<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 15. О преломлении хлеба. В субботу Светлой седмицы перед раздачей артоса

…взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его.

(Лк.24:30)-31

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Множество раз за время земного Своего жития Господь Иисус Христос вкушал пищу вместе с учениками, благословлял и преломлял для них хлеб. Великой радостью духовной было преисполнено это общение. Но вот наступили страшные дни Страстей Господних. Сын Человеческий умер на Кресте — и счастье пребывания с Божественным Учителем казалось осиротевшим апостолам безвозвратно утраченным; насущный хлеб, смоченный слезами великой утраты, сделался для них горек.

В сердцах учеников Распятого Спасителя умирала вера, угасала надежда. Они преисполнились такой великой скорби, что не желали ни видеть, ни слышать ничего вокруг, и даже принесенную женами-мироносицами всерадостную весть о Воскресении Учителя сочли пустыми словами (см. Лк.24:11). Но все же: от слов взволнованных женщин перед духовным взором некоторых апостолов пробудилась тень надежды. Возможно, влекомые этой надеждой, двое из них, Лука и Клеопа, побрели по направлению к Галилее, где, по сбивчивому рассказу мироносиц, следовало ждать новых известий о Сыне Человеческом. Так, коротая дорогу в безотрадных сетованиях, шли два маловерных ученика Христова, когда встретился им неведомый Путник, как-то сразу вызвавший в них чувства приязни и доверия. То был воскресший Божественный Учитель — но души Луки и Клеопы омрачало уныние, и потому глаза их были удержаны (Лк.24:16), так что они не узнали Его. Апостолы поделились с таинственным Путником своим горем — ответом им были слова не утешения, но обличения: о, неосмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк.24:25-26).

От сурового этого упрека малодушные ученики вдруг ощутили какую-то неизъяснимую сладость. Таинственный Попутчик стал напоминать им древние пророчества о смерти и воскресении Мессии — и от каждого Его слова в сердцах Луки и Клеопы оживала надежда, воскресала вера. Но они все еще не узнавали своего Господа.

Уже вечерело, когда они достигли селения Еммаус, где апостолы собирались остаться на ночлег. Господь словно бы желал идти дальше, но ученики начали молить Его остаться, боясь лишиться сладости беседы с Таинственным Незнакомцем. И только за трапезой, когда Спаситель столь памятным жестом благословил хлеб, преломил и подал им, открылись у них глаза, и они узнали Его (Лк.24:31). Не случайно евангелист акцентирует на этом внимание. Обычное, на первый взгляд, действо преломления хлеба приобретает, таким образом, новый, мистический смысл. Оно напоминает о той великой Тайной вечере, на которой Господь даровал человечеству Самого Себя, даровал Церкви Своей евхаристическое общение.

Я с вами во все дни (Мф.28:20) — таково непреложное обетование Господа Иисуса Своим последователям Апостолы постоянно чувствовали незримое присутствие среди них Божественного Учителя и на братских трапезах перед тем местом, которое обычно Он занимал, возлагали хлеб — дабы Господь благословил вкушаемые ими дары земные. А после трапезы они благодарили Бога, поднимая над головой этот благословенный хлеб и радостно возглашая: «Христос воскресе!» Такой апостольский обычай, бережно сохраненный отцами Церкви, дошел до нас в освящении артоса.

Слово «артос» — греческое; в переводе на русский язык оно означает «хлеб». Традиция употребления артоса сложилась в Древней Церкви. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным Хлебом Жизни. На артосе изображается Воскресение Христово, либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.

Воскресший Иисус Христос умножил и благословил для учеников Своих дары земные и на многознаменательной тивериадской вечере, где трижды обращался Он к апостолу Петру с вопросом: Любишь ли ты Меня? (Ин.21:15-17), через исповедание любви выжигая из души этого ученика смертный грех отречения. Святая любовь ко Господу — вот то главное, чего ждет от нас Божественный Спаситель, без чего мертва вера и тщетны надежды.

В грозные дни Страстей Христовых все избранные апостолы дрогнули, устрашились и усомнились, но все они, кроме безлюбого Иуды, сумели сохранить в себе святыню любви к Божественному Учителю, за то и ниспослал Он им неколебимую крепость в подвигах благовествования, немеркнущую славу в Горнем Царствии. Утратив веру и надежду, брели Лука и Клеопа по пути в Еммаус — но горело в них сердце, когда Иисус говорил им по дороге (см. Лк.24:32), оттого и дано им было узнать Господа.

Господь незримо сопутствует нам на всех наших жизненных путях, но вот горит ли в нас сердце наше от благой Его близости? Увы, обычно сердца наши остаются холодны как лед, мы и не замечаем бесчисленных благодеяний Господних, равнодушны к слышанию слова Божия, отгораживаемся от своего Спасителя стеной житейской суеты. А обращаясь к Всевышнему, мы умеем только роптать или просить — чего просить? конечно же, земных благ. Нам, бесчувственным и малоумным, и невдомек, что необходимые человеку блага временной жизни — лишь естественное приложение к даруемым от Господа бесценным сокровищам духа.

Благословляя и подавая ученикам земной насущный хлеб, Господь тем самым благословил земные дела и дни рода христианского. Благочестивый человек и пищу вкушает, и трудится ради своего пропитания — все во славу Божию, с благодарением и смирением, и потому Господь благословляет его, посылая ему благоденствие и мир душевный. Скромный достаток под Покровом Всевышнего дает человеку силы и здравие, а роскошное изобилие, сопряженное с проклятием, ведет к болезням, к опустошенности телесной и душевной, к вечной погибели. Так древние израильтяне в пустыне возроптали на «надоевшую» небесную манну, и Господь послал им дождь из перепелов — изысканное кушание, но среди пресытившихся ропотников открылся мор, и они стали в муках умирать тысячами. Воистину, лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми (Притч.16:19).

Дорогие во Христе братья и сестры!

В память о Воскресении Спасителя освящая артос, Церковь молит, дабы Господь через сей святой хлеб соделал верных причастными Его небесному благовествованию, «всякую болезнь и недуг от нас Своею силою отженил, здравие всем подавая». Священный хлеб древних израильтян — пасхальные опресноки напоминали им избавление от египетского рабства, христианам святой артос должен напомнить о спасении их от рабовладельца, несравненно более жестокого, чем египетский фараон, — Христос Искупитель избавил нас от ига человекоубийцы-диавола. Да не приманит нас вновь этот лжец и клеветник отравленными своими яствами — да сохраним мы верность блаженным трапезам, уготованным для нас Любвеобильным Спасителем и в этом мире, и в будущем. Для того ныне во дни пасхальные полагает Церковь перед нашими глазами святой артос, чтобы и мы, как апостолы, всегда помнили о незримом присутствии среди нас Христа воскресшего. Благословением Господним освящается для нас хлеб вещественный, даруя здравие телам и душам нашим. Будем же вкушать дары земные с благоговением и благодарением, памятуя и о том, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.4:4). Аминь. Христос воскресе!

Комментировать