<span class=bg_bpub_book_author>митрополит Владимир (Иким)</span> <br>Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

митрополит Владимир (Иким)
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной


Слово 4. Об апостольском жребии. В понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)

Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса.

(Деян.1:16)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Величайшей, несказанной радостью наполняются сердца верующих при этом вечно живом апостольском приветствии. «Христос воскресе!» — говорим мы друг другу. Спешим и с незнакомыми людьми поделиться неизреченным по значимости свидетельством о том, что Господь наш Иисус Христос, принявший смерть на Кресте за грехи всего рода человеческого, воскрес из мертвых! Христос воскрес, и мы воскреснем! Вот она, ни с чем не сравнимая надежда, конкретное воплощение нашего упования на жизнь вечную! Это значит, что жало смерти больше не имеет над нами власти, потому что Господь открыл каждому Своему верному последователю путь спасения и бессмертия.

Сегодня за Божественной Литургией мы слышали повествование из Деяний апостольских об избрании в число двенадцати нового благовестника вместо предателя Иуды (см. Деян.1:12-17, 21-26). Потому что надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде. Сотворив страшное злодеяние, Иуда принял самую позорную смерть, вместо столь вожделенного для него почета, уважения и славы, обрел лишь вечную погибель. Мы слышали, как потрясенные и ликующие ученики возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон. Только что они стали свидетелями удивительного события — их Божественный Учитель, Господь наш Иисус Христос вознесся в сиянии славы к Отцу Небесному.

Апостолы, помня обетование Божие, взошли в горницу, где и пребывали… в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Матерью Иисуса и с братьями Его. Возможно, это была та самая горница, где проходила Тайная вечеря. Преисполненные благодатью нового учения, принявшие всей душой Новый Завет, апостолы уже не могли удовлетвориться ветхозаветным Богослужением. Их переполняла величайшая по силе любовь к Господу, которая затмевала собой все другие чувства или переживания. Апостолы торжествовали и ликовали, как и мы с вами сейчас радуемся Его преславному Воскресению. А чем они могли выразить свою любовь? Конечно же, молитвой, славословием, воспеванием Бога!

И теперь спросите себя, братья и сестры, какая сила приводит нас в храм Божий в эти светлые дни? Почему мы бросаем все текущие дела, забываем обо всех проблемах и спешим навстречу Спасителю? Ответ будет однозначным — нами движет любовь к Господу нашему Иисусу Христу, желание разделить с другими православными торжество Христова Воскресения, потребность выразить свои чувства к Сыну Божиему, искренней молитвой от всей души восславить Христа!

Исторически важным для нас является упоминание, что ученики Господни пребывали в горнице вместе с Пресвятой Богородицей и братьями Его. Ведь ранее сыновья Иосифа Обручника не верили в Иисуса, как в Мессию, но теперь стали верными последователями Христовыми. Выражение и в те дни повествует о незабвенных в христианской памяти днях между Вознесением Господним и Святой Пятидесятницей. В Деяниях апостольских сказано, что в это время собралось около ста двадцати учеников. Но действительное число их было значительно больше, как и говорит апостол Павел: … потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили (1Кор.15:6).

Святой Петр, по словам святителя Иоанна Златоуста — «уста апостолов, всегда пламенный и верховный в лике апостолов», которому Сам Господь заповедал: паси овец Моих (Ин.21:16), разъяснил братиям произошедшие события и предательство Иуды в свете Священного Писания: Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде. Почему он сделал именно такой акцент? Потому что Иуда тоже был сопричислен к ближайшим ученикам Господа, и, по словам апостола Петра, получил жребий служения сего. Да, Иуда Искариотский Самим Господом был призван к служению апостольскому. Но зависть, корысть, стремление к земному, а не к небесному привели его к совершению страшного предательства. Он пошел против своего Божественного Учителя, за тленную мзду продал любовь, продал все добрые чувства и отношения, отдал Господа в руки врагов. Но тому надлежало исполниться. И потому падение Иуды не могло и не должно было поколебать веру других учеников Христа.

