. О скорбях и немощах плоти. В субботу 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 103. О поминовении усопших. В Троицкую родительскую субботу
- Слово 104. В день Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
- Слово 105. О действии Святого Духа. В Неделю 8-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)
- Слово 106. В День Святого Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 107. О плодах Духа. В понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 108. О заповедях блаженств. Во вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 110. Об исполнении закона. В среду 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 111. О нечестии и неправде. В среду 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 112. О грехе прелюбодеяния. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 113. О грехе осуждения. В четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 114. О христианской нравственности. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 115. Об иудействе и язычестве в наших душах. В пятницу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Слово 116. О бескорыстии и любви к врагам. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
- Слово 117. О вере и благочестии. В субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
- Полный текст
Слово 89. О славе Господней. В Неделю 7-ю по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
(Ин.17:4)-5
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодняшнее Евангельское чтение имеет для всех нас особое значение (см. Ин.17:1-13). Мы слышали, как Господь наш Иисус Христос произносит очень важную и торжественную молитву, взывая к Отцу Небесному за Себя, преданных учеников Своих и весь род человеческий.
Вначале Его моление о Себе Самом: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. Какой славы просит Господь? Прославления, или дарования Ему Божественного величия, как Богочеловеку, ведь Господь наш Иисус Христос — краеугольный камень, на Котором созиж-дется Церковь Христова и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18). Его прославление и величие есть прославление и величие всей Церкви, которой Сын Божий — Предвечная и Истинная Глава. Вот почему в славе Господа будут прославлены все верующие в Него и исповедующие христианскую веру.
Господь говорит: пришел час. Настало время, определенное Божественной мудростью, время страданий, распятия и Крестных мук Сына Божия. Время страшнейших страданий Безгрешного Христа во искупление беззаконий греховного рода человеческого. Страшный час предания на муку Божественного Агнца определен Им Самим: пришел час. Еще немного, и Спаситель в полной мере вкусит мучения ради нас, грешных, жертвуя Собой. Но час искупления есть одновременно и час славы, час прославления Сына Божия, ибо Ему, как Истинному Богу, открыты все события и судьбы будущих веков. Боль Его страданий искупится счастьем верующей человеческой души. Души, ликующей и возвеличенной Духом Святым в непреходящей Божественной славе вместе с Прославленным и Торжествующим благодатью всепобеждающей любви Спасителем.
Где же источник сей непревзойденной славы? Начало надо искать в той силе и власти, которую дал Своему Возлюбленному Сыну Бог Отец. Спаситель говорит о причине Своего грядущего прославления: так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Господь властен над всем в этом мире. Он распоряжается не только человеческими жизнями, но и основами самого мироздания и бытия. Нет ничего такого на земле, что было бы неподвластно Сыну Божию. А раз это так, то Господь упоминает в молитве Отцу Небесному (а вернее, объясняет всем нам) о Своем праве на такое прославление.
Нет более важной и значимой задачи, чем спасение рода человеческого. А ведь именно это преисполненное славы и величия дело поручил Своему Сыну Небесный Отец. Весь мир отдан во власть Господа. Пройдя до конца весь путь Искупительной Голгофской Жертвы, вернув благословение Отца человеческому роду, Спаситель наш может в полной мере даровать людям наследование жизни вечной, суть которой Им определена: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Вот для чего нужна Господу как Богочеловеку высшая, небесная слава. Чтобы и нам всем прославиться через торжество воскресшего и Прославившегося во всем Своем Божественном величии Господа.
Таким образом, мы можем говорить о том, что Господь просвещает нас светом истины, пробуждая стремление к Богопознанию. Путь этот бесконечен. Целой человеческой жизни не хватит для того, чтобы познать Бога. Но каждому Господь открывается в меру его духовных сил. Важно отметить, что не теоретического знания ждет от нас Бог. Познание Творца осуществляется не столько умом, что, кстати, может иметь негативные последствия и привести к опасному мудрствованию и тщеславию, сколько душой и сердцем, постоянным стремлением ко Христу, истинной христианской любовью. Поэтому можно говорить о том, что в основе нашего Богопознания должна лежать именно любовь! Для любящего сердца все возможно, и нет желаннее и дороже никого в этом мире, чем тот, кого мы действительно любим, о ком думаем непрестанно, заботимся, переживаем, с кем связаны все наши мысли, желания, чаяния. Так происходит в любви земной, человеческой, которая тоже есть добрый и согревающий жизнь свет, а потому является нашей наградой, щедрым даром от Господа Сил. Но еще в большей и благодатной степени это осуществляется в нашей любви к Богу. Тот, кто сподобился стяжать в сердце своем Божественную любовь, имеет такое бесценное сокровище, с которым не сравнимы никакие богатства и почести мира! Учение Христово есть средство достижения вечной жизни, а Сам Господь — вечная жизнь. На земле вечная жизнь начинается верой и любовью. Истинная любовь — в познании Единого Истинного Бога.
Именно так свидетельствует о Боге Отце Сын Божий, в противовес ложным верованиям язычников, обожествляющих тварные вещи, присваивающих славу Единого Бога многим, ложным, созданным человеческими воображением богам.
Впервые в этой молитве Господь называет Себя: и посланного Тобою Иисуса Христа. Так именовали Господа ближайшие ученики Его, святые апостолы, так и мы зовем нашего Спасителя. Для иудеев же Он был просто «Иисус», ведь они не признавали в Нем Мессию, Посланника Божия, Спасителя мира.
Ныне для Божественного прославления Сына Божия определены повод и причина. Господь говорит: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Вообще говоря, дело, возложенное на Сына Божия, уже исполнено: Господь наш Иисус Христос дал людям спасительные знания о Боге Отце, Себе Самом и о Царствии Небесном. Можно сказать, прославил Отца Небесного самой достойной земной славой. Теперь предстояло и Иисусу Христу вкусить величие Божественной славы, в коей Он пребывал от века. Конечно же, и в земной жизни Своей Христос не терял Своей Божественной силы, но это было сокрыто от людских глаз и проявлялось лишь изредка, в особые моменты. В том был, естественно, свой резон. Земные деяния Господа подходили к завершению, пришел час, стало быть, теперь можно было просить у Бога Отца награду — прославления, но не Божественной природы (которая и так прославлена), а иной — человеческой природы — Воплотившегося Слова. Ведь для того, чтобы выполнить возложенное на Него служение, Господь на время земной жизни уничижился до человеческого естества, принял образ раба. Когда же искупление было совершено и Бог Отец принял жертву Божественного Сына за людей, то и слава Божия через Спасителя должна быть возвращена всему роду человеческому, в знак Божественного примирения и возвращения благодати. И свидетельством конечной победы и торжества Господа, отныне и навсегда, станет Его облечение пред Богом и людьми всей Божественной силой и величием и на небе и на земле.
Далее Спаситель молится о Своих учениках. В тесном кругу избранных Им апостолов Он дал познать Своим ученикам, что Он есть истинный Сын Божий, что Бог есть воистину Отец Небесный, Который любит чад Своих и ждет их возвращения, отступления от грехов, дабы возвеличить наследованием вечного блаженства в Царстве Небесном. Взывая к Отцу, Иисус Христос говорит: Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Понимать эти слова надо так, что Бог Творец всегда любил Свое лучшее создание — род человеческий и от века предрешил искупить людей от греха, проклятия и смерти. Люди и до Христа знали Бога, обращались к Нему в молитвах, но только в Сыне Божием они познали все величие Божие: ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть; ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
Господь знает, что совсем скоро Ему придется в земной жизни расставаться с любимыми и дорогими учениками. Божественный Учитель призывает их на подвиг ради веры и дела благовестия. И потому Иисус Христос молится об их дальнейшей земной и небесной участи: Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. В этих словах мы видим, сколь высокую оценку Господь дает святым апостолам. Посредством веры они сумели достичь истинного познания Его как Сына Божия и Его предназначения.
Господь усердно молится за учеников Своих, которым предстоит продолжить начатое Им дело, бла-говествовать миру, вещать Божественные истины. Этот путь, путь проповедничества, тернист и сложен. Апостолам так нужна в этом Божественная помощь и заступление Отца Небесного. Милости и поддержки просит для них Господь. Под миром же должно воспринимать тех, кто противоборствует Богу, отрицает Христа и его учение, выступает ярыми противниками, упорствует в своем неверии. Молиться за таких напрасно, так же как за князя мира, врага рода человеческого. Что же касается людей, еще не пришедших ко Христу, но вступающих на путь просвещения и Богопознания, молитва Спасителя за них столь же пламенна и усердна. Господь и Сам молится за них, и верным последователям Своим заповедует молиться, ибо их тоже рано или поздно разными путями призовет Отец Небесный.
Но особое попечение Спасителя сейчас о тех, кто уверовал и познал Его. До сего момента ученики находились под попечением Божественного Учителя: Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое. Я сохранил их, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Господь защищал апостолов от всех злых влияний, соблюдал в вере и благочестии, наставлял на путь истины. Как добрый пастырь, Он бережно сохранял Свое стадо, и никто не погиб, кроме сына погибели. С болью и горечью вспоминает здесь Господь предателя Иуду, который назван сыном погибели не потому, что изначально был уготован к позорной смерти, но потому, что по собственной злой воле избрал столь губительный путь. Боль же Господа объясняется тем, что Он так и не дождался покаяния Иуды.
Свое моление об учениках Иисус Христос завершает словами: Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Какие проникновенные и жизнеутверждающие строки! Молитву Свою Господь произносит вслух, среди близких и дорогих Его сердцу людей, чтобы они слышали и запоминали Его слова, чтобы знали, что во всех будущих испытаниях Сам Отец Небесный придет им на помощь и сохранит их от упадка духа, отчаяния или страха. С Богом нет ничего невозможного! С Богом нет ничего непреодолимого! С Богом все легко и радостно! И хотя Господь ныне восходит на небо, ученики Его, сохраненные Отцом в единстве веры и любви, будут иметь в душе своей тот мир и духовную радость, которую не отнимут никакие страдания и искушения и даже сама смерть! Потому что радость эта — Христова и совершенна, как Сам Господь.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Слушая сегодняшнее Евангельское чтение, задумаемся о том, что вся земная жизнь Господа нашего была прославлением Небесного Отца. Каждый из нас хорошо понимает, что Спаситель наш есть образец во всем, во всех наших делах и помышлениях. Если мы действительно любим Господа, то будем стараться достойно именоваться христианами, будем подражать Ему.
Чем же мы можем прославить в жизни нашей имя Божие? Тем, что все совершаемое нами должно быть проникнуто любовью к Богу, согласовываться с волей Божией и служить во славу Господа. Это значит, что надо стараться жить по заповедям Божиим, любить Бога и ближних, жить со всеми в мире и взаимопонимании, не делать никому зла, прославлять имя Бога делами добра и милосердия. Любой хороший ученик блестящими ответами своими делает честь своему учителю, и, наоборот, нерадивый ученик неумением и незнанием своим позорит наставника. Так и мы с вами, братья и сестры, должны усердно трудиться в своем духовном делании, быть ревностными в вере, исполнять закон Христов, чтобы, видя наше благочестие, окружающие прославляли нашего Божественного Учителя — Господа Иисуса Христа. Если же мы станем коснеть в грехах, утопать в страстях и соблазнах мира, лениться в проявлении любви и милосердия, то покажем себя никчемными и недостойными называться последователями Христа. Да убережет нас Господь от сего погибельного пути!
Сын Божий непрестанно заботится о славе Своего Небесного Отца, и мы можем и должны в том постараться. Это не значит, конечно, что Богопочитание призывает нас отвернуться от всех земных забот и дел. Нет, мы трудимся непрестанно, и ради окружающих нас ближних. Но при всей нашей современной занятости нельзя забывать о Промысле Божием, о том, чтобы всю свою жизнь и деятельность посвящать Богу. Во всех делах видеть Его святой закон, ощущать Его Божественное присутствие и всеобъемлющую любовь. Жить с Богом в душе намного благодатнее и легче, чем просто влачить жалкое и греховное земное существование. Господь не сотворит ничего, что принесет нам вред. Даже болезни, испытания, потери и прочее посылаются нам для нашего же блага и духовного совершенствования. И потому за все мы должны непрестанно благодарить нашего Небесного Отца, в служении Которому и заключен смысл всей христианской жизни. Направим же все наши способности, дарования и умения на служение Господу.
Как Сын Божий всегда был покорен Отцу, так и мы преисполнимся кротости, смирения и послушания Божественной воле. Это будет сделать легко, если примем душой и ощутим всецелую нашу зависимость от Господа. Ведь ни одно дело, ни одно начинание и даже ни одно желание не осуществится, если на то не будет благословения Божия. Бог — наш Творец, Промыслитель и Податель всяческих благ. Вся природа повинуется Ему, вся тварь, весь мир видимый и невидимый. Даже высшие Небесные Силы беспрекословно слушаются гласа Божия и всегда исполняют волю Его. Так как же мы, грешные, немощные, несовершенные и порочные, можем мнить о превосходстве собственного волеизъявления? Псалмопевец Давид воспевал: Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его. (Пс.24:10). Милость и истина Божии! Да пребывают они с нами вовек! Сподобимся же свято хранить заповеди Божии, ибо Отец Небесный Сам ведает, кто из верных Его достигнет жизни вечной. Как говорит преподобный Ефрем Сирин: «По мере веры и благодать обитает в душе». Аминь.
Комментировать