<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 93. О жизни временной и вечной. Во вторник 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам…

(Ин.16:7)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В Святом Евангелии, прочитанном сегодня, Господь наш Иисус Христос продолжает утешать апостолов и приуготовлять их к скорой разлуке, а также предупреждает учеников об ожидающих их преследованиях со стороны фарисеев и иудейских властей (см. Ин.16:2-13).

Спаситель знает, как трудно им будет оставаться без Него в этом порочном и заблуждающемся мире. За то лишь, что они являются Его учениками, иудеи будут поносить и гнать их, потому что в глазах блюстителей ветхозаветного закона они являются отступниками отеческой веры и, значит, должны быть изгнаны из синагог, объявлены вне закона, что влечет за собой не только всеобщее презрение и осуждение, но и угрозу самой жизни. Ведь отступники считаются у иудейского народа неправедными, а закон гласит, что убить неправедного равносильно принесению жертвы Богу.

Вот почему Господь говорит: Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Иисус Христос предупреждает учеников о грядущем, как бы горько ни звучали Его слова. Сын Божий называет и причину такого враждебного отношения иудеев к апостолам. А причина проста — неверие: Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Сколько учил, проповедовал, вразумлял чудесами Господь наш Иисус Христос иудейский народ, но так мало сердец отозвалось на этот призыв, так мало душ озарилось истинной верой! Ученики же Христовы, познавшие всю сладость Богообщения, возгоревшиеся любовью ко Господу и возродившие в себе духовное существо человека, стали изгоями для общества.

Почему же раньше Господь не говорил ученикам Своим об ожидающих их страданиях? Просто Он Сам был рядом с ними. Но так как теперь Господь удаляется от них, Он предупреждает, что проповедь Евангелия отнюдь не простое и легкое дело, чтобы они были готовы к трудностям и даже страданиям.

Только Сын Божий знает, что ничто не может испугать Его учеников. Ради веры и любви к Нему они готовы перенести любые муки, и даже сама смерть не способна отнять у них это чувство. Да, когда это случится, в сердцах их еще будет жить человеческий страх за свои жизни, но после Воскресения Христова они обретут столь сильную веру, что не только достойно продолжат дело благовестия, но и смогут небоязненно принять мученическую кончину за Христа.

Сын Божий все это знает. Они, ученики Его, пока не ведают содержащейся в них силы. Только одно сейчас волнует, тревожит и беспокоит их — скорая разлука с любимым Учителем. И Господь это понимает: Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. А как по-другому? Для любящего человека нет ничего страшнее и тяжелее, чем расставаться с любимым. Вот в этой печали и пребывали души святых апостолов. Спаситель и Сам скорбел о предстоящем расставании, но, исполняя волю Отца Небесного, поступить иначе не мог. Однако правдой является и то, что, расставаясь с Господом, ученики все-таки по несовершенству любви своей больше жалели себя и не спрашивали Спасителя, что с Ним будет дальше. Их любовь была сильна, но еще эгоистична. Хотя и эти страдания, и эта скорбь понятны Христу, Который любит их совершенной любовью.

Его сердце тоже трепещет и желает утешить дорогих людей: Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не прии-дет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. В словах этих заключена очень важная мысль о единосущии Отца и Сына и Святого Духа. Сын Божий, успокаивая учеников, обещает им Утешителя, Которым является Святой Дух. Но что может утешить, если мы расстаемся с любимым человеком? Только долгожданная и желанная встреча с ним. А что могло утешить апостолов при расставании с Божественным Учителем? Конечно же, возвращение Его Самого. И вот Спаситель говорит об Утешителе, Который способен будет дать им истинное утешение, стало быть, вернет им Господа. Так и произошло в день Пятидесятницы. В Духе Святом апостолы вновь обрели Иисуса Христа, Сына Божия и исполнились волею Бога Отца. Утешитель открыл для них Господа не только как Совершенного Человека, но и как Совершенного Бога. Ранее они этого по человеческой немощи своей просто не могли понять.

Если Святой Дух способен вместить в Себе Сына Божия, значит, Он — Единосущный Богу Отцу и Богу Сыну, и вместе с тем Сам — третье Лицо Пресвятой Троицы. И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден.

Какой мир будет обличать и просвещать Святой Дух? Мир, погрязший в грехе и обмане. Мир, где перепутаны понятия добра и зла. Мир, видящий воочию Сына Божия и не верящий в Него.

Почему иудеи возненавидели Господа нашего Иисуса Христа? Почему кричали: распни! — и приговорили к самой жестокой казни? Разве было в Спасителе и во всей Его жизни что-то, что заслуживало подобного отношения, что служило источником такой дикой ненависти? Нет, конечно. Господь, Сам безгрешный, призывал к искоренению греха, взывал к человеческой совести, призывал людей быть чадами Божиими. Греховность и привязанность к земному не позволили этому миру принять и признать Христа, поверить в Него как в Истинного Мессию, Сына, посланного Отцом.

Утешитель засвидетельствует о правде, связанной с Иисусом Христом. Удаление Господа от людей, возвращение Его к Отцу Небесному непонятно пока даже ученикам Его, которые, безусловно, любят Божественного Учителя и по земной любви своей огорчаются, а не радуются этому удалению. Но Утешитель Дух, снизойдя на апостолов, раскроет им истинное значение этого события, правду о Крестной смерти Спасителя и о преславном Его Воскресении. И они сумеют засвидетельствовать эту правду перед иудейским народом. Пройдет немного времени, и апостол Петр со всей твердостью веры и уверенностью в своих словах возвестит: Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян.2:36).

Святой Дух просветит мир о том, что диавол, князь греховного мира, виновник смерти Христовой навеки осужден. В Церкви нет для него места, и он отныне ничего не сможет сделать с верующими во Христа людьми. Господь наш Иисус Христос избавляет нас от коварных сетей врага рода человеческого. И если мы верим в Бога, пребываем в общении с Господом, соделываем душу свою нерукотворным храмом Божиим, то никакие силы зла не способны одолеть нас.

Господь знает, что без благодати Святого Духа ученики Его пока несовершенны, о многом судят с точки зрения земной, а не духовной, поэтому говорит: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Естественно, никакой разумный учитель даже не будет пытаться объяснять ученикам высшую математику, зная, что они не владеют элементарными знаниями арифметики. Когда придет Утешитель, Он явится к апостолам как Дух Истины и насытит их всеми необходимыми знаниями и наставит на всякую истину. Ученики усвоят действительно все учение о Боге, их познания в вере будут совершенны, Святой Дух даст им это. А вот степень восприятия истины будет зависеть от самих апостолов — насколько они смогут в себя вместить, настолько преисполнятся Духом Святым, Который станет их Путеводителем и не от Себя говорить будет, а от Отца Небесного. И тогда, что бы ни случилось, что бы ни произошло в этом мире, даже претерпев все скорби, верные последователи Христа не станут падать духом. Как обещано Господом, Дух Утешитель раскроет им завесу грядущего, будущее возвестит, в котором, по воле Божией, обязательно восторжествует победа добра над злом.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Каждый день нашей жизни по-своему уникален и драгоценен. Мы мало задумываемся над тем, что время жития нашего непрестанно уходит. Человек имеет не много жизней, не две, не три, а только одну. И прошедшее время возвратить невозможно. Минувшее безвозвратно ушло, будущее нам неизвестно. Только Богу открыт тот день, когда мы должны покинуть этот мир. Все это мы знаем, понимаем умом, принимаем душой и сердцем. Так почему же так беспечно растрачиваем мы свою жизнь, почему больше думаем о земном, суетном, а не спешим познать вечное? Разве готовы мы всегда, во всякий час жизни нашей к исходу, к той грани, за которой блаженная вечность?

Мы все куда-то спешим, торопимся. У всех нас столько дел, с человеческой, мирской точки зрения, важных и неотложных. Но если взглянуть на нашу жизнь духовными очами через призму вечности, какими мелкими, ничтожными, недостойными Божиего внимания мы себе покажемся! И дни-то, драгоценные дни земной жизни, данной нам Творцом для покаяния, для молитвы, для духовного делания и совершенствования, для стремления к правде и к спасению, растрачены понапрасну. А между тем, если бы мы об этом хоть немного задумывались, то душа наша пребывала бы в спасительном страхе Божием, ум держал бы память смертную, а плоть скорбела о совершенных грехах. Потому что, какими хотим мы быть при смертном рубеже, какими желаем предстать пред Судом Божиим, такими должны стремиться быть и во все дни жизни нашей. Отсюда вывод: жизнь христианская есть непрестанная скорбь о грехах, искреннее, неустанное покаяние и нелегкий подвиг веры и благочестия.

Кто способен на такое?! Где найти силы одолеть собственную духовную леность, пробудиться от забытья неверия и никому не нужной суеты? Разве не находимся мы в непрестанной борьбе сами с собой — со своими грехами, страстями, пороками, со своим желанием легкой и красивой жизни?! Между тем, как мы слышали сегодня, Господь возвестил ученикам и последователям Своим, что их в мире, на поприще земной жизни, ожидают только скорби и страдания. А разве современным христианам, нам с вами, братья и сестры, легко? Любить Бога и ближних своих и видеть в ответ зачастую ненависть и злобу. Сострадать, творить дела милосердия, нередко встречая упреки. Верить и исповедовать православную веру среди безбожия. Но все-таки, как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), «земная жизнь дана человеку милосердием Творца для того, чтобы человек употребил ее на свое спасение». И, по словам этого же святителя, «время нашей земной жизни бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь». И хотя через многие испытания предстоит нам еще пройти, мы не должны отчаиваться, ведь Господь никогда не оставляет нас без Своей неизреченной помощи, посылая обилие благ земных и духовных. Утешая учеников Своих, Спаситель утешил и нас тем, что всегда пребывает с нами, во все дни нашей жизни, и, самое главное, пребудет с нами и в блаженной вечности, если сподобимся верностью нашей, верою и любовью такого счастья достичь! Не к временной, а к вечной жизни приуготовил нас Бог. И Сын Божий ради того в этот мир пришел, чтобы распахнуть для нас двери вечности, которые затворены были когда-то первородным грехом. Так пусть каждый день нашей жизни станет ступенькой на пути спасения. Задумаемся об этом, чтобы не растрачивать время напрасно. Чтобы вместе со святым апостолом Павлом возвещать себе самому и всему миру: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор.6:2). Аминь.

Комментировать