<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 40. О грехе симонии. В среду 3-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего.

(Деян.8:22)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Сегодня в Апостольском чтении (см. Деян.8:18-25) продолжается рассказ о бывшем волхве Симоне, который позавидовал силе апостольского дара и стремился деньгами купить Божественную благодать. Апостол Лука, повествуя об этом в Деяниях, пишет: Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.

Приземленный и меркантильный, он не понимал, что не все в этом мире продается и покупается.

За деньги, за жалкий металл, в очах Божиих ничего не значащий, Симон дерзнул начать торг со святыми апостолами и вознамерился купить то, что не продается, потому что принадлежит единому Богу. Когда апостолы возлагали руки на новокрещаемых в граде Самарии, сошествие Святого Духа сопровождалось видимыми знамениями. Это-то обстоятельство и побудило Симона предложить им безумную сделку. Наверное, не было случайностью то, что печать Святого Духа не успела запечатлеться на Симоне, уверовавшем с корыстными помыслами и нечистыми побуждениями. Разве Дух Святой не видит полноту и устремления человеческого сердца?!

Как повел себя Симон? Он не стал смиренно ждать своей очереди, полагая, что деньги сделают все за него и для него. Но — не вышло… Ведь ни за какие богатства мира невозможно купить Божественную любовь!

Блаженный Феофилакт писал о Симоне, толкуя данный отрывок Апостольского чтения: «Не ради веры он уверовал, но чтобы и ему творить чудеса. Как он думал творить чудеса? Сам он обольщал, а также укрощал беснуемых, а потому думал, что и апостолы подобно ему пользовались каким-либо искусством. Потому он и деньги давал. Опять потому же, чтобы не лишиться сего дара, он постоянно находился при Филиппе».

Явный и зримый результат от возложения рук апостолов произвел на Симона неизгладимое впечатление. И он решился купить за деньги у ближайших учеников Христа, а фактически у Самого Бога апостольские чудодейственные способности. Какая глупость и какое безверие!..

Вы можете спросить, как же Господь вообще допустил такого человека до Таинства Святого Крещения? Каким образом он мог оказаться среди уверовавших? Он — любящий не Бога, а исключительно самого себя! Святитель Иоанн Златоуст нашел очень верные слова для ответа на этот нелегкий вопрос. Святитель пишет: «Недуг был в Симоне с давнего времени; оттого он и при крещении не освобождается от него. Как же крестили его? Так же как и Христос избрал Иуду». Иуда предавал Господа предательством фактическим, Симон не менее решительно отвергался от Бога духовно.

Соответственно восприняли предложение Симона и святые апостолы. Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

Бывший волхв был обличен в своем беззаконии перед Богом.

Более того, Петр заверяет, что за лживость помыслов и греховность намерений он не получит ни части благодати, то есть той меры, какая была отпущена всем новокрещаемым при совершении Таинства, ни жребия, всей полнотой которого возвеличены святые апостолы, и который уготован им во служение от Самого воскресшего Господа. Апостол Петр призывает Симона покаяться, от всей души повиниться перед Отцом Небесным и усиленно помолиться к Подателю всяческих благ: Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу, может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего: ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах не правды.

Грех Симона был очень тяжел, потому — требовал для прощения усиленных молитв и искреннего, слезного покаяния. Нет того хуже, чтобы поддаваться нечистым побуждениям и искать нечистые средства для достижения нечистых желаний! Помысел сердца был в сознательном осуществлении намерения купить Божественный дар. И ведь Симон знал, что апостолы действуют не своей, личной силой, а именем Господним. Так как же можно было, веруя в Бога, предположить, что Создатель может торговать Своими дарами?! В этом проявилось величайшее богохульство Симона. И потому он должен был понести от Бога наказание. Апостол Петр, обращаясь к Симону, говорит: …вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

Как желчь горьки слова и намерения Симона, который пребывает в узах собственной лжи и страшного заблуждения, поработясь всем сердцем и всей душой греховному помышлению своему. Только покаяние способно вырвать его из этого печального нравственного состояния. Но для этого Симон сам должен захотеть преобразования и очищения, пересмотреть все жизненные постулаты. Он сам должен потрудиться, поработать над своей душой!

Что видим мы духовными очами, слушая Апостольское чтение? Мы зрим человека, который на взволнованный призыв апостолов к покаянию и молитве, не желает напрягаться, а просит: Помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами. Вот в каком опасном нравственном состоянии пребывает Симон-волхв! То есть даже после всего случившегося его беспокоит только лишь наказание, но — не состояние собственной души, которая нуждается в исправлении и очищении. Опять он смотрит на все происходящее земными, похотливыми и затуманенными очами, а не духовно просвещенным взором. Привыкший к славе, почестям, людскому уважению и восхищению, Симон оказался неспособным от всего этого отказаться ради того, чтобы постичь истинную веру и обрести Божественную правду.

В Деяниях святых апостолов не сказано о дальнейшей судьбе этого человека, однако история Церкви Христовой хранит предание о нем как о злейшем враге христиан, который противоборствовал апостольской проповеди и еще раз встретился с апостолом Петром в Риме. Известно также, что погибель Симона-волхва за все его прегрешения была люта и страшна.