Избирая нового благовестника, все собравшиеся хорошо понимали, что нести Евангельскую проповедь должен не просто верный и праведный человек, а один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и общался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. В словах этих, братья и сестры, определена сущность апостольского служения — быть свидетелем Воскресения Христова. Полнота и зрелость веры избранников Христовых формировалась постепенно в непосредственном и непрерывном общении с Божественным Учителем. Только такая подготовка давала право на высокое апостольское призвание. Свидетельство же Воскресения Христова являлось непреложной истиной, на которой основывалась вся вера христианская. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Кто явится достойным свидетельствовать о том, что ядый и пияй с нами и распятый Господь восстал, тому гораздо более можно и должно поручить свидетельствовать и о прочих событиях; потому что искомым было Воскресение, так как оно совершилось втайне, а прочее — явно».

Для жребия поставили двоих — Иосифа, называемого Варсавою, и Матфия. Вероятно, что эти люди были из числа семидесяти призванных Господом учеников и отличались от всех других чистотой жизни и пламенностью веры. И вот апостолы, помолившись, сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал. Заметьте, братья и сестры, что они не говорили и не просили Господа: «избери», потому что знали, что на все события или решения распространяется святая воля Божия. Как при земной жизни Господь наш Иисус Христос Сам выбирал и звал за Собой апостолов, так и по Вознесении Сына Божия на Небо только за Ним остается право избрать двенадцатого апостола. Как вы слышали, жребий выпал достойному — к одиннадцати ближайшим ученикам Господа был сопричислен Матфий.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Может возникнуть вопрос: почему апостолы предпочитают избрание посредством жребия? По словам святителя Иоанна Златоуста, «они еще не считали себя достойными того, чтобы самим сделать выбор, а потому хотят узнать (о сем выборе) посредством какого-нибудь знака». Определение по жребию являлось еще ветхозаветным установлением. Иудеи в совершении дел и принимаемых по жребию решениях видели указания Самого Бога. Например, в книге Иисуса Навина находим свидетельство: . по жребию делили они, как повелел Господь чрез Моисея, девяти коленам и половине колена [Манассиина] (Нав.14:2). Жребий имел огромное значение еще и потому, что пока Дух Святой не сошел на апостолов, они не преисполнились обещанной им от Господа силой и не брали на себя смелость утверждать важные решения.

Сегодня, братья и сестры, мы с вами все являемся свидетелями христианского учения. Приветствуя друг друга радостными словами «Христос воскресе!» и слыша в ответ — «Воистину воскресе!», мы утверждаем святую православную веру, Преславное Воскресение Христово. Пускай люди неверующие считают, что все подвержено воле случая, человеческим хитростям или предопределенности судьбы. Но мы, христиане, знаем, что на все происходящие в жизни события есть воля Божия, что всем управляет Отеческий Промысл Божий.

Мало в этой жизни просто совершать добрые дела, стараться поступать по совести. И добрый человек подвержен страстям, и он не защищен от греха. Митрополит Московский Платон говорил, что «все наши добрые дела недостаточны» и лишь тогда действительны, «когда им содействует Евангельская благодать». Говоря о жизни христианской, преподобный Нил Синайский наставлял: «Желай, чтобы дела твои устраивались не как тебе представляется, но как угодно Богу».

Сын Божий, воплотившись, пришел в наш мир, чтобы сокрушить греховный мрак и суеверие. Восприняв истинное учение Христово, возрадовалась склонная к добродетели душа, вострепетала человеческая совесть. Да, далеко не все пошли за Господом нашим. Далеко не все восприняли Дух Истины. Просто мир привык жить земным и временным, не думая о небесном и вечном. Но Воскресение Господа нашего Иисуса Христа преобразовало все человеческие понятия и устремления. Став свидетелями этого величайшего события, люди поняли, что чувственные удовольствия, соблазны земного мира ничего не стоят и не значат по сравнению с обретением Бога в молитве, в Богообщении, в непорочной совести и чистоте.

Этот мир всему требует доказательств, даже Воскресению Христову. Отсюда берут начало многочисленные исследования, стремление объяснить невиданное чудо научно. Верующему человеку не нужды доказательства истины Пасхи Господней, потому что вся Церковь Христова преисполнена светом Воскресения, светом животворящим и все преобразующим. Пасхальная радость насыщает наши души силой духовного зрения, и тогда мы стараемся уже так жить, чтобы всегда видеть пред собой воскресшего Спасителя и совершать дела по воле Его. Будем же помнить и держать в сердце своем слова Господа нашего Иисуса Христа, призывающего не только святых апостолов, но и всех христиан, всех Своих верных последователей: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5:16). Аминь.

Христос воскресе!

Комментировать