Но ничто и никто не могли более остановить святых апостолов, и благовестие их успешно продолжалось: Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Симон-волхв являет для нас пример человека, который, приходя в Церковь, не знает и не понимает, куда, а главное, к Кому он пришел. Не помолиться, не возблагодарить, не покаяться он намеревался, а поторговаться с Богом, чтобы за деньги купить благодать Святого Духа, и через обретенные бесценные качества тешить собственную гордыню и тщеславие. Но в духовности торг невозможен!

У Бога нет товара, есть только дары. Все, что мы имеем в этой жизни, все, чем обладаем и отличаемся, нам даровал наш Отец Небесный. Каждому даровал! Не за что-то, а просто так, по величайшей Своей любви. Из всех Господних даров дар благодати Святого Духа самый ценный. Святые угодники Божии усиленными духовными подвигами и исключительной, праведной жизнью, молитвенным деланием обретали Его. И превыше всего на свете ценили эту благость. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если бы мы все приобщились Духа, как следует приобщиться, то узрели бы и небо, и свое будущее там состояние». Однако стяжать Святой Дух совсем непросто. Требуются непрестанные духовные усилия и немалое мужество. По словам святителя Григория Нисского: «Цветущая Духом благодать бывает только в умертвивших себя греху».

Очень трудно беречься всякого греха и подвизаться против всякого беззакония. Только если человек любит Бога, если сердце его просвещено благодатью Святого Духа, милее и желаннее ему добродетель, а не греховные соблазны. Потому что в душе своей он имеет страх Божий и такую любовь, что боится прогневать возлюбленного Господа, своими действиями боится огорчить Его. Даже если в повседневной жизни учащаются скорби и испытания, то верный последователь Христа воспринимает их со смирением и терпением, вознося непрестанные молитвы, чтобы тем самым усилить общение с Богом, снискать Божественную благодать и воскликнуть словами святого псалмопевца: Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! (Пс.17:2).

В Святой Православной Церкви практика рукоположения в священный сан восходит к апостольским временам. Память же о бесчестном поступке Симона-волхва жива и в наши дни. Грех торговли священством по его имени называется «симонией». Этот грех считается очень тяжким и заслуживающим должного наказания. Так, в двадцать девятом Апостольском правиле говорится: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, как Симон-волхв Петром». Нет поблажек и тем, кто с точки зрения торговли относится и к другим церковным Таинствам и священнодействиям. Двадцать третье правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Никто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, преподая Пречистое Причастие, да не требует от причащающагося за таковое причащение денег, или чего иного. Ибо благодать не продаема и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Если же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого-либо рода воздаяния от того, кому преподает Пречистое Причастие: да будет извержен, как ревнитель Симонова заблуждения и коварства».

Некоторых людей смущает то, что в храме надо платить за различные требы, свечи, заказывая молебны и панихиды. Но, чтобы не поддаваться недоброму осуждению, нужно, прежде всего, взглянуть на себя и ответить на вопрос о том, чем для нас являются деньги — платой за благодать или пожертвованием Церкви Христовой, которое мы добровольно стремимся внести? Ведь нас в храме никто не неволит платить. Те немногие материальные средства, которые мы здесь оставляем, являются нашей милостыней, нашим пожертвованием на общее церковное дело. Недаром апостол Павел писал: …каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением (2 Кор.9:7). Только в этом случае жертва твоя будет как благословение, а не как побор (2 Кор.9:5). И потом нашим утешением должно стать осознание того, что, сколько бы мы ни жертвовали, сколько бы ни приносили в Церковь, Отец наш Небесный дает нам гораздо больше, ведь ничто не может сравниться с благодатью Святого Духа, которая здесь ниспосылается на нас. И ничто не может сравниться вообще с нашей жизнью, которая у нас есть только по воле Бога. Никакие сокровища мира с этим не соизмеримы!

Если станем помнить об этом, если действительно будем любить Господа, то дела милосердия потекут обильной и очень благодатной для души рекой. В сотворении добра во имя Возлюбленного Бога столько лучезарного тепла и света, столько истинной небесной радости, что благость ее способна наполнить ликованием даже самую печальную, исстрадавшуюся от житейских проблем и невзгод душу. И тогда никто не сможет сказать, что серебро твое да будет в погибель с тобою. Искренней жертвой Богу, Церкви Христовой мы обретем не гибель, а спасение, какой бы по величине она ни была!

Щедростью, добротой, милостыней, готовностью помочь ближним в трудную минуту собираем мы себе нетленное богатство на Небесах. Святитель Василий Великий говорит: «Желаю тебе, чтобы ты богател одним Богом, а целый мир всегда считал прахом». Господь наш Иисус Христос предостерегал: Трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф.19:23). Слова эти о тех, кто прилепляется к своему материальному достатку, живет одной лишь мыслью о накоплении денег, прилагая много усилий к достижению этой цели. Такому человеку действительно тяжело подниматься к Небу. Груз земных привязанностей тянет вниз. Святитель Феофан Затворник пишет: «Не богатство — беда, а упование на него и пристрастие к нему».

Действительно, мы дорожим тем, на что уповаем. Уповаем на тленные сокровища и привязанности мира сего, так становимся рабами земных вещей. Уповаем на Господа, прилепляемся к Нему всем сердцем, так и дорожим, и богатеем Богом.

И потому, по словам святителя Иоанна Златоуста, «не будем почитать богатство великим благом: великое благо — не деньги нажить, но стяжать страх Божий и благочестие». Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